Чудо преподобного Сергия

logo

Это было 202 года назад, в оккупированной России.

После продолжительного офранцуживания всего русского общества к началу ХIХ века дворянство знало западноевропейскую историю лучше Отечественной. И вот Россия вступила в эпоху антинаполеоновских войн. Разгул французских аббатов, чтение Евангелия на латыни, возвеличивание латинского катехизиса фактически уничтожали русскую ментальность, предательское безумие оказывало пагубное влияние на все сословия. И как бы ни высмеивал галломанию в своих комедиях Фонвизин, как бы ни ругал Щербатов, какими бы ярыми галлофобами ни были Державин, Карамзин, Ростопчин, Багратион, Шишков, православная Россия становилась неотъемлемой частью католической Европы.

Чудо преподобного Сергия



В Успенском co6opе. Василий Верещагин

Этот период по своему уничтожающему размаху напоминал золотоордынское иго и сравним со Смутным временем и польской интервенцией. Как и прежде, перед русским народом встал вопрос самоидентификации. Памятное чистилище произошло во время Отечественной войны 1812 года. «Великая армия» объединенной Европы изо дня в день оскверняла православные святыни. Великомученица Москва была разорена и сожжена. Просвещенные святотатцы: французы, баварцы, вестфальцы, гессенцы, голландцы, испанцы, итальянцы, пруссаки, поляки, саксонцы убивали, грабили, насиловали, устраивали отхожие места в алтарях православных храмов, сдирали серебряные оклады с икон, забирали лампады, кресты, даже отбирали одежду и обувь у духовенства. Обычным делом для ненасытных оккупантов было уничтожение православных святынь. В Спасо-Андрониковом, Покровском, Знаменском монастырях солдаты кололи на дрова иконы, лики святых использовали как мишени для стрельбы, жертвенники употреблялись вместо столов. В церквях Донского, Заиконоспасского, Новоспасского, Рождественского, Симонова, Покровского, монастырей находились конюшни, в Екатерининской церкви Вознесенского монастыря располагалась пекарня, Свято-Данилов монастырь был разрушен, Алексеевский и Новодевичий осквернены, в Высокопетровском монастыре обустроили скотобойню с мясной лавкой. В ней с ликов православных святых свисали приколоченные свежие мясные туши, а железный маршал Франции, герцог Ауэрштедский, князь Экмюльский Даву устроил себе спальное ложе в алтаре Чудова монастыря.

…И тогда явился он, тот, чьими наставлениями и молитвенными подвигами была спасена русская земля. Он, который вселил дух мужества и стойкости в святого благоверного князя Дмитрия Донского и русское воинство на Куликовом поле. Он, который являлся во сне благочестивому нижегородцу Козьме Минину и направил его во главе народного ополчения идти на очищение Московского государства от супостата.

Это случилось в тот день, когда уже был разграблен Боровский монастырь, когда в Звенигородском монастыре, основанном его воспитанником преподобным Саввой Сторожевским, квартировали солдаты принца Франции и вице-короля Италии дивизионного генерала Богарне, когда в кощунственном припадке европейские завоеватели рубили мясо на иконе Иоанна Предтечи в Можаевской Лужецкой Ферапонтовой обители, когда бесноватый легион побывал в Николо-Перервинском и Николаевско-Угрешском монастырях. Это случилось, когда ночи в первопрестольной были светлыми от бушующего огня, а дни — темными из-за дыма.

Чудо преподобного Сергия



Альбрехт Адам Наполеон в горящей Москве. 1841

Эта встреча состоялась на колокольне Ивана Великого, в тот час, когда император Франции Наполеон Бонапарт захотел взглянуть на пламенеющую Москву с самой высокой точки города в горделивом одиночестве. Великий заступник земли русской святой преподобный отец Сергий, игумен Радонежский, явился «корсиканскому дракону», он шел по небу со стороны Воробьевых гор, осеняя крестным знамением армии, надвигающиеся на Москву. Смятенный Наполеон устремился в Благовещенский собор, где узнал на одной из икон небесного странника. Именно тогда он стал походить на «соломенного пса», это прозвище было дано ему в первое время пребывания в военной академии в Бриенне. Покидая Москву, обезумевший европейский правитель отдал приказ об уничтожении Московского Кремля. Взлетели на воздух три башни со стороны набережной, Арсенал от Никольских ворот до Нагульной башни и со стороны Троицких ворот; осыпался верх Никольских ворот до иконы святителя Николая Чудотворца, сгорел дворец, выгорела Грановитая палата, но незримые хранительницы Кремля Спасская и Никольская башни остались неприступны. Взбешенный Наполеон был в отчаянии, ведь на надвратной иконе Спасской башни были изображены у ног Спасителя склонившие колени в молитвенном обращении святые преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Мародеры попытались снять золотой оклад с иконы Спасителя, но и эти варварские действия не увенчались успехом: по высшему промыслу лестница всё время падала. Потрясение покорителя Европы было так велико, что о его сумасшествии и паническом бегстве из России написано достаточно и маршалом Франции Бертье, и бригадным генералом Сегюром…

Появилась уникальная икона — «Явление Богоматери Сергию Радонежскому во время пожара Московского Кремля в 1812 году». Эта икона была создана в 1831 году, и согласно надписи на обороте, является первым списком с произведения московского художника Н. Н.Тяпина, который 10 сентября 1812 года был свидетелем этого чудесного явления над пылающей Москвой. Эту икону живописец вручил известному духовнику иеромонаху Амфилохию (Константиновичу), и с 1812 года она хранилась в его келье в ростовском Спасо-Яковлевском монастыре. Стоит упомянуть, что император Александр I пожаловал Московскому ополчению древнюю икону «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому», написанную на гробовой доске преподобного Сергия в 1588 году и присланную императору 14 июля 1812 года из Троице-Сергиевой лавры митрополитом Платоном (Левшиным). 

Чудо преподобного Сергия



«Явление Богоматери Сергию Радонежскому во время пожара Московского Кремля в 1812 году»

Великий русский историк В. О. Ключевский писал: «Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч».

Сотни лет ежедневно тянуться к мощам великого русского чудотворца православные христиане со всего мира, чтобы поклонится человеку, родившемуся в эпоху вымирания русского народа и сумевшего возродить и приумножить спасительную веру, с которой живет и по сей день многомиллионное восточное славянство, православный мир.

Александр Орлов

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[3]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...