Большие выборы

logo

Менее чем через месяц, 14 сентября, в большинстве поселений нашего района состоятся выборы в местные Советы. Их особенность в двойной, в некотором смысле, ответственности избирателей: «правила игры» с этого года изменились, главы поселений (у кого в этом году истекают полномочия) теперь будут избираться из числа депутатов, а не прямым отдельным голосованием, как раньше. То есть от тех, кто попадёт в новые Советы, в полной мере зависит, кто возглавит исполнительную власть на местах. Кроме того, предстоит частичное перераспределение полномочий от сельских поселений к администрации района.

Напомним: очередной этап реформы местного самоуправления был законодательно оформлен минувшей весной. После принятия Госдумой поправок в закон о местном самоуправлении Московская областная дума 29 мая утвердила региональный закон, подробно описывающий, как теперь будут проходить выборы в Подмосковье. Документ предполагает вариативность, поэтому для каждого района были прописаны свои, индивидуальные правила.

Так, прямые выборы сохранились для главы Сергиева Посада и главы района. Оба они, напомним, вступили в должности в этом году: Сергей Пахомов — в конце февраля, Виктор Букин — в конце мая. До истечения срока полномочий останутся работать из-бранный в 2012-м глава Скоропусковского Валерий Ховрачёв и избранный в 2013-м глава Краснозаводска Николай Коршунов. Во всех остальных поселениях состав и законодательной, и исполнительной власти полностью изменится в ближайшее время. Жители выберут депутатов, а те, в свою очередь, выдвинут из своего состава главу поселения, который одновременно будет являться и председателем Совета. Срок полномочий новых органов власти — пять лет.
Выборы пройдут в Селковском, Шеметовском, Васильевском, Хотьковском, Лозовском, Березняковском, Богородском поселениях, а также в Пересвете и Реммаше.

Поделили на двенадцать

Существенные перемены в способах формирования власти на местах для России — не такая уж редкость. После крушения советской власти они происходят примерно раз в десять лет. Сначала к нам пришли свободные выборы (в СССР народное волеизъявление было формальностью, и все это прекрасно знали), затем, в конце 2003 года, был принят Закон «Об общих принципах организации мест-ного самоуправления». Его практическая реализация началась годом позже: реформа, поделившая наш район на двенадцать ныне существующих частей, стартовала ровно десять лет назад.
В начале сентября районный Совет депутатов определил границы и наделил статусом отдельных муниципальных образований двенадцать поселений: Сергиев Посад, Краснозаводск, Реммаш, Пересвет, Скоропусковский, Хотьково, Богородское, а также Селково, Шеметово, Березняки, Васильевское и Лозу.

Любовь к реформам

Решение о «нарезке» района на двенадцать неравных частей было опубликовано в нашей газете и сразу вызвало у читателей много вопросов. Нам писали письма, звонили и спрашивали. Сегодня ко многому мы уже привыкли, а тогда почти всем было не ясно, почему некоторые деревни и сёла обрели городской статус (например, войдя в городское поселение Сергиев Посад), а посёлки (в частности, Лоза с её заводом), наоборот, стали сельскими? «Как будут распределяться полномочия между властями разного уровня? Почему некоторые населённые пункты объединяют, а некоторые нет (посёлок и село Бужаниново, село Шеметово и посёлок Новый)? Как район и поселения будут делить имущество? Что будет с городками воинских частей?» – такие вопросы задавали на страницах газеты.

«От слова „реформа“ многих уже трясёт. Не потому, наверное, что реформирование — это всегда плохо. Просто в России любая реформа сопровождается массой негативных последствий. Не получится ли так и с реформой местного самоуправления?» — рассуждала наша газета в феврале 2005 года.

«Соединённые штаты Сергиево-Посадского района — так народ уже окрестил новую структуру района. Каждое из двенадцати поселений, которые по-явятся в скором будущем, получит не только свои границы, но и собственные бюд-жет, землю, власть, коммунальные службы, учреждения культуры и многое другое. Муниципальную реформу пред-стоит осуществить в сжатые сроки, однако связанных с ней вопросов пока больше, чем ответов», — говорилось в другой статье месяц спустя.

Разъяснения со стороны властей продолжались целый год, свидетельство чему — подшивка нашей газеты. Некоторые важные нюансы переигрывались прямо на глазах: так, Реммаш из городского поселения превратился в сельское. Это объяснялось экономическими и юридическими причинами.

Суть предстоявшей реформы была проста: перераспределение полномочий между областными, районными и местными властями. В каждом из двенадцати поселений появился свой собственный Совет, свой глава и своя администрация с чиновниками. Району остались, по сути, только образование и медицина — очень важные составляющие нашей жизни, но с прежними обширными полномочиями не сравнить.
Сегодня мы наблюдаем обратный процесс: ряд полномочий сельских поселений передаётся обратно в район. Так, к вопросам местного значения сельских поселений больше не относятся:

— организация электро-, тепло и водоснабжения и водоотведения;
— ремонт и строительство дорог;
— обеспечение нуждающихся и очередников жильём;
— сбор и вывоз мусора и ряд других полномочий.

Жизнь продолжается, реформы тоже.

Александр ГИРЛИН

СПРАВКА
Первые выборы в новые органы власти поселений состоялись 4 сентября 2005 года. Одновременно мы выбирали главу района, депутатов районного и местных Советов и депутата Мособлдумы.
По тем временам итоги не принесли сенсаций. Кресло главы района в третий раз занял Анатолий Упырев. Его заместитель Сергей Персианов стал первым мэром Сергиева Посада. В Хотькове в борьбе за пост главы победила Рита Тихомирова, в Пересвете — Константин Негурица, в Краснозаводске — Виктор Погонин, в Богородском — Виктор Кузнецов, в Скоропусковском — Владимир Люлька, в Березняковском — Любовь Шилина, в Лозовском — Валерий Ерохин, в Васильевском — Николай Лесин, в Реммаше — Сергей Кузнецов, в Шеметовском — Александр Сеничев, в Селковском — Анатолий Сачков.
Городской Совет Сергиева Посада поначалу оказался неправомочным: из 25 депутатов избрали только половину, довыборы прошли в декабре.
На выборах в Московскую областную думу в 2005 году победил Сергей Крыжов, ныне депутат городского Совета Сергиева Посада.

Комментарий

Сергей ПЕРСИАНОВ, советник главы города. В 2004 — 2005 гг. — заместитель главы района, куратор реформы местного самоуправления:

— На местах от реформы выиграли все, я в этом уверен. Все поселения, несмотря на многочисленные передряги, очень существенно продвинулись в своём развитии. Посмотрите: менее чем за десять лет Богородское из захудалого посёлка стало настоящим городом. То же можно сказать о Хотькове. Мощный рывок сделали Пересвет и Краснозаводск, и даже постоянно критикуемый Сергиев Посад развивался гораздо интенсивнее, чем в предыдущие годы. При том что финансирование местного самоуправления было совершенно мизерным, распределение средств между центральным и местным бюджетами никогда не было в пользу местного. Жизнь происходит здесь, на земле, а финансы — там, наверху. И все вынуждены туда за ними ходить.
Ведь в чём был смысл реформы? В том, чтобы началось движение, на местах появилась политическая, культурная, экономическая конкуренция, борьба за идеи и талантливых людей. Однако вскоре стало понятно, что всё это свелось к борьбе за субсидии, распределяемые субъектом федерации. Денег местным бюджетам доставалось ровно столько, чтобы более-менее поддерживать инфраструктуру, ЖКХ и содержать муниципальные учреждения. Никто не мог позволить себе самостоятельно строить дома, дороги, школы, детские сады, всё это можно было делать только с помощью области.
Как очень часто у нас бывает, в реформе самоуправления мы остановились на полпути, хотя прошли самую трудную его часть. Чему-то научились, что-то поняли, появились квалифицированные кадры. Но затем концепция «вертикали власти» возобладала. Начался отход от основных принципов, заложенных в законе о местном самоуправлении. В результате у населения появилась апатия: на местные выборы ходит, условно говоря, десять-пятнадцать процентов населения, причём далеко не самая активная и дееспособная его часть.
Мне кажется, реформу самоуправления «убила» одновременно начатая реформа ЖКХ. И провалы реформы ЖКХ были интерпретированы государством как крах идеи местного самоуправления.
Что касается нынешних изменений — жизнь покажет, как они проявят себя. Думаю, мы узнаем об этом уже в ближайшем будущем.

Источник: Газета Вперёд


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *