Святой равноапостольный Аверкий, епископ Иерапольский
4 ноября
Святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, чудотворца, и святых семи отроков, иже во Ефесе. Празднование «Казанской» иконе Божией Матери.
…Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. [1]
Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. [2]
Источник: Святитель Иустин Полянский. епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Москва 2012
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Мф. 6, 7-15.
[2] Мф. 6, 1-6.
День за днем. Каждый день – подарок Божий.
Дневник православного священника
4 ноября
От опытности — надежда
От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда (Рим. 5, 3,4).
По мере того, как проходит год за годом, мы, конечно, должны становиться лучше, достойнее. Мы могли разочароваться в наших мечтах, но зато мы постигли яснее, что нам доступно на деле. Если и остыл сколько-нибудь наш юношеский пыл, он заменен более твердою выдержкой; если мы утратили излишнюю чувствительность, зато обрели с годами более прочные качества: силу воли, деятельность, истинное снисхождение к ближнему. Если наши физические силы покидают нас — нравственные умножаются. И самые наши скорби неужели бесполезны для нас? Нет! Ими мы более приобрели, чем утратили, если во время скорби Дух Божий обитал в нас!
«От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда» — надежда на Того, Кто довел нас невредимыми доселе и, конечно, поведет нас далее. Кто в прошлом испытывал и наставлял нас и приготовил сердце наше к восприятию новых испытаний, но и новых радостей. Уже не тех, которые могли привлекать нас в юных летах, но других, более глубоких, более светлых, смысл которых с каждым годом становится нам понятнее.
Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю
Четвертый день месяца
Тебе предстоит сделать выбор между Ангелом неба и ангелом преисподней: между тем, который желает соделать тебя причастником вечного блаженства и тем, который хочет видеть тебя в вечном пламени преисподней. Оба эти бесплотных духа стремятся овладеть твоим сердцем, но ты волен сам отдать его тому или другому Ты не можешь вообразить себе всей злости преисподнего духа. Возбуждаемый непреодолимою ненавистью и буйством своих сил, он клянет Бога!
Но, не имея возможности обратить на Него свои удары, устремляется на тебя, в котором видит Божий образ и подобие. Зависть жжет его сильнее адского пламени. Какое удовольствие злобному естеству его осквернить твою душу, лишить тебя благодати Христовой, изгнать Бога из твоего сердца и преградить тебе путь к небу! Хотя он приходит к тебе раздраженный сильным гневом, но хитро скрывает свою злобу. Он принимает на себя вид светлого Ангела и беседует с тобою языком друга; он хвалит, льстит, предлагает наслаждения, — нет ни одной хитрости, которой бы не употреблял он.
Сей змей вероломный вползает в твою грудь, усыпляет тебя и язвит смертельным жалом; то старается он погасить в твоем сердце спасительный свет веры, то томит тебя беспечностью и скукой, то возбуждает в душе твоей бурные страсти, то увлекает твои чувства к постыдным вожделениям.
Он не оставляет тебя ни на минуту в покое. Чем настойчивее ты гонишь его от себя, тем с большею яростью он нападает на тебя. Он, по слову Апостола, «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (I Петр. 5: 8). И сие не может быть иначе. Он с ожесточением и яростью ополчается против Бога, но, чувствуя себя слабым и видя все свои усилия тщетными, обращает всю свою злобу на тебя, ибо знает твою слабость и непостоянство. Еще было бы менее опасности, если бы он нападал на тебя с открытою силою, но его хитрость гораздо опаснее, нежели его сила. Как воздушная зараза, наполняющая атмосферу и незаметная для твоего чувства, вливает смертоносный яд в твое дыхание, так и злобный дух, действуя с тонким и незаметным коварством, растлевает непорочность твоей души. Ты не замечаешь его действий на твое сердце, потому что он не противодействует, но потворствует стремлению твоих наклонностей. Он манит, стремительно влечет тебя в ту сторону, куда твои наклонности увлекают тебя. Он непрестанно разжигает твои пожелания, дабы постепенно воспламенить их и превратить в необузданные страсти. Он умеет приноравливаться ко всем умам и ко всем характерам.
Зачатые и рожденные в грехах, мы принадлежим, по началу нашего бытия, власти преисподнего духа, который, преобладая над нами, успевает в это время разлить тайный яд своей злобы на все существо наше. Таинство Крещения омыло наш грех и даровало нам новое благодатное бытие, но в нас осталось семя смерти. Если мы решаемся иногда предпринять что-нибудь доброе — мужество наше слабеет и предприятие остается без выполнения. Если благочестивая мысли побуждает нас на доброе дело, злая воля тотчас отклоняет нас от него и часто изглаживает его из памяти. Рожденные для познания истины, мы томимся в невежестве; рожденные любить Бога, мы занимаем сердце свое самыми низкими чувствованиями.
И верх бедствия нашего есть то, что мы не хотим знать наших немощей. Находясь в беспрестанной мучительной борьбе со смертью, мы считаем себя здоровыми и добровольно отдаем себя во власть врагу душ наших. Как мы опрометчивы! Ангел Божий приносит нам благодать, которая животворит душу, а мы предпочитаем ей предлагаемый нам ангелом сатаны смертоносный грех: так велика власть чувственности! Так гибельно ослепление, в котором содержит нас дух злобы! Не забывай, что тот из двух бесплотных духов, которого ты избрал путеводителем в продолжение твоей жизни, поведет тебя так же и в свое жилище, когда смерть прекратит твои дни, и, помня это, молись Ангелу-хранителю:
Прими слезную молитву мою, святый Ангел-хранитель, верный защитник мой! Страх проник в кости мои, скорбь сокрушила всю мою душу. Отчего я, безумный, оставил тебя? Отчего я в искушениях не обратился к тебе? Я сделался рабом демона, страшного существа, отверженного Богом. Я предавал ему свою душу за суетное наслаждение, за удовольствие минутное. Отчего я изменил моему Богу? Увы! С этим бедствием ничто не может сравниться! Молись за меня, святый Ангел, испроси у милосердого Бога прощение мне в моих беззакониях.
Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца*) с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Подарки в Сергиевом Посаде и районе
Все материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки. подробнее...
[2] — Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...
[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...