Кто никогда не испугался самого себя, тот не знает страха. Ибо все чудовища внешние, которых человек страшится, находятся внутри него самого, причем в неразбавленной эссенции.
В нас существует бездна некая, однажды склонившись над которой, человек до смерти остается удивленным и устрашенным. Все миры могут поместиться в бездну эту, не заполнив ее. И при всех наших именованиях этой бездны — душа, ум, воля, чувства, аффекты, страсти, внутренняя суть, словесность — она, бездна, остается неизреченной, неопределенной и безымянной.
Человек простирается-осуществляется в тех границах, которых достигает его голод. Дикарь осуществляет свои потребности в пределах обзора своих глаз. Человек с высшими духовными запросами выходит далеко за пределы мира, вместе взятого. Пусть вся Вселенная превратится в один стол, и на стол сей будут принесены все дары ее, человек с высшими Духовными запросами встанет голодным из-за такого стола, ибо это все, как «богадельня» для убогих духовно, представляет собой лишь пеструю, пиршескую Вселенную. И существует оно не для того, чтобы утолить голод, а чтобы вызвать голод. Как может оно утолить голод человека, высоко духовного? Как может всё насытить того, у кого само же и вызвало голод?
Источник: Святитель Николай Сербский. Избранное. Издательство Свято-Елисаветинского монастыря. Минск, 2004. Стр. 317
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра