Триединство Божества и единство человечества

logo

Священномученик Иларион (Троицкий)*

Триединство Божества и единство человечества


«… да будут едино, якоже и Мы» (Ин. 17, 11, 22.) — так молился Господь Иисус Христос Своему небесному Отцу в последний день Своей земной жизни пред спасительными страданиями. Христос основал Церковь, новое общество людей, в котором они должны объединяться между собою каким-то особенным внутренним и духовным единением. Царство Христово не то, что царства земные, где люди объединены искусственными юридическими нормами, но могут быть в то же самое время совершенно разъединены друг от друга всем своим существом, всей своей нравственной природой. Сам Христос единство верующих уподоблял органическому единству ветвей одного дерева (См.: Ин. 15, 1-7). В последнем же Своем молитвенном торжественном обращении к Отцу Христос указывает как бы идеал церковного единения спасенного Им человечества. Таким идеалом в словах Христа является то существенное единство, которое Три Божественных Лица соединяет во единое триипостасное Божество. Божество — Троица во Единице. Спасенное человечество, т. е. Церковь — должна быть единством во множестве. 
Великие отцы Церкви немало любомудрствовали об этом подобии церковного человечества единству Лиц Пресвятой Троицы, и богословские созерцания их богопросвещенного ума могут дать нам многое для уразумения истины троичности Божества и единства человечества в Церкви. Главнейшие из этих святоотеческих созерцаний мы и представим в настоящем очерке, сопровождая их необходимыми разъяснениями [1]… 

Читать статью *.pdf – формате >>

*) Впервые статья опубликована в журнале «Голос Церкви»—1912 г., № 10 (октябрь), с. 112-131. — Примеч. ред.

Примечания

[1] В русской богословской литературе на мысль о единстве церковного человечества по образу существенного единства Лиц Пресвятой Троицы еще 20 лет назад указал архиеп. Антоний (Храповицкий) в своей статье «Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы», а потом и в статье «Нравственная идея догмата Церкви». Но до сих пор не исполнена работа, указанная нашим богословом, — проверка этой мысли по святоотеческим творениям (см.: Антоний (Храповицкий), архиеп. Полное собрание сочинений. В 3 т. Т. 2. СПб., 1911. С. 76. Примеч. 1 [66 на с. 38-39 наст. изд.]). Нижеследующее и да будет попыткой собрать святоотеческий материал, подтверждающий основную мысль указанных статей глубокочтимого святителя и богослова Российской Православной Церкви. 
Источник: ПО ОБРАЗУ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. Митрополит Антоний (Храповицкий), Священномученик Иларион (Троицкий), Схиархимандрит Софроний (Сахаров). Сборник богословских статей. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2013. С.73-95

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...