Образ Божий в человеке

logo
Образ Божий в человеке

К.Е Скурат. Наставления великих учителей Церкви.

Предпосылки сотериологии святого Афанасия Великого

 

Творец более всех тварей возлюбил человека и даровал ему высшую природу. Бог не создал людей «просто, как всех бессловесных животных на земле, но сотво­рил их по образу Своему, сообщив им и силу собственного Слова Своего, чтобы, имея в себе, как бы некие оттенки Слова и став словес­ными, могли пребывать в блаженстве» (1,195). Даже Ангелы «не об­разы» Бога (1, 208).

Как образ Божий человек вышел из рук Премудрого Творца наделённым свойствами Первообраза, возвышающими его над всем зем­ным (1,167). «Образ истой Божией Премудрости есть являемая в нас мудрость, в которой, имея силу ведения и мышления, делаемся удобоприемлющими зиждительную Премудрость, и чрез Нее приходим в состояние познавать Отца Ее» (2, 363):

Образ Божий заключается в богоподобной душе человека. Душа создана «по образу и подобию Божию, так как дает разуметь об этом Божественное Писание, говоря от Лица Божия:«Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1,26)» (1,171).

Отражены совершенства Божии в разумности и бессмертии ду­ши. Что только один человек одарён, разумной богоподобной ду­шой становится ясно при рассмотрении человеческого существа. Животные видят только то, что у них перед глазами и стремятся к нему, хотя бы впоследствии был им от того вред. Бессловесные — рабы чувственных: инстинктов. Но человек имеет основу для возвышения над всем чувственным; то, что видит глазами он «об­суживает рассудком». Нередко уже устремившись к чему-либо, он удерживается рассудком, «и что им обдумано, обсуживает снова» . (1,166). Чувства в теле, как настроенная лира, когда ими управляет человеческий дух (1,167). Дело глаз — видеть, ушей — слышать, уст — вкушать, ноздрей — принимать запах, дело рук — касаться, но рас­суждать, что следует видеть, слышать, вкушать и т. д., не дело чувств, а разумной души (1,166-167).

Если тело не способно мыслить, смертно и временно, то душа не только разумна, но и бессмертна (1,168).’Душа движет тело, но са­ма ничем не приводится в движение — она «самоподвижна».

Следовательно, и «по сложении с себя тела в землю, опять будет сама себя приводить в движение». Приводя же себя в движение, она будет жить и после смерти тела, ибо «движение души не иное что есть, как жизнь ее». Душа бессмертна, ибо такой её сотворил Бог Словом Своим Господом нашим Иисусом Христом. «И по­мышляет и мудрствует она о бессмертном и вечном, потому что са­ма бессмертна. Как телесные чувства, поелику тело смертно, видят смертное; так душе, созерцающей бессмертное и помышляющей о бессмертном, необходимо и самой быть бессмертной, и жить вечно»; (1,-169-170).

Признание души разумной и бессмертной есть признание и её духовности. А как таковой душе свойственен и образ вездеприсутствия Божия. Тело часто находится в покое, а душа, как бы на вре­мя оставляя его, проходит далёкие страны, встречается со знако­мыми и друзьями, «нередко предугадывая и предузнавая по этому дела свои на другой день». А иногда, «поощряемая чистотою ума, воспаряет к святым и Ангелам, пребывающим вне земных» (1, 167, 169)

Святитель усматривает в человеке и владычественный образ Все­могущего Творца. «Вся покорил ecu под нозе его». Ибо разумной при­роде, как богоподобной, даровал господство над всем. И человек, прияв силу в образе Божием, также поставлен князем всего на землей как и Бог есть Царь всяческих. Если вообще сказано: «Поставил ecu его над делы руку Твоею», а в другом месте говорит: «И дела руку Тво­ею суть небеса» (Пс. 101,26); то явствует, что поставил его и над не­бесами, и не утаевая уже показывает пребывание на небесах отшед- ших отсюда с земли, когда по обетованию наследуют Небесное Царство… Так должно разуметь и следующее: «Вся покорил ecu под нозе его». Ныне покорил животных; но поелику уготована человеку равноангельская жизнь на небе, то человек, и там поставленный над делы руку Его, будет зрителем небес и всего, что на них. Блаженный же Павел истолковал, что и это исполнится на Спасителе в будущем веке. Посему говорит ему Отец: «Седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Евр. 1,13)» (4, 57-58).

Святитель отмечает, что полученные совершенства первыми людьми предназначались всем людям. «Так и род человеческий создан по образу Божию. Ибо хотя один Адам создан из земли, но в нем были основания к преемству целого рода» (2, 325).

Источник: К.Е Скурат. Наставления великих учителей Церкви. Предпосылки сотериологии святого Афанасия Великого. Троицкий Собор. Яхрома 2008

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...