Следует отметить, что, по мнению В.В. Кавельмахера, еще до осады Подол находился в весьма неприглядном состоянии. Данные натурных исследований 1973 г., проведенные трестом «Мособлстройреставрация», свидетельствуют, что «построенная в 1547 г. на луговой террасе р. Кончуры церковь Введения уже к концу XVI в. перенесла катастрофу» [1]. Фундаменты построенного на месте деревянной церкви нового каменного храма не выдержали его тяжести — об этом свидетельствуют многократно чиненные «расседины» в частях стен XVI в. Храм лопнул в многочисленных местах в вертикальном направлении. «Основные вертикальные трещины проходят: по оси южного портала и, надпорталъному южному окну; в месте перевязки южной стены с западной стеной Константино-Еленинского придела; по алтарному окну и апсидному полукружию того же придела; по стыку алтарной преграды с северной стеной храма в месте, где пространство жертвенника расширяется за счет северной стены; по окну жертвенника и его апсидному полукружию; по западному порталу и надпортальному окну» [2]. Одновременно с этим неравномерная осадка фундаментов привела к многочисленным деформациям здания: «все четыре столпа храма опустились на 20 см., а весь храм осел на южную сторону на 30 см. Юго-восточный угол храма и половина апсиды придела и два прясла южного фасада приняли угрожающее положение, наклонившись к югу на 6-7см, из-за чего от древних подпружных арок собора 1547 г. уцелела только одна второстепенная арка первого яруса подпружных арок, соединяющая северо-восточный столп со стеной, разделяющий жертвенник с алтарем. Все остальные арки этого яруса, так или иначе, погибли; погибла даже арка проходов в алтарной стене; частично погибли, частично деформировались почти все подпружные арки подклета. Становится понятным, что глава храма в этих условиях никак не могла сохраниться». [3]
Учитывая эти свидетельства, представляющиеся вполне объективными, неизбежно возникает вопрос: каким образом могли совершаться богослужения в храме, находившемся в таком аварийном состоянии? Тем более что не было обнаружено никаких указаний на прекращение функционирования Введенской церкви еще задолго до осады. Для полноты картины приведем весьма критическое замечание В.И. Балдина на утверждение В.В. Кавельмахера об имевших место катастрофических разрушениях: «Никаких доказательств, подтверждающих факт этой катастрофы, не приводится кроме ссылки на то, что «это состояние храма зафиксировано древними (?) письменными источниками. В этом состоянии застала его осада» (с. 7). Почему же не назвать эти источники, если они есть? До сих пор, как мне известно, таких сведений наука не знала. И в связи с этим следовало бы объяснить, как понимать совершенно четкую запись в Указе патриарха Филарета 1621г. о том, что именно в период военных действий 1608-1610 гг. Пятницкую и Введенскую церкви «разорили, и престолы ободрали и ограду и кельи пожгли», и что ц. Введения «по ся мест стоит нестроена, пенья в ней нет, верх разломан и стороны развалились и престол разорен»… Поэтому без ссылок на источники и без анализа сведений, приведенных в Указе Филарета 1621 г. рассказ авторов о «катастрофе» с храмом в конце XVI века (всего через 50 лет после его сооружения) выглядит неубедительно». [4] Поэтому можно полагать, что если и имели место определенные разрушения Введенского храма еще до осады Троицкого монастыря, то они не носили столь «катастрофический» характер: настоящей катастрофой для храмов стал театр военных действий на Подоле.
По прошествии тяжёлого времени польско-литовского разорения настоятель Троицкого монастыря преподобный Дионисий (1610-1633 гг.) начинает восстанавливать разрушенное хозяйство обители, проводя параллельно с этим дальнейшее укрепление крепостных стен. Колоссальные по своему размаху строительные работы велись всю первую половину XVII в. как внутри, так и вне стен Лавры и не могли не затронуть Подольный монастырь. В 1611 г. он был возобновлен высочайшим указом Святейшего Патриарха Филарета, и в этом же году была восстановлена и освящена Пятницкая церковь. [5]
Однако Введенский храм требовал значительно больших затрат в связи с серьезными повреждениями, полученными как вследствие строительных просчетов, так и осады Троицкого монастыря. Поскольку из-за сильной и неравномерной усадки фундамента храм практически стал разваливаться на две части, требовались капитальные восстановительные работы.
Введенский храм простоял разрушенным до 1621 г. В том году святейший патриарх Филарет своим указом отмечал, что враги Подольные церкви «разорили и престол ободрали», и если одну из них (Пятницкую) к этому времени «уже поделали и освятили», то вторая (Введенская) «по ся мест стоит нестроена, пенья в ней нет, верх разломан, и стороны развалились и престол разорен». Поэтому было велено, «изготовя камень и кирпич и известь», отстроить и Введенскую церковь. [6]
Первоочередная задача, стоявшая перед строителями, заключалась в выведении церкви из аварийного состояния, что требовало проведения значительных строительно-ремонтных работ. Благодаря тому, что кладка 1621 г. велась на жирном ярко-белом растворе, а древняя кладка положена на крупнозернистый раствор ржавого цвета, можно с большой степенью точности установить те изменения, которые произошли при реконструкции храма. [7]
Прежде всего, все верхи храма (остатки сводов и закомары), наиболее пострадавшие, были разобраны и переложены на новом уровне. Падающий южный участок стены был на 3/4 очищен от облицовки и подперт сплошным контрфорсом, который скрыл под собой весь южный портал и два алтарных окна. [8] Поскольку количества света в алтаре значительно уменьшилось, окно верхнего света, расположенное в восточном прясле южной стены и освещавшее подсводное пространство диаконика, впоследствии придела свв. Константина и Елены, было значительно увеличено.
Обрушившиеся своды и подпружные арки подклета были частично перебраны, местами прочеканены. По всему периметру здания вверху на уровне 1-го яруса подпруж- ных арок был заложен новый мощный пояс дубовых связей сечением 30×30 см. с двумя коваными поперечными железными связями сечения 6×9 сантиметров. Таким образом, предполагалось удержать южную падающую стену и скрепить между собой все части здания: столбы, алтарную преграду, апсиды. Связи легли прямо на сохраненную стену XVI в. и частично на восстановленные подпружные арки первого яруса. По фасаду линия разборки совпала с нижней линией существовавшего в древности декоративного пояса, фрагмент которого сохранился только на апсидах, благодаря тому, что там линия разборки прошла на два кирпича выше, чем на фасадах. Возможно, таким образом строители решили сохранить нижний ряд древнего декоративного пояса. [9]
В.В. Кавельмахер отмечает, что если бы у строителей имелось в достаточном количестве железа, они смогли бы охватить разошедшиеся стены по периметру, и храм мог бы быть сохранён в своем первоначальном виде. «Однако у строителей, безусловно, имелость еще одно соображение: первоначальные верхи храма были слишком тяжелы для старых фундаментов, и их следовало по возможности упростить и облегчить, что и было сделано». [10]
На фасадах храма появился новый декоративный пояс, который прошел по периметру несколько ниже пят фасадных закомар и представлял собой ряд перспективных килевидных нишек из кирпича. [11] По мнению В.В. Кавельмахера, это было связано не столько с плохой сохранностью разобранного старого декоративного пояса, сколько с архитектурной перестройкой всего храма в русле нового строительного периода Троицкого монастыря при архимандрите Дионисии. [12]
Таким образом, первоначальный облик Введенской церкви вследствие реконструкции 1621 г. был значительно изменен. Обновление и второе освящение храма состоялось в том же 1621 г. [13]
Игумен Гедеон (Губка). Подольные храмы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Пятницкой Подворье г. Сергиев Посад. 2007 г.
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] Проект…, с. 6-7.
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Заключение В. Балдина на «Проект», с. 2 — 3. Личный архив автора.
[5] Горский А., с. 35.
[6] Текст Указа см. Приложение II. Также см. Балдин В. Загорск, с. 257.
[7] Кавельмахер В. Об окнах-розетках…, с. 222.
[8] Кавельмахер В. Об окнах-розетках…, с. 221.
[9] См. Проект…, с. 7-8.
[10] Проект…, с. 7.
[11] Проект…, с. 7.
[12] Там же.
[13] Голубинский Е., с. 272.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм на Подоле
Каменная одноглавая церковь, выстроенная в 1547 на средства боярина И. Хабарова, первоначально четырехстолпная.
Несколько раз перестраивалась, современные своды с главой устроены в... подробнее...
[2] — Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы на Подоле
Церковь Параскевы Пятницы на Подоле.
Церковь Параскевы Пятницы на Подоле — одна из самых древних церквей Сергиева Посада.
Первоначально на Подоле стояла деревянная Введенская церковь... подробнее...
[3] — Стены Лавры
Все церкви и здания окружаются каменною стеною, с девятью башнями и четырьмя воротами; стена в окружности имеет более версты; вышиною в 4 сажени, а с южной и западной стороны по местам до... подробнее...
[4] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...
[5] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[6] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...