Начало правления святителя Феогноста, митрополита Киевского и Московского

logo
Митрополит Платон (Левшин). Краткая церковная история

Глава XXVI
По кончине святого митрополита Петра пришел из Царьграда на митрополию Русскую Феогност грек, и быв в Киеве и в других градах, и во Владимире, потом пришел в Москву и там утвердил место пребывания своего во дворе предшественника своего, святого Петра митрополита, в 1328 году. В том же году учинен великим князем Владимирским и Московским со многими другими княжениями Иван Данилович Калита и основал свою столицу в Москве, где и родился и воспитан и где Всероссийская митрополия уже была утверждена, а чрез то и град Москва начала увеличиваться и прославляться и княжение Московское приходить в большую силу. И по Божиему споспешествованию и по разумному великого князя правлению Москва с своею областию пребыла в покое и тишине чрез сорок лет.
Начало правления святителя Феогноста, митрополита Киевского и Московского


Святитель Феогност, митрополит Киевский и Московский
В том же году митрополит Феогност посвятил Антония во епископа Ростову и Ярославлю на место умершего епископа Прохора, а на место умершего Тверского Варсонофия посвятил в Тверь во епископа Феодора, быв во Владимире-Волынском.
В 1329 году митрополит Феогност ходил в Новгород и в другие города, и в Волынь, и в Галич. Таковые частые и долговременные от Москвы отлучки митрополитов и по городам странствования, хотя могут быть почитаемы посещениями пастырскими к обозрению, все ли в порядке, и ко устроению всего лучшего, однако, не без того было, чтобы не привлекало их к тому и корыстолюбие. Ибо посещая епархии и грады немалыми поборами и великим на себя и своих содержанием были иногда в тягость посещаемым, — как то о сем самом митрополите вскоре показано будет. Но что они отлучались часто и в Киев, и в польские места, во Владимир-Волынский и в Галич, в Галицию, — в том могут быть извинены, ибо там было много епархий православных, как-то: Черниговская, Смоленская, Полоцкая, Владимирская на Волыни, Галицкая, Перемышльская, Слуцкая, Холмская, Туровская и прочие. О них всех в наших летописцах не упоминается, чтобы в те епархии кто посвящаем был с того времени, как митрополиты Кирилл, Максим и Петр по большей части пребывали во Владимире и Москве. А только поминается о посвящении в великороссийские города, как-то: в Новгород, в Ростов, в Суздаль, во Владимир на Клязьме, в Тверь и в Сарай. Почему и была нужда митрополитам нередко ездить в Киев и в польские места для посвящения во епископы на разные тамошние епархии; а оттуда избираемые во епископа для посвящения во Владимир и Москву приходить, видно, не охотились или по отдалению места, или по неуважению великороссийских городов, или по политическим причинам тамошних владельцев.
В бытность митрополита Феогноста в Новгороде великий князь Иван Данилович и все князья русские по строгому и непременному требованию царя Азбяка, чтобы они сыскали тверского князя Александра Михайловича и к нему прислали, — пошли к Пскову с татарами, разорив до конца Тверь. Ибо Азбяк на него крайне гневен был за то, что Щелкана, его сродника, и с татары в Твери разбил и сожег, а князь Александр убежал во Псков, и псковитяне по многим требованиям российских князей, в том числе и самих родных братьев Александровых, его не выдавали и хотели за него до смерти сражаться.
В таком случае российские князья склонили митрополита Феогноста, чтобы оный митрополит на него, на князя Александра, и на псковитян возложил отлучение и проклятие, ежели он не согласится идти в Орду, а псковитяне его не выдадут, представляя в резон, что иначе вся Русская земля от татар и царя их до конца разорена будет. Это митрополит и исполнил, — в чем поступил он более по политическим видам, нежели по правилам церковным. Князь Александр Михайлович был зело тронут таковым отлучением его и псковитян, убежал оттуда в немцы, но потом по многим оборотам сам согласился пойти в Орду, где убит был и с сыном своим.
В 1330 году царь Азбяк пожаловал епископа Сарайского грамотою, чтобы его никто не обидел, и все исполнил по прошению его. А в следующем году митрополит Феогност на место отбывшего в монастырь и посхимившегося архиепископа Моисея посвятил по избранию новгородцев священника Григория, и по избрании постриженного и названного Василием, — во архиепископа в Новгород, во Владимире-Волынском. А на посвящении том были епископы: Афанасий Владимирский, Григорий Полоцкий, Феодор Галицкий, Марк Перемышльский и Иоанн Холмский. Не поминаются епископы Переяславльский и Белгородский, что близ Киева, ибо видно, что сии епархии, по разорении Батыем, упразднились. А с новопоставленным архиепископом Новгородским Василием в препровождении были не токмо посадники Новгородские, но и других людей до шестисот человек.
В то же время псковичи, быв под духовною властью у архиепископа Новгородского, предприняли у себя во Пскове сделать особого епископа, и уже избрали на то некоего Арсения, и послали с просьбою о поставлении его [к] митрополиту Феогносту, к чему склонили просить за них и князя Александра Михайловича Тверского, и всех князей литовских, конечно, православных (ибо тогда в Литве почти все были православной греческой веры); но не исполнил по их прошению митрополит, дабы не оскорбить Новгородского епископа и боясь раздражить новгородцев.
В 1333 году митрополит Феогност был и в Царьграде, и в Орде, а неизвестно для чего, и прибыл в Москву.
В том же году князь Иван Данилович заложил соборную Архангела Михаила церковь и в том же году окончил.
В том же году женил князь Иван Данилович сына своего Симеона, взяв за него княжну литовскую Августу; и она крещена и названа Анастасиею. Была она, конечно, латинской веры, и видно, что тогда латинян перекрещивали.
А архиепископ Новгородский Василий приходил к великому князю Ивану Даниловичу и к митрополиту Феогносту с почтением и со многими дарами.
А в 1336 году по смерти епископа Ростовского Антония поставил митрополит Феогност Гавриила епископом в Ростов.

  

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *