Ангара испытывалась в Пересвете

logo

Ангара испытывалась в Пересвете

23 декабря в 08.57 с универсального стартового комплекса на Государственном испытательномкосмодроме №1 Министерства Обороны РФ (Плесецк, Архангельская область) произведен запуск первой «тяжелой» ракеты космического назначения «Ангара-А5.1Л», сообщили все информационные агентства России.Ангара испытывалась в Пересвете

Государственными заказчиками комплекса являются Министерство обороны РФ и Федеральное космическое агентство, головным предприятием-разработчиком является ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева».
Испытания универсальных ракетных модулей РН Ангара проходили в Федеральном казённом предприятии «Научно-испытательный центр Ракетно-космической промышленности» в городе Пересвет, Сергиево-Посадского района.

АНГАРА В ПЛЕСЕЦКЕ
РКН «Ангара-А5.1Л» состоит из трехступенчатой ракеты-носителя «Ангара — А5», созданной на основе универсальных ракетных модулей (УРМов) и космической головной части. Космическая головная часть включает в себя неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки, установленный на разгонный блок «Бриз-М» под головным обтекателем. В двигательных установках ракеты-носителя используются экологически чистые компоненты топлива – кислород и керосин.
«Это означает, что у России появился новый современный и экологически чистый носитель тяжелого класса», — сказал руководитель Роскосмоса Олег Остапенко.

Пусковые операции осуществили боевые расчеты Войск воздушно-космической обороны и предприятий космической отрасли.
В расчетное время орбитальный блок в составе разгонного блока «Бриз-М» и макета полезной нагрузки отделился от третьей ступени ракеты-носителя. Дальнейшее выведение орбитального блока на целевую орбиту осуществляется за счет работы двигательной установки разгонного блока «Бриз-М».Ангара испытывалась в Пересвете

АНГАРА В ПЕРЕСВЕТЕ
Извлечения из хроники испытаний универсальных ракетных модулей Ангары:
27 октября 2008 г. Установка УРМ-2 на транспортно-установочное устройство в монтажно-испытательном корпусе ИС-102
1 ноября 2008г. Установка УРМ-2 на стенд ИС-102
10 ноября 2008г. Работы с УРМ-1 в МИКе
7 декабря 2008г. Разгрузка УРМ-1 в МИКе ИС-102
10 января 2009г. Вывоз и установка на испытательный стенд УРМ-1
19 февраля 2009г. Подготовка УРМ-1 к испытаниям на стенде
29 апреля 2009г. Первые «холодные» стендовые испытания (ХСИ1) УРМ-1
18 июня 2009г. ХСИ-2 УРМ-1
27 июля 2009г. Заседание межведомственной комиссии перед огневыми стендовыми испытаниями (ОСИ-1) УРМ-1
30 июля 2009г. Первое огневое испытание УРМ-1 на ИС-102
1 октября 2009г. ОСИ-2 УРМ-1 на ИС-102
26 ноября 2009г. ОСИ-3 УРМ-1 на ИС-102
4 марта 2010г. Установка УРМ-2 на стенд ИС-102
17 июня 2010г. ХСИ-1 УРМ-2
1 июля 2010г. ХСИ-2 УРМ-2
19 августа 2010г. ХСИ-3 УРМ-2
18 ноября 2010г. ОСИ УРМ-2
28 декабря 2010г. Вывоз УРМ-2 с испытательного стенда
12 октября 2012г. Испытания элементов РН Ангара на криостатическую прочность.Ангара испытывалась в Пересвете

НАШИ ДНИ
В настоящее время в ФКП «НИЦ РКП» продолжаются ресурсные испытания наземного аналога объединенной двигательной установки международной космической станции.
На стендах 4А и 4Е ФКП «НИЦ РКП» проводятся ресурсные (коррозионные и огневые) испытания аналога объединенной двигательной установки (ОДУ) служебного модуля (СМ) международной космической станции (МКС) в режиме сопровождения. Очередной 42-й сеанс испытаний успешно проведен 15 октября.

18 декабря Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности отпраздновал 65-летие. В этот день в 1949 году на испытательной станции ИС-101 было проведено первое испытание ракетного двигателя королёвской ракеты Р-1.
ФКП «НИЦ РКП» — одно из самых крупных предприятий на территории Сергиево-Посадского района. Здесь трудятся 2 500 человек.
О прошлом и будущем предприятия: в приводимой ниже статье генерального директора ФКП «НИЦ РКП» Геннадия Сайдова. Здесь же приводятся фотографии испытаний УРМ РН АНГАРА в Пересвете.Ангара испытывалась в Пересвете

ОТ Р-1 ДО АНГАРЫ-5
История и перспективы экспериментальной базы
Ангара испытывалась в Пересвете


Федеральное казенное предприятие «Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности», образовано в соответствии с Указом президента Российской Федерации от 28 февраля 2008 г. № 273 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 448-р в виде присоединения к предприятию ФГУП «НИИХИММАШ» предприятия ФГУП «НИИХСМ».

Для реализации отечественных ракетно-космических программ в послевоенные годы потребовалось создание испытательных стендов для отработки жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Место для строительства первого испытательного стенда в 76 км от Москвы в Сергиево-Посадском районе выбрал Сергей Павлович Королев. 18 декабря 1949 года на испытательной станции ИС-101 проведено первое испытание ракетного двигателя королевской ракеты Р-1.

Для испытаний зенитных, морских, крылатых, стратегических ракет и ракет-носителей здесь была создана мощная уникальная экспериментальная база ФГУП «НИИХИММАШ», представляющая, по сути, подмосковный космодром, с которого ракеты не взлетают, но на котором «учатся» летать. Рядом с испытательными сооружениями построен поселок Новостройка, постановлением правительства (№274 от 28 марта 2000 г.) переименованный в город Пересвет.
Ангара испытывалась в Пересвете


Для отработки наземных составляющих космических и ракетных комплексов в 10 километрах от НИИХИММАШ 24 февраля 1960 года создан научно-испытательный полигон (НИП), в 1967 переименованный в Научно-испытательный институт химических и строительных машин (НИИХСМ), где находятся испытательные площадки, стенды, сборочные корпуса, хранилища ракетных топлив, системы измерений и расшифровки результатов. Эта экспериментальная база подтверждает работоспособность ракетно-космической техники в любых климатических зонах и метеоусловиях.

Испытательные комплексы ФКП «НИЦ РКП» не имеют аналогов в ракетно-космической отрасли России:
ИС-101 и ИС-102 для испытаний ступеней ракет с ЖРД тягой до 1200 тс;
стенды для испытаний ЖРД на традиционных и перспективных компонентах;
стендовый комплекс для отработки кислородно-водородных ЖРД тягой до 200 тонн и стендовый комплекс для испытаний кислородно-водородных разгонных блоков;
термобарокамеры для тепловакуумных испытаний космических аппаратов и модулей орбитальных станций.

На экспериментальных базах НИИХИММАШ проведены испытания двигательных установок баллистических ракет Р-2, Р-5, Р-7, Р-9, Р-12, Р-14, Р-36М, а также ракет космического назначения «Восток», «Восход», «Протон», «Зенит», системы «Энергия-Буран».

Наземное технологическое оборудование подавляющего большинства перечисленных ракетных комплексов прошло отработку на стендах НИИХСМ.

Особое место в деятельности предприятия заняли испытания кислородно-водородных ЖРД 11Д56, 11Д57, 11Д122, КВД-1 и др., для отработки которых создано и в 2014 году модернизировано первое в стране, а в настоящее время и единственное в России, промышленное производство жидкого водорода мощностью до 700 т в год.

В термобарокамерах ВК600/300 (объемом 900 м3) и КВИ объемом 8600 м3 отработаны на различных тепловых режимах практически все отечественные космические аппараты, корабли и орбитальные станции, отправляемые в дальний и ближний космос. За период эксплуатации, с 1968 года, в институте успешно прошли отработку КА «Луна», «Венера», «Марс», «Вега», «Молния», «Метеор», «Экран», «Радуга», «Фобос», «Союз», «Восток», «Прогресс», «Прогноз», «Купон», «Фрегат», «Гранат», «Ямал-100», «Ямал-200»; «Казсат», «Монитор» и другие; скафандры «Кречет» и «Орлан»; блок стыковки «Аполлон-Союз» (ЭПАС); орбитальные станции «Салют» и «Мир»; грузовой отсек с ОДУ орбитального корабля «Буран».

За 65 лет на стендах предприятия проведено около 65 тыс. испытаний образцов космической техники. Это около 60 наименований ракетных двигателей, более 260 двигательных установок (ДУ), 140 космических аппаратов, 3 орбитальные станции, орбитальный корабль «Буран».
Ангара испытывалась в Пересвете


Орбитальный корабль «Буран» 15 ноября 1988 года впервые в мировой практике взлетел и приземлился в автоматическом режиме. Успешность программы создания комплекса «Энергия-Буран» обеспечена отработкой на предприятии узлов и агрегатов изделия и процессов более чем на 94 экспериментальных установках, создание РН «Зенит» – отработкой на 25 экспериментальных установках. НИЦ РКП располагает успешным опытом по созданию и эксплуатации универсального комплекса стенд-старт (УКСС) на космодроме Байконур, на котором была отработана и с которого была запущена РН «Энергия». Несомненно, опыт УКСС будет использован при создания новой сверхтяжелой ракеты-носителя на космодроме Восточный.

Сейчас ФКП «НИЦ РКП» выполняет научно-исследовательские работы в обеспечение Федеральной космической программы в части создания научно-технического задела по совершенствованию стендовой базы для отработки перспективных ракет-носителей и космических аппаратов, исследований процессов, протекающих в агрегатах ЖРД и ДУ, улучшения экологической обстановки на испытательных станциях, разработке перспективных стендовых средств измерения и управления.

В первом десятилетии 21 века выполнялись работы по темам «МКС», «Союз-2», «Ангара», «Электро», «Тундра», «Фобос-Грунт», «Спектр-Р» (Радиоастрон), «Булава», «Панцирь», «Триумф». Составной частью стартового комплекса «Союз» в Гвианском космическом центре является мобильная башня обслуживания, сборка которой проводилась в ФКП «НИЦ РКП».

В 2013 году успешно закончились огневые испытания первой ступени новой ракеты «Союз-2-1в». Эти испытания и своевременная поставка на космодром Плесецк криогенных компонентов ракетного топлива, выработанных заводом сжиженных газов ФКП «НИЦ РКП», обусловили успешный пуск этой ракеты в конце декабря 2013 года.

Создание ракетно-космического комплекса «Ангара» – задача особой государственной важности. Заложенные в проекте технические характеристики ракет-носителей находятся на уровне, позволяющем РН семейства «Ангара» успешно конкурировать с лучшими мировыми образцами ракетно-космической техники.
Проведенные огневые стендовые испытания универсальных ракетных модулей УРМ-1 и УРМ-2 РН «Ангара», газодинамические испытания первой очереди старта КРН «Ангара», криостатические испытания баков обеспечили успешный первый пуск ракеты в 2014 году с космодрома Плесецк. В декабре 2014г. специалисты космодрома приступили к проведению технологических операций по подготовке «Ангары-А5» к началу летных испытаний. Испытательные подразделения предприятия готовятся к новым огневым испытаниям модифицированного УРМ-2 этой ракеты в 2015 году.
Ангара испытывалась в Пересвете


Для отработки кислородно-водородных разгонных блоков и 2 ступеней ракет ведутся работы по созданию высотного стенда. Задача моделирования выхлопного газодинамического тракта этого стенда для испытаний двигателя РД-0146 решается с применением суперкомпьютеров. Для этого используется АРМ на базе компактной суперЭВМ производительностью 1Тфлопс, разработанной в рамках президентской программы и проекта «Развитие суперкомпьютеров и грид-технологий».
На базе этого суперкомпьютера также организованы автоматизированные рабочие места пользователя под задачи моделирования процессов горения компонентов топлива в камерах сгорания, течения криогенных жидкостей в системах испытательного стенда, диагностики и систем аварийной защиты.

Одним из основных перспективных направлений развития стендовой базы для испытаний изделий ракетно-космической техники является внедрение комплексного математического моделирования процессов, протекающих в стендовых системах и испытываемых изделиях. На предприятии будут проводить виртуальные испытания перед дорогостоящими натурными, для того чтобы с большей надежностью – в том числе и в вопросах безопасности – выходить на огневые стендовые испытания. Наша инициатива в создании в отрасли таких информационных технологий поддержана Роскосмосом. Эти наработки применяются при создании отраслевой автоматизированной системы обеспечения качества РКТ.

Тепловакуумная отработка новых натурных пилотируемых и автоматических КА возможна только на установке ВК600/300 нашего предприятия, оснащенной полноценными имитаторами космического пространства.

Прошедшие тепловакуумные испытания в условиях космического пространства в ВК600/300 КА «Спектр-Р» официально занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой космический радиотелескоп с апертурой 10 метров.

КА «Электро-Л», также испытанный у нас, три года работает на геостационарной орбите, получая каждые 30 минут изображения Земли с высоким разрешением (ему, например, удалось запечатлеть след падения челябинского метеорита, солнечное затмение 10 мая 2013 года, необычное природное явление в Тихом океане – «мини-тайфун» и многое другое).

Российский метеорологический спутник «Электро-Л» №2, предназначенный для обеспечения многоспектральной съемки Земли в видимом и инфракрасном диапазонах, в декабре 2014г. испытан в условиях космического пространства.
Ангара испытывалась в Пересвете


Напомним, что последняя советская лунная миссия была отправлена в 1976 году. Тогда аппарат КА «Луна-24», испытанный в ФКП «НИЦ РКП» в 70-х, совершил мягкую посадку, взял пробы грунта и вернул их на Землю. Нумерация российских лунных аппаратов будет продолжена «Луной-25». Роскосмосом финансируются работы по созданию трех космических аппаратов – «Луна-25» (российский лунный проект «Луна-Глоб»), «Луна-26», «Луна-27», которые предназначены для посадки на поверхность спутника Земли. Запуск первого из них намечен на 2017 год, второго – на 2018 год и третьего – на 2019-й. Миссия «Луны-25» демонстрационная: аппарат должен сесть в районе до сих пор плохо изученного Южного полюса Луны. «Луна-26» будет выведена на орбиту Луны для дистанционного зондирования и ретрансляции. «Луну-27» оборудуют бурильной установкой для поиска водяного льда в приполярных областях спутника Земли. Второй этап лунной программы предусматривает отправку автоматических станций «Луна-28» и «Луна-29». Им предстоит доставить лунный грунт на Землю.

Все эти космические аппараты и их агрегаты пройдут испытания у нас в 2014-2019 гг., причем для отработки их двигателей в условиях космического пространства создается специальная вакуумная камера.

Осталась нереализованной программа «Фобос-Грунт». Её планируется продолжить, перелетный модуль и космический аппарат также будут испытываться у нас.

Отечественный космодром Восточный строится на Дальнем Востоке недалеко от Благовещенска. Пока в структуре Роскосмоса не было специального подразделения, отвечающего за космодром, мы, как единственное казенное предприятие в отрасли, занимались вопросами землеотвода и организации строительства. С созданием специальной дирекции космодрома наши наработки были переданы ей. Строительство космодрома продолжается.
Сегодня в строительстве космодрома задействовано более шести тысяч человек. Стройку контролирует вице-премьер Дмитрий Рогозин. Рядом с космодромом Восточный строится город Циолковский. Наземное технологическое, стартовое и заправочно-нейтрализационное оборудование космодрома будет сертифицировано нашим предприятием.

Много сил вложено в обновление станочного парка опытного производства. В 2011-2013 гг. опытное производство ФКП «НИЦ РКП» оснащено новейшим оборудованием. В основном корпусе размещено 300 единиц металлообрабатывающего оборудования, уникальные станки гидроабразивной резки, 4-валковые вальцы и т.п.
К сожалению, в ВПК мало используются возможности нашего опытного производства, оно работает в основном для нужд ракетно-космической отрасли. ФКП «НИЦ РКП» участвует в кооперации по возобновлению производства зенитной управляемой ракеты 9М333, которая входит в состав боевых средств комплекса «Стрела-10М3» и предназначена для поражения в любое время года низколетящих самолетов, вертолетов, дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов и крылатых ракет.

Постоянно проводятся климатические испытания образцов и элементов ракетно-космической техники. Предприятие располагает большими камерами тепла объемом 387,5 м3 и 1568 м3, большими камерами холода объемом 387,5 м3 и 1568 м3, климатическими и термокамерами объемом 1 м3, 2 м3, 3 м3, 8 м3, камерой тепла и влаги объемом 1 м3, камерой солнечного излучения объемом 1 м3, термокамерой объемом 2,2 м3, участком механических испытаний на транспортирование, виброударную прочность и сейсмостойкость (испытания на вибрацию, однократный и многократный удар. Особый интерес представляют комбинированные испытания.
Запланировано создать комбинированные испытательные камеры холода и тепла (от минус 70?С до плюс 85?С) объемом 2100м3, имитирующие условия механического нагружения изделий при транспортных испытаниях и экстремальные условия эксплуатации (дождь, морской соляной туман, солнечное излучение и пониженное атмосферное давление, высокие ветровые нагрузки, пыль, песок и др.)

Мы участвуем в разработке новых жидкостных ракетных двигателей на перспективных видах топлива, например, на ацетаме и сжиженном природном газе (СПГ).

В ФКП «НИЦ РКП» выполнена экспериментальная отработка всех отечественных орбитальных станций: «Алмаз», «Салют», «Мир», международной космической станции (МКС). Проведённые холодные и огневые испытания двигательных установок, узлов и агрегатов, а также ресурсные испытания в режиме наземного аналога обеспечили многолетнее успешное выполнение отечественной пилотируемой космической программы.
В 1985г. в связи с созданием ДОС «Мир» в ИС-104 были начаты испытания наземного стендового варианта объединенной двигательной установки (ОДУ) ЭУ-500. Отработав ОДУ по стандартным программам испытаний, ее поставили в режим сопровождения орбитальной станции, проводя огневые и холодные испытания.
Ангара испытывалась в Пересвете


После прекращения эксплуатации станции «Мир» в феврале 2001 года эта экспериментальная установка была включена в состав стендового варианта ОДУ служебного модуля «Звезда» МКС (ЭУ917) для подтверждения ресурса систем ОДУ и коррозионной стойкости агрегатов.

Впервые в истории космонавтики осуществилась идея параллельной работы ОДУ и ее наземного аналога, что позволяло точнее определять возможности станции в реальном масштабе времени и разрабатывать технологию устранения аварийных ситуаций в стендовых условиях. На стендах 4А и 4Е ФКП «НИЦ РКП» проводятся ресурсные (коррозионные и огневые) испытания аналога ОДУ служебного модуля (СМ) МКС в режиме сопровождения.

Очередной 42-ой сеанс испытаний проведен 15 октября 2014г., как и все предыдущие, с положительным результатом.

На момент проведения испытаний конструкция ОДУ в контакте с компонентами и парами компонентов находилась в течение 29 лет (10 522 суток). За время нахождения изделия на стенде корректирующие двигатели включались: КД-1 – 123 раза, КД-2 – 76 раз. Количество включений ЖРДМТ составило 10000 – 11000 раз.

Техническая ценность этих рекордных по продолжительности наземных ресурсных испытаний со временем возрастает, так как результаты работ могут:
— подтвердить возможность продления эксплуатации МКС до 2020 года включительно,
— служить экспериментальным подтверждением возможности продления эксплуатации на следующий за 2020 годом эксплуатационный период;
— показать возможность применение элементов ОДУ в длительных межпланетных полетах.

Чтобы выполнить перечисленные наукоемкие, инженерно сложные проекты, нужны подготовленные кадры. На договорной основе за счет предприятия в лучших вузах страны обучаются 62 молодых специалиста, которым предстоит перенять опыт ветеранов и влиться в коллектив с многолетними трудовыми страницами.
Для закрепления кадров предполагается перестроить имеющуюся на балансе предприятия казарму под жилье для молодых специалистов. Эти работы поручены строительному подразделению предприятия. Возможности строительного комплекса позволят при условии открытия финансирования выполнить реконструкцию за два года.

Сейчас разрабатывается новая космическая программа России. Под её выполнение модифицируется структура космической отрасли, создана объединенная ракетно-космическая корпорация, которая должна поэтапно объединить в своем составе все основные организации.

Головные институты ракетно-космической промышленности, организации, которые отвечают за создание и эксплуатацию объектов наземной космической инфраструктуры космодромов Байконур и Восточный, Центр подготовки космонавтов и ряд других структур, в том числе и ФКП «НИЦ РКП», остаются в структуре Роскосмоса.

Мы уверены, что задача обеспечения качества новой ракетно-космической техники полномасштабной наземной отработкой будет выполняться и дальше на нашем предприятии, а с использованием стендовой базы НИЦ РКП решены все задачи отрасли по стендовой отработке ЖРД, двигательных установок, космических аппаратов, предусмотренные Федеральной космической программой России.
Ангара испытывалась в Пересвете


Инфографика ИТАР-ТАСС: схема РН семейства «Ангара».
Фотография Геннадия Григорьевича Сайдова — ККФ ТОНУС.
РАДИО ПОСАД благодарит пресс-секретаря ФКП «НИЦ РКП» Сергея Ивановича Пилипенко за помощь в подготовке данного материала и предоставленные фотографии испытаний УРМ РН АНГАРА в НИЦ РКП. Вся приводимая информация из открытых источников.

 

Источник: Радио Посад



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Радио Посад (90,6 FM)
Адрес: Сергиев Посад, Болотная ул., 15 Сайт: posadfm.ru Телефон: +7 (496) 547-80-00 Часы работы: Пн-Пт c 9.00 до 17.00, без обеда Сб - выходной Вс - выходной     Радио «Посад 90.6 FM» — первая в Сергиевом Посаде... подробнее...

[2]Сергиево-Посадские фотографии
Фотографии города Сергиев Посад и Сергиево-Посадского района. Фото-отчёты со значимых мероприятий, фоторепортажи с выставок, праздников, фестивалей. подробнее...

[3]Городское поселение Пересвет
Муниципальное образование «Городское поселение Пересвет» расположено на северо-востоке Московской области на территории Сергиево-Посадского района в составе: город Пересвет; село... подробнее...

[4] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[5]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...

[6] — Для иногородних посетителей сайта, желающих перебраться поближе к Сергиеву Посаду, а так-же сергиевопосадцам желающим улучшить свои жилищные условия, предлагаем актуальный список новостроек города и Сергиево-Посадского района. Здесь вы найдете как сданные жилые объекты, так и строящиеся новостройки на разных этапах строительства. подробнее...

[7] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...