В 1515 году он был послан на Русь, по просьбе великого князя Василия III, для перевода книг. Выучив русский язык, он занялся переводом Псалтыри, одобренный князем и духовенством. Оказавшийся втянутым в спор стяжателей и нестяжателей по вопросу монастырского землевладения, Максим принял сторону последних. Выступил он так же и с критикой несовершенства русской религиозной жизни.
Все это вызвало к нему ненависть со стороны высшего общества, в 1525 году он был обвинен в ереси и заточен в Иосифо-Волоцкий монастырь. Через шесть лет ему было предъявлено обвинение в «порче» книг и сослали под надзор епископа Тверского Акакия.
Неоднократные ходатайства за него со стороны восточных патриархов облегчили его участь, и он был переведен в Троицко-Сергиев монастырь, где он и скончался в 1556 году.
В день памяти этого святого мы предлагаем вашему вниманию краткую выдержку из одной беседы в его творении «Нравственные поучения».
Слово 16. Относительно разрешения обета поста.
1. Хорошо и весьма угодно Богу и для нас спасительно, если с добрым изволением докончим лежащие на нас обеты, какие мы дали Богу.
2. Знай же и то, что пост узаконен нам для умерщвления плотских страстей и похотей, оскверняющих внутреннего человека.
3. Когда же изнеможет плоть старостью, или от болезней, тогда требуется подкрепить ее легкою пищею, чтобы она в состоянии была служить душе в ее духовных отправлениях, содействуя молитве поклонами, стоянием и отправлением нужных служений.
4. И то еще следует нам прилежно наблюдать, чтобы поститься и духовно, воздерживаясь от всех душевных страстей, кои суть: зависть, ревность, любоимение, лукавство, пронырливость, ложь, лицемерие, жидовское сребролюбие и богомерзкое лихоимство, и причина всех зол – гордость.
5. Полное воздержание от этих душепагубных страстей, есть истинный пост и Богу благоприятный; а одно только воздержание в пище не только не приносит нам пользы, но и служит поводом большого осуждения, уподобляя нас бесам, как сказано в стихире: „От брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога и злым демоном уподобишися, николиже ядущим».
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
Вышла в свет новая книга издательства Свято-Троицкой Сергиевой Лавры «Живи мя по словеси Твоем»
Опровержение мнения, что судьба управляет всеми
Архиепископ Феогност передал настоятельнице Богородице-Рождественского монастыря Патриаршее поздравление с днем тезоименитства
В Подмосковье откроют новые цеха «Народных обедов»
По ходатайству преподобного Сергия