Это вторая публикация из серии статей об устройстве централизованного отопления.
В прошлой статье мы рассказывали о назначении и классификации запорной арматуры. Сегодня подробнее остановимся на задвижках, одном из видов запорной арматуры.
Задвижки стальные
Итак, задвижка — это вид запорной арматуры, в которой регулирующий или запирающий поток элемент (заслонка, задвижка) перемещается перпендикулярно относительно направления потока теплоносителя. Принцип действия похож на задвижку у печной трубы, роль которой состоит в регулировании тяги в дымоходе или перекрытии дымовой трубы полностью.
В квартирах и даже в загородных домах задвижек практически не применяются. Задвижки могут быть использованы в техпроцессах на промышленных предприятиях, часто ставятся на магистральных трубопроводах сетей тепло и водоснабжения, на стационарных и блочно-модульных котельных, а кроме того, широко используются в ЖКХ многоквартирных домов для полного перекрытия или регулирования потока теплоносителя, холодной или горячей воды. Предложения и актуальные цены на стальные задвижки можно посмотреть здесь, рассмотрим далее устройство и способы врезки их в магистрали.
Устройство стальных задвижек
Конструкции задвижек могут различаться, но как правило, все они содержат три основных элемента: корпус, запор (задвижка) и систему привода.
- Корпус. Как правило состоит из 2-х частей: основы и крышки, первая подключается к трубопроводу, а вторая служит для установки задвижки и системы управления ей.
- Запор (задвижка, заслонка). Основная отличительная часть задвижек от прочей запорной арматуры. При перемещении заслонка входит в седловину и перекрывает канал полностью или частично, регулируя при этом поток.
- Система привода. Это та часть, которая управляет перемещением запора. Служит для перемещения заслонки, выполнена как правило в виде маховика на штоке с резьбой. Помимо обычного ручного привода (вентиль), нередко применяются электрический, а иногда гидравлический или пневматический.
По способу присоединения задвижек к магистралям и трубопроводам задвижки делятся на фланцевые, приварные и муфтовые.
Фланцевые задвижки.
Самый распространённый способ монтажа стальных задвижек на трубопровод. Фланцы, расположенные на концах корпуса задвижки, крепятся болтами к фланцам на трубопроводе. Монтаж, в прочем, как и демонтаж быстр и прост.
Приварные задвижки.
Применяется реже по причине сложности демонтажа в случае замены задвижки. Врезка стальной задвижки в магистральный трубопровод осуществляется сваркой.
Муфтовые задвижки.
Самый редкий из трёх вид подключения, применяется, как правило на трубах диаметром не больше двух дюймов.