Мысли на каждый день года. 12 декабря

logo
Мысли на каждый день года. 12 декабря


Мученик Филумен. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим
12 декабря (29 ноября ст. ст.) 
Святого мученика Парамона, и святого мученика Филумена, и преподобного Акакия, иже в «Лествице» свидетельствованного.

Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? [1] Значит, христиане суть храмы Божии. Когда же и как мы сделались храмами Божиими? Это было тогда, когда мы очистились от грехов в таинстве крещения, когда прияли печать дара Духа Святаго в таинстве миропомазания. Это — высочайшая честь, какой только может быть удостоено бренное, падшее и погибшее существо и какой удостоил нас Отец Небесный ради возлюбленного Единородного Сына Своего. В этом же состоит и высочайшее счастье наше. Это есть и несомненный залог вечно блаженной жизни нашей в Боге. Но это же самое побуждает нас тщательно хранить храм души нашей в чистоте святости.
Цел ли в нас этот нерукотворенный храм Божий? И что делать нам в таком случае, если душа наша окажется запустевшею храминой, наполненной всякого рода греховною нечистотою? То же самое, что делают с запустевшим и оскверненным храмом вещественным: его обновляют, украшают, облагоухают и освящают вновь. Так будем поступать и мы.
Обновим храм души нашей искренним покаянием; омоем и очистим все нечистоты греховные слезами умиления и сокрушения сердечного; извергнем из себя всякую скверну греховную чистосердечным исповеданием пред Богом.
Украсим храм души нашей, подобно украшению храмов вещественных, образами Самого Господа и святых Его, то есть: богомысленным размышлением, представлением, воображением в душе нашей деяний Самого Господа Иисуса Христа, Его спасительного учения, чудес и страданий, воспоминанием добродетелей, терпения и подвигов святых угодников Божиих.
Облагоухаем храм души нашей благоуханием слова Божия и молитвы. Надобно, чтобы в глубине души нашей постепенно слышалось живое и действенное слово Божие. Надобно, чтобы сердце наше со- делалось жертвенником, на котором всегда возносились бы молитвы и моления, славословия и благодарения Господу Богу, чтобы молитва сделалась дыханием души нашей, чтобы вся душа наша стремилась к Богу крепкому, живому, как жаждущая лань стремится к источникам воды [2].
Освятим, наконец, храм души нашей благоговейным причащением Божественного Тела и Крови Христовой. Ядый мою Плоть пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем,—сказал Сам Господь [3]. Это — верх высоты и совершенства, а вместе — счастья и блаженства, до которого может быть возвышена душа наша в настоящей жизни! Это самое лучшее приближение ко Христу — камени живу… избрану, честну, когда и сами души верующие, яко камение живо, зиждутся в храм духовен, святителство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богу!.. [4]
Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М: 2012. – С. 393-394

Примечания:

[1] 1 Кор. 3,16. 
[2] См.: Пс. 41, 2-3. 
[3] Ин. 6, 56.
[4] Ср.: 1 Пет. 2, 4-5.



День за днем. Каждый день – подарок Божий 

Ключ к высшим благам

Не имеете, потому что не просите (Иак. 4, 2)

В этих словах заключается причина общей нашей духовной слабости.
Верующие часто задают себе вопрос: почему я так бессилен против греха, так слабо подражаю моему Учителю и Господу, так медленно подвигаюсь вперед? Ответ готов! «Не имеете, потому что не просите». Часто проповедники недоумевают, почему их слово не находит отклика в пастве и весь труд их бесплоден? Объяснение в тех же словах: «Не имеете, потому что не просите».
В Деяниях апостолов мы увидим постоянную победу, одерживаемую верующими над язычеством, и непрестанное распространение веры. Препятствий же тогда было не меньше, чем теперь. Противодействие было сильным, яростным, ожесточенным, но скромные борцы за веру были сильнее противников. Как объяснить это? «Они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитве». Это была молящаяся паства, она постоянно «пребывала в молитве».
Служение апостолов было молитвенным, и только такое служение приводит к победе. О многих ли ныне можно сказать, что они «пребывают в молитве», многие ли могут сказать про себя: «мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6, 4).
Если в наши дни приходская жизнь и достигла известного порядка и благоустройства, то в ней все же недостает великой двигательной силы, непобедимой духовной мощи! Эта сила достигается только молитвою. Сам сатана содрогается при виде коленопреклоненной паствы, горячая молитва верующих для него страшнее всего, у него нет орудия против нее. Молитва есть ключ ко всем высшим благам, ею достигается и то, чем обладает Сам Господь. Молитва пламенная, молитва веры все может в укрепляющем ее Иисусе Христе (Флп. 4, 13).

Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013. С. 446-447
Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю
Двенадцатый день месяца
Величайшую радость я испытываю, — говорит Ангел душе моей, когда вижу, что ты, возлюбленный брат мой, побуждаемый чистыми желаниями, неуклонно совершаешь путь, ведущий к Небу. Жизнь есть минутное поприще, земля есть мрачная юдоль, где человек со дня своего рождения до самой смерти страдает и питается хлебом, омоченным слезами. Как? Ты забываешь Небо и прилепляешься к земной суете? Тебя пленяет настоящее мгновение? Ты не думаешь о вечности?

Предположим, что Провидению угодно было назначить тебе сто лет жизни, но что значит это число лет? В сравнении с вечностью это капля в безбрежном океане И действительно, дни твои быстро текут, и конец им скоро наступит. Последний день уже недалек. Но, что горестнее всего, ты не знаешь ни дня, ни часа, когда наступит конец земной твоей жизни. Смерть придет к тебе, когда ты не думаешь, и пресечет нить твоей жизни, подобно тому, как стрелок убивает в полете птицу, играющую в воздухе. Ничто так не верно, как смерть, ничто так не сокрыто от человека, как час ее появления.

Сколько лет надеешься ты еще прожить? Тридцать? Сорок? Ты, конечно, не можешь с достоверностью сказать сего, но из остающихся лет один год будет годом твоей смерти. Смерть сторожит тебя на пути твоей жизни, в том месте, где ты не ожидаешь ее, подобно убийце, засевшему в густом лесу, чтобы внезапно напасть на прохожего. Ты проходишь, — и она поражает тебя в сердце.

Для чего ты дремлешь и не принимаешь мер предосторожности? Для чего не подражаешь воину, который, хотя и не видит неприятеля, но не дремлет, стоит на страже у врат города? Он не дремлет для того, чтобы по оплошности не подвергнуться внезапному нападению. Не видишь ли, какими страшными последствиями угрожает тебе такая неизвестность в продолжение всей твоей вечности?

Мы нередко видели, что жизнь человека прекращается легким движением воздуха, дуновением холодного ветра, падением луча солнечного, одной каплей воды. Дни наши, как тень, исчезают, и слава увядает, как цвет полевой. И ты в сей скоропреходящей жизни хочешь утвердить свои надежды и свое благополучие? И ты надеешься воздвигнуть прочное здание на сем основании, которое зыблется и ускользает, как вода речная?

Что могло так обаять и прельстить тебя? Прошедшее огорчает тебя своими воспоминаниями, настоящее тяготит неудачами. Не видишь ли, что те надежды, которыми льстило тебе будущее, исчезли как тень и, по мере того, как ты приближался к ним, они рассеялись как сонные видения по твоем пробуждении? Ложь, обман, суетность, скорби душевные, болезни телесные — вот жизнь, которую ты любишь до такой степени, что забываешь о вечности.

Неразумен тот, кто жертвует будущим настоящему. Жалок тот человек, который, вместо того, чтобы построить себе дом в своем отечестве, строит его в стране чужой и ничего не готовит для родины, в которой жить призван.

Какое сострадание ты возбуждаешь во мне, когда я вижу, как ты суетишься и с каким жаром ищешь предметов чувственных и тленных, пренебрегая благами небесными, и не только подвергаешься опасности лишиться сих благ, но еще добровольно стремишься на муку вечную!

Таким образом безумный человек продает Царство Небесное, продает за минутное наслаждение, которое доставляет ему демон, ругающийся над его безумием. Когда Всевышний посылал меня к тебе на стражу. Он наименовал меня хранителем Царского младенца, которому предназначено некогда царствовать с Отцом своим.

Я видел на младенце золотую одежду, украшенную драгоценными камнями, а на челе его блистательный венец, ибо не ты ли наследник Царствия Отца Небесного и сонаследник Иисуса Христа?

Но увы, какое горе! Скоро я увидел, что мой юный Царский сын бросил свою одежду и свой венец в грязь, переломил свой скипетр, оскорбил Царя, своего Отца, и предался врагам Его.

Сын Царя Всевышнего, обрати очи твои к Небу, воззри на Отца твоего Небесного, преклони колена пред престолом Матери Божией.

Зри славу Ангелов и ту славу, которая тебе уготована; оставь, оставь, наконец, безумные попечения о суетах земных; потщись быть достойным твоего высокого призвания.

Ты призван царствовать, — начни же царствовать над самим собой, начни управлять своим умом и своим сердцем, покажи твердую власть свою над демоном, над миром, над своими страстями.

Твои силы изнемогают в борьбе? Но вспомни, что ты на Небе будешь покоиться в продолжение всей вечности.

Ты скажешь: когда же я буду наслаждаться сим покоем? Может быть, сегодня, может быть, завтра? Достоверно только то, что ты скоро насладишься им. Еще несколько времени — и я поведу тебя на Небо.

…Так беседует Ангел-хранитель с душою человека, и блаженна она, если внимает гласу посланника Божия и молитвенно взывает к нему:

Ангел-хранитель! Одушеви сердце мое тем Божественным жаром, который воспламенял святых мужей, переносивших все муки и страдания, и даже саму смерть с радостью. Для этого, о святой Ангел мой, напоминай мне непрестанно о вечности. Напоминание о вечности есть истинная мудрость, выше всякой человеческой мудрости. Оно возбуждает святые желания, просвещает ум и укрепляет душевную бодрость. Но враг препятствует ему проникнуть в мою душу: а когда оно проникло в нее, враг старается помрачить его. Ангел Божий! Благоволи, чтобы мысль о вечности всегда занимала ум мой, тогда удовольствия и сокровища сего мира не будут прельщать меня: я предпочту им скорби и искушения, освящающие и укрепляющие душу Благодатною силою. Я изберу жизнь смиренную, удаленную от сует мира, где в безмолвии будут предметом размышлений моих лета вечные. Здесь я употреблю все минуты краткого бытия моего на то, чтобы стяжать те богатства, которыми вместе с тобою буду наслаждаться в продолжение всей вечности. 
Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004 

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2]Подарки в Сергиевом Посаде и районе
Все материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки. подробнее...

[3]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...

[4] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...