Мученик Филумен. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим
Предположим, что Провидению угодно было назначить тебе сто лет жизни, но что значит это число лет? В сравнении с вечностью это капля в безбрежном океане И действительно, дни твои быстро текут, и конец им скоро наступит. Последний день уже недалек. Но, что горестнее всего, ты не знаешь ни дня, ни часа, когда наступит конец земной твоей жизни. Смерть придет к тебе, когда ты не думаешь, и пресечет нить твоей жизни, подобно тому, как стрелок убивает в полете птицу, играющую в воздухе. Ничто так не верно, как смерть, ничто так не сокрыто от человека, как час ее появления.
Сколько лет надеешься ты еще прожить? Тридцать? Сорок? Ты, конечно, не можешь с достоверностью сказать сего, но из остающихся лет один год будет годом твоей смерти. Смерть сторожит тебя на пути твоей жизни, в том месте, где ты не ожидаешь ее, подобно убийце, засевшему в густом лесу, чтобы внезапно напасть на прохожего. Ты проходишь, — и она поражает тебя в сердце.
Для чего ты дремлешь и не принимаешь мер предосторожности? Для чего не подражаешь воину, который, хотя и не видит неприятеля, но не дремлет, стоит на страже у врат города? Он не дремлет для того, чтобы по оплошности не подвергнуться внезапному нападению. Не видишь ли, какими страшными последствиями угрожает тебе такая неизвестность в продолжение всей твоей вечности?
Мы нередко видели, что жизнь человека прекращается легким движением воздуха, дуновением холодного ветра, падением луча солнечного, одной каплей воды. Дни наши, как тень, исчезают, и слава увядает, как цвет полевой. И ты в сей скоропреходящей жизни хочешь утвердить свои надежды и свое благополучие? И ты надеешься воздвигнуть прочное здание на сем основании, которое зыблется и ускользает, как вода речная?
Что могло так обаять и прельстить тебя? Прошедшее огорчает тебя своими воспоминаниями, настоящее тяготит неудачами. Не видишь ли, что те надежды, которыми льстило тебе будущее, исчезли как тень и, по мере того, как ты приближался к ним, они рассеялись как сонные видения по твоем пробуждении? Ложь, обман, суетность, скорби душевные, болезни телесные — вот жизнь, которую ты любишь до такой степени, что забываешь о вечности.
Неразумен тот, кто жертвует будущим настоящему. Жалок тот человек, который, вместо того, чтобы построить себе дом в своем отечестве, строит его в стране чужой и ничего не готовит для родины, в которой жить призван.
Какое сострадание ты возбуждаешь во мне, когда я вижу, как ты суетишься и с каким жаром ищешь предметов чувственных и тленных, пренебрегая благами небесными, и не только подвергаешься опасности лишиться сих благ, но еще добровольно стремишься на муку вечную!
Таким образом безумный человек продает Царство Небесное, продает за минутное наслаждение, которое доставляет ему демон, ругающийся над его безумием. Когда Всевышний посылал меня к тебе на стражу. Он наименовал меня хранителем Царского младенца, которому предназначено некогда царствовать с Отцом своим.
Я видел на младенце золотую одежду, украшенную драгоценными камнями, а на челе его блистательный венец, ибо не ты ли наследник Царствия Отца Небесного и сонаследник Иисуса Христа?
Но увы, какое горе! Скоро я увидел, что мой юный Царский сын бросил свою одежду и свой венец в грязь, переломил свой скипетр, оскорбил Царя, своего Отца, и предался врагам Его.
Сын Царя Всевышнего, обрати очи твои к Небу, воззри на Отца твоего Небесного, преклони колена пред престолом Матери Божией.
Зри славу Ангелов и ту славу, которая тебе уготована; оставь, оставь, наконец, безумные попечения о суетах земных; потщись быть достойным твоего высокого призвания.
Ты призван царствовать, — начни же царствовать над самим собой, начни управлять своим умом и своим сердцем, покажи твердую власть свою над демоном, над миром, над своими страстями.
Твои силы изнемогают в борьбе? Но вспомни, что ты на Небе будешь покоиться в продолжение всей вечности.
Ты скажешь: когда же я буду наслаждаться сим покоем? Может быть, сегодня, может быть, завтра? Достоверно только то, что ты скоро насладишься им. Еще несколько времени — и я поведу тебя на Небо.
…Так беседует Ангел-хранитель с душою человека, и блаженна она, если внимает гласу посланника Божия и молитвенно взывает к нему:
Ангел-хранитель! Одушеви сердце мое тем Божественным жаром, который воспламенял святых мужей, переносивших все муки и страдания, и даже саму смерть с радостью. Для этого, о святой Ангел мой, напоминай мне непрестанно о вечности. Напоминание о вечности есть истинная мудрость, выше всякой человеческой мудрости. Оно возбуждает святые желания, просвещает ум и укрепляет душевную бодрость. Но враг препятствует ему проникнуть в мою душу: а когда оно проникло в нее, враг старается помрачить его. Ангел Божий! Благоволи, чтобы мысль о вечности всегда занимала ум мой, тогда удовольствия и сокровища сего мира не будут прельщать меня: я предпочту им скорби и искушения, освящающие и укрепляющие душу Благодатною силою. Я изберу жизнь смиренную, удаленную от сует мира, где в безмолвии будут предметом размышлений моих лета вечные. Здесь я употреблю все минуты краткого бытия моего на то, чтобы стяжать те богатства, которыми вместе с тобою буду наслаждаться в продолжение всей вечности.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...
[2] — Подарки в Сергиевом Посаде и районе
Все материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки. подробнее...
[3] — Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...
[4] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...