Речь по поводу современных лжеучений

logo
Речь по поводу современных лжеучений
Благодать вам и мир от Господа нашего Иисуса Христа, боголюбезные братие.
Если когда нужен и желателен этот мир Христов, то наипаче теперь.
Слышите ли эти ветры бурные, которые носятся теперь над нашим морем житейским? Видите ли эти волны великие, которые восходят до небес и нисходят до бездн? Видите ли этот корабль, воздымаемый этими волнами, бросаемый из стороны в сторону и готовый сокрушиться? Слышите ли эти крики ужаса и вопли пловцов, находящихся на корабле?
Что этот ветер? Что сии волны? Какой корабль? Кто пловцы на нем?
Думаем, что вы, возлюбленные, и сами угадываете, о чем наша речь. Эти ветры — ветры учений, которые принесены в нашу страну от запада. Эти волны – те смуты и волнения, переходящие в междоусобную брань, которые охватили всю страну нашу. Эти волны смуты то восходят до небес, как бы готовые достигнуть до престола Всевышнего, чтобы похулить Сидящего на нем, то нисходят до бездн, чтобы низвергнуть в бездну зла и бедствия корабль и плывущих на нем. Этот корабль обуреваемый – наша государственная жизнь, волнуемая смутами, раздорами, убийствами, расхищением и сожжением имуществ.

Кормчий и корабельщики – это государственная власть; пловцы – все обитатели областей, городов, сел и деревень, которые, видя силу ветра и волнения, то издают вопли страха, то в недоумении, а иные в отчаянии, ропщут на кормчих и корабельщиков.
В таком небывало – трудном положении находится наша страна и в ней мы, обитатели ее.
Что делают в это страшное, крайне опасное время кормчие и корабельщики? Они употребляют все усилия, чтобы бороться с бурной стихией и спасти корабль от неминуемой гибели. Что делают и должны бы делать в это время плывущие на корабле? Не следовало ли бы ожидать, что они не дремлют и не спят, но помогают кормчими и гребцам спасать корабль и себя?
Но, – странное дело – вместо того, чтобы всем им приняться дружно за работу и, повинуясь кормчему, делать все, что нужно для спасения корабля, пловцы стали друг на друга нападать; пользуясь затруднительными положением кормчего и служителей корабля, они начали сводить счеты друг с другом, друг друга упрекать, один другого злословить. Не правда ли, что это самое, или нечто подобное, происходит на корабле нашей государственной жизни?
Тогда как Царь и Его правительство употребляют все усилия к тому, чтобы водворить мир и порядок на земле, недобрые люди, как бурным ветром, своими учениями, внушениями, несбыточными обещаниями раздувают вражду между народом, внушают неповиновение властями и вводят безначалие со всеми его страшными последствиями: грабежами, убийствами и пожарами.
Что же делать нам, плывущим на корабле государственной жизни и желающими спасти этот корабль и плывущих на нем?
Прежде всего нужно принимать вей благоразумный меры, чтобы прекратить раздоры, всем объединиться, забыть о себе и заботиться о спасении корабля и друг друга.
Нужно беспрекословно повиноваться Царю, как кормчему, и властям, как корабельщикам. Всем и каждому нужно заботиться прежде всего не о перестройке корабля, ибо во время бурного плавания кораблей не перестраивают, а каждому, по возможности, содействовать спасению корабля и прекращения бури смут и волнений.
Но разве можно человеку укротить ветер? Разве в его власти сделать тишину на море? Бывали и таковые случаи, что внезапно и ветер на море утихал, и волнение прекращалось; мы знаем, что некогда утихла буря на море, когда плывшие воззвали к Могущему спасти: «Господи, спаси нас, погибаем!»
Вспомним, что делали корабельщики того корабля, на котором плыл пророк Иона, хотевший бежать от Господа? Видя близкую гибель корабля, корабельщики признали в страшной буре гнев Божий и наказание за чьи-то грехи, и стали молиться каждый своему богу. Заслуживает внимания нечто случившееся в это время на корабле. Тогда как невиновные в бедствии молились об избавлении от него, главный виновник бури спал и храпел на дне корабля. Разбуженный другими и видя в бедствии корабля указание свыше, он признал свой грех непослушания Богу и упросил корабельщиков бросить его в море, чтобы прекратилась буря и никто не погиб бы ради его.
Не происходить ли нечто подобное и на нашем корабле во время настоящей бури? Тогда как одни молятся о прекращении бури, не будучи, быть может, виновниками в ней, главные виновники не хотят молиться; они как бы спустились на дно корабля, чтобы спокойно там спать. Кто они, эти виновники? Не те ли, кто, зная волю Божию, намеренно противятся ей? Кто хочет убежать от Вездесущего и Всевидящего. Спустились на самое дно порока и нечестия; в отступлении от Бога они говорят: «Несть Бог! не видит Бог!»
Итак, что нам делать? Покаемся; ибо за грехи послана такая буря бедствий на нашу страну. Каждый да познает свой грех и оставит его. Кто грешит отступлением от Бога, пусть возвратится к Богу и к матери своей – Церкви. Кто поклоняется золотому тельцу и маммоне, пусть оставит свое идолопоклонство, зная, что в день смерти или общей погибели не спасет богатство. Кто предан был пьянству, разврату, пусть начнет борьбу со своими пороками, твердо веря Писанию, что ни блудницы, ни пьяницы, царствия Божия не наследят и что за эти грехи постигает гнев Божий еще в этой жизни.
Думающие, что посредством смуты, крамолы, возмущения против начальства и власти можно достигнуть благоустроения государственной жизни, весьма ошибаются.
Государства устраиваются не посредством смут и волнений, а мирным путем, посредством благоустроения каждым членом государства своей собственной жизни.
Счастье не в награбленном или насильно отнятом чужом имуществе, а в довольстве своим благоприобретенным достоянием. Счастье не в низменных плотских удовольствиях, а в спокойствии совести, приобретаемой исполнением своего долга и нравственного закона.
Будем все искать такого царствия и получим от Бога мир и благословение, утихнут эти ветры и буря на нашем житейском море и сохранится наш государственный корабль.
Итак, да прекратятся смуты и волнения. Да не будет более подстрекателей на противление власти; да прекратятся пожары, грабежи, убийства! – Соберись, русский народ, воедино около своего богоданного Царя и, по призыву Его, думай с Ним единую думу о благоустроении земли русской; делай это дело мирно с молитвой и Бог возвратит тебе благоденственное и мирное житие.
Источник: Архипастырские послания, воззвания и наставления Макария, Митрополита Московского и Коломенского, за все время его служения в архиерейском сане (1884 – 1913 г.г.). Выпуск II. Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914 г. Стр. 180-183

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...