Сельское поселение Шеметовское

logo

Сельское поселение Шеметовское расположено на северо-востоке Московской области в Сергиево-Посадском муниципальном районе, на территории общей площадью 46900 га, население составляет 9530 человек. Административным центром поселения является с.Шеметово, микрорайон Новый.

Шеметовское поселение – самое большое по площади из всех двенадцати поселений
Сергиево-Посадского района. Оно включает в себя бывшие Константиновскую и северную часть
Ереминской волостей Александровского уезда Владимирской, а затем Сергиевского уезда
Московской губернии. В 1930-х – 50-х годах большая часть современного поселения входила
в Константиновский район, пока этот район не был включен в состав Загорского района
Московской области.

До революции население Константиновской и Ереминской волостей занималось земледелием, в
зимнее время женщины и подростки разматывали шелк и клеили папиросные гильзы. Мужчины
искали сезонную работу на фабриках в ближних и дальних местах. В деревнях Еремино,
Корытцево, Старогригорково, в селах Опарино и Шеметово, и в сельце Сырнево действовали
прядильные и ткацкие фабрики. В деревне Лискино – спичечная фабрика.
В конце XIX – начале XX в. на территории современного Шеметовского поселения проживало
более 10000 человек. Примерно такое же число постоянных жителей – 10021 человек, живет и
сейчас.

Наиболее крупные населенные пункты и исторические памятники.

дер. Аким-Анна

Село Аким-Анна известно с 20-х годов XVII века, как погост Иоакиманский Бускутовской
волости с деревянной церковью в честь святых праведных Иоакима и Анны. При церкви
Иоакиманского погоста жили, скорее всего, только церковные причетники: священник,
дьячок, пономарь. Здесь же находилось приходское кладбище.

В XIX – начале XX века погост Иоакиманский и прилегающие к нему сельцо Сахарово, деревни
Бородкино, Егорьево, Комарово, Кулебякино, Лихонино, Новая и Окулово входили в состав
Рогачевской и Константиновской волостей Александровского уезда Владимирской губернии.

В 1885 году здесь был  621 житель, в 1895 году – 645,  в 1926  году — 695.
Из восьми селений окружавших некогда старинный погост Иоакиманский сохранились три —
А(о)кулово, Кулебякино и Сахарово.

Церковь святых богоотец Иоакима и Анны

Деревянная церковь в честь святых праведных Иоакима и Анны, впервые упоминается в патриарших окладных книгах 1628 года, как «церковь Святых Праведных богоотец Иоакима и Анны…».

В 1756 году церковь от «молненнаго запаления» сгорела и вместо нее с разрешения Преосвященного Амвросия, епископа Переяславского и Дмитровского, построена новая церковь.

В 1833 году вместо деревянной на средства прихожан возведена каменная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом святых праведных Иоакима и Анны. В народе церковь, как это часто бывает, называлась по имени древнего придельного, а не нового главного престола.

После революции Введенская церковь была закрыта и разорена. Последний настоятель церкви, священник Николай Глаголевский, расстрелян в 1937 году.

Введенская церковь – памятник культовой архитектуры позднего классицизма с элементами псевдоготики. На стенах сохранились фрагменты клеевой живописи конца XIX века. Большой интерес представляют мозаичные полы геометрического орнамента, выложенные из трехцветных кусочков мрамора на цементном растворе.

Настоятель церкви — протоиерей Иаков Лопухович

с. Богородское

В конце XVI века Богородским селом владел боярский сын Иван Алферьев.

Из архивных источников известно, что в 1654 году в селе уже стоял деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Село Богородское на речке Шеломовке (Шабовке)упомянуто в патриарших окладных книгах 1654 года как вотчина князя Якова Черкаского, считавшегося одним из лучших полководцев царя Алексея Михайловича, принимавшего участие в Русско-польской войне 1654 – 1667 годов за освобождение Смоленска и других русских земель, потерянных в Смутное время.Черкасские владели селом Богородское и в первой половине XVIII века

Князь Яков был очень богат. После его смерти в 1666 году имение унаследовал сын князя – Михаил, который в 1697 году был назначен воеводой в Тобольск и управлял Сибирью до 1710 года.

В служении он был добросовестен и энергичен, благодаря чему завоевал расположение царя Петра I.

Во второй половине XVIII столетия Богородское являлось вотчиной князя С.Н. Долгорукова, строителя существующей в селе каменной церкви.

В конце XVIII — начале XX в. Богородское с деревнями Болино, Добрая Слободка, Новиково, Садовники, Тарсево, Торжнево входили в состав  Александровского уезда Владимирской губернии. В селе и деревнях его округи проживало 1428 человек, в 1927 году —  1385 жителей,  сейчас — 67.

В деревне Торжнево  постоянных жителей нет.  Деревня Тарсеево (Тарсево) исчезла во второй четверти XX века.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы и Церковь в честь иконы Божией Матери

Деревянная церковь Рождества Богородицы в селе Богородское упомянута в патриарших окладных книгах 1654 года. В 1706 году в селе, принадлежавшем князю М. Я. Черкасскому, была поставлена новая деревянная церковь Рождества Богородицы. Новый владелец села князь А.М. Черкасский в 1738 году, построил в селе второй деревянный храм в честь Преображения Господня.

Существующая каменная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с теплым приделом великомученика Никиты построена в 1768 году на средства князя Сергея Никитича Долгорукого взамен старых деревянных церквей.

В 1798 году его сын, подпоручик гвардии, Никита Сергеевич возвел каменную колокольню. В первой четверти XIX века к храму был пристроен еще один, южный придел – в честь Рождества Христова.

В 1827 году неподалеку от приходской церкви князем Никитой Сергеевичем Долгоруковым было построено каменное одноэтажное здание богадельни на 12 человек с домовой церковью в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Южная часть здания перестроена в конце XIX в. для церковно-приходской школы.

В 1930-х годах оба храма в селе Богородском были закрыты. Здание богадельни с домовой церковью использовалось как клуб, позднее — магазин. Приходская церковь Рождества Богородицы к началу 1990-х годов оказалась в значительной степени разрушеной.

В 1992 году Богородицерождественскую церковь возвратили православной общине. В 1992 – 1994 годах церковь была приписной к Покровскому храму Московской Духовной Академии. В 1994 году ее передали в ведомство Сергиево-Посадского благочиния.

В феврале 2000 года настоятелем был назначен священник Даниил Тетерин, который несет свои пастырские труды до настоящего времени. Трудами настоятелей храм преобразился: заменена кровля, застеклены окна, повешены двери, выложен мраморной плиткой пол, в главном приделе устроен временный иконостас, оштукатурены стены. В настоящее время идет реставрация колокольни. Следует отметить, что в реставрации церкви принимает активное участие и оказывает помощь генеральный директор АОЗТ «Победа» А.С. Беляков.

В последние годы проведены большие работы по восстановлению церковного здания, началось восстановление колокольни.

В марте 2004 г. на колокольне был водружен новый позолоченный крест. Старый крест со следами от пуль занял место  в храме среди церковных реликвий.

В полукилометре от храма в глубоком лесном овраге находится святой источник, носящий имя одного из покровителей церкви – великомученика Никиты. Среди верующих людей источник с древности славится чудотворными исцелениями. В настоящее время заботами настоятеля и верующих жителей села над источником установлена новая часовня. Сюда за святой водой ежедневно приезжают люди из разных мест Московской области. Ежегодно, в День Святой Троицы, настоятели храмов соседних приходов вместе с прихожанами совершают к источнику крестный ход для малого освящения воды.

Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» вместе с богадельней была построена в 1827 году на средства князя Н.С. Долгорукова. Находится в 100 метрах от церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Небольшое одноэтажное здание стиля зрелого классицизма сложено из кирпича. Своим типом, с храмом на поперечной оси и жилыми комнатами по сторонам восходит к монастырским больницам ХVII века. В годы безбожной власти здание пришло в ветхость. Сама церковь стала собственностью сельского Райпо и переоборудовано под магазин. В богадельне были размещены мастерские. Церковное здание использовалось до тех пор, пока не стало угрожать жизни в нем пребывающим.

 

с. Закубежье

По писцовым книгам Переяславского уезда село Закубежье  известно с 20-х годов XVII века как Преображенский погост или погост Спас за Кубежью при реке Дубна.

Село Закубежье некогда входило в Александровский уезд Владимирской губернии.

В XVIII – начале XX века село называлось погост Закубежский или Спас-Преображенский Константиновской волости Александровского уезда. В округу погоста входило несколько селец и деревень: Ворсково, Дубки, Иванково, Игнашино, Новоспасское, Осипово, Сковородино, Рябинки, Агинтово, Борисцево, Лихачево, Минино, Пенье, Новиково, Парфенково, Терехово. В 1885 г. в перечисленных населенных пунктах проживало 1264 человека, в  1927 г. – 1213 жителей, в настоящее время — 221 человек.

 

Церковь Успения Божией Матери

В XIV – XVIII веках в двух верстах от Закубежья, около деревни Сковородино, на небольшом окруженном болотами  острове Княжий, образованном реками Дубна и Быстрица, стоял Успенский Дубенский монастырь (Успенская Шавыкина пустынь). Монастырь был основан преподобным Сергием Радонежским по желанию великого Московского князя Димитрия Донского в память о Куликовской битве. Этому событию посвящена глава в «Житии» преподобного Сергия. В 1764 году Дубенский монастырь упразднили «за бедностию».

Церковь в селе существовала уже в XVI веке, так как по писцовым книгам 1627-29 гг. в селе указана «церковь Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа древяна и ветха». По переписным книгам 1703 года при церкви числились священники Аггей Дмитриев и Андрей Иванов, дьякон Тимофей, дьячок Иван Агеев, пономарь Федор Яковлев.

В начале XVIII века упоминается вторая церковь в селе Закубежье – Успенская. К 1733 году Преображенская церковь пришла в такую ветхость, что служившие в ней священники Сергий Тимофеев и Илларион Григорьев испросили в Синоде разрешение на ее перестройку, которую осуществили в 1738 году.

В 1833 году вместо деревянных Успенской и Преображенской церквей была построена каменная с колокольней взамен обветшавших деревянных церквей.. По сведениям «Клировой ведомости за 1884 г», хранящейся в Государственном архиве Владимирской области, строительство велось «тщанием прихожан и доброхотных дателей». Новая церковь имела три престола: главный – в честь Успения Божией Матери, боковые в честь Преображения Господня и Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Известно, что антиминс Успенской церкви был освящен епископом Переславским и Дмитровским Феофилактом в 1779 году.

Местночтимой святыней, на поклонение которой приходили из других деревень, являлась Иверская икона из упраздненного в 1764 году Успенского Дубенского монастыря (в настоящее время находится в Казанской церкви с. Шеметово). Этот монастырь был основан преподобным Сергием Радонежским по обету благоверного князя Димитрия Донского, после победы на Куликовом поле. Позже на месте монастыря поставили часовню. Сюда ежегодно, в Неделю Православия, приносили чудотворную икону, по народному выражению «домой», и при большом стечении народа совершали малое освящение воды и литию по усопшим.

Посвящение каменной церкви празднику Успения Божией Матери объясняется упразднением в 1764 году упомянутого выше Успенского Дубенского монастыря и перенесением из монастыря в село древней местночтимой Иверской иконы Божией Матери. Под иконой, помещенной в одноименном приделе, стояла доска с изображением монастыря и подписью: «Вид Успенской Дубенской Шавыкинской пустыни 1765 года».

В селе Закубежье, после окончания Вифанской семинарии, с 1888 по 1890 годы работал учителем церковно-приходской школы священномученик Василий Соколов (1868-1922). После рукоположения он служил в церкви Рождества Христова в селе Пустое Рождество Сергиево-Посадского района и в Николо-Явленском храме на Арбате в Москве. Оба храма разрушены. Сам отец Василий был арестован после проповеди, сказанной в связи с изъятием церковных ценностей, и расстрелян 13 мая (по старому стилю).

Последним настоятелем его был священник Петр Заведеев. Судьба его точно не известна. По одним сведениям – он был переведен на другой приход, по другим – сослан.

В 1931 году храм был закрыт. Здание церкви после закрытия использовалось для различных хозяйственных нужд, в последнее время здесь хранили удобрения. Колокольня храма разрушена. Разрушены также портики южного и северного фасадов. В самой церкви частично сохранились росписи, обгоревший деревянный иконостас и пол из мраморной крошки. Последним настоятелем его был священник Петр Заведеев. Судьба его точно не известна. По одним сведениям – он был переведен на другой приход, по другим – сослан.

Возвращение разоренной Успенской церкви православной общине произошло в 1995 году. Вскоре возродилась старая традиция ежегодного крестного хождения от Успенской церкви села на Княжий остров, где стоял когда-то Успенский монастырь.

В 2001 году на месте древней обители был установлен большой памятный крест и памятный знак, освященный в 2002 году благочинным церквей Сергиево-Посадского округа священником Александром Самойловым.

Богослужения в Успенской церкви села Закубежье совершаются регулярно в воскресные и
праздничные дни. Настоятель храма – священник Иосиф Иванчук.

С возрождением храма восстановилась и древняя традиция крестного хода в Шавыкину пустынь, на место Успенского Дубенского монастыря. В 2001 году здесь был установлен пятиметровый крест и памятный знак, освященный в 2002 году благочинным церквей Сергиево-Посадского округа священником Александром Самойловым. Крестный ход совершается ежегодно в летнее время.

Вскоре заботами и усердием настоятеля и прихожан для храма была написана новая Иверская икона Пресвятой Богородицы, которая стала местночтимой святыней.

В настоящее время продолжаются реставрационные работы в главном алтаре церкви. Наружные своды алтаря переложены заново, восстановлены внутренние арочные своды, ведутся кровельные работы. Разрабатывается проект центрального иконостаса.

Настоятель церкви проводит регулярные частые встречи с учащимися Самотовинской средней школы. Встречи носят характер бесед на различные темы с использованием современных мультимедийных средств.

Богослужения в церкви совершаются регулярно в воскресные и праздничные дни.

 

с. Константиново

Впервые оно упоминается в духовной грамоте великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты: уезжая в Орду в 1328г. он поделил свои владения между княгиней и сыновьями. Константиново досталось старшему сыну Семиону. Село было дворцовым промысловым угодьем, его жители занимались охотой и рыбной ловлей для Московских князей.

В марте 1650 году дворцовое село Константиновское было передано царем Алексеем Михайловичем Троице-Сергиеву монастырю в обмен на половину села Мытищи и находилось в собственности монастыря вплоть до 1764 года.  В переписной книге 1678 года в селе Константиновском Серебожского стана отмечены: двор монастырский, 85 дворов крестьянских и  3 двора бобыльских, в них людей 720. В 1748 году в селе и в приходе церкви Сретения Господня насчитывалось 180 дворов и 1137 человек.

Во второй половине XIX – начале XX века село Константиновское, административный центр Константиновской волости, – крупнейшее сельское поселение Александровского уезда, значительный торговый центр — в селе бывало до восьми ярмарок в году. Константиновское снабжало Сергиевский Посад свежей капустой и другими овощами.

В 1895 году в Константиновском и деревнях Базыкино, Бобошино, Грачнево, Гусарня, Кисляково, Козлово, Прикащицкое, Чернецкое насчитывалось 2249 человек.

В 1927 году в селе Константиново и перечисленных выше деревнях насчитывалось 497 дворов и 2835 человек. В 2007 году отмечено только 372 хозяйства и 787 постоянных жителей, из них 706 человек — в селе Константиново. Деревня Гусарня (Гусарино) исчезла во второй четверти XX века.

В селе Константиново окончила свой жизненный путь и исповеднический подвиг мученица Татьяна Гримблит. Воспитанная в глубоко христианском духе, она всю свою жизнь посвятила помощи ближним. Работая в больнице, и зачастую много больше, чем ей полагалось по ее обязанностям, она почти все свои средства отдавала на помощь находящимся в заключении священнослужителям и православным мирянам. 22 сентября 1937 года тройка НКВД приговорила Татьяну Николаевну к расстрелу. На следующий день она была расстреляна и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

 

Церковь Сретения Господня

В переписной книге 1678 года в селе Константиновском указаны две деревянных церкви: «соборная шатровая в честь Архистратига Михаила и церковь Афанасия и Кирилла Александрийских».

Ныне существующая каменная церковь в честь Сретения Господня с приделами святителей Афанасия и Кирилла Александрийских и Вознесения Господня была построена насельником Троице-Сергиева монастыря Иоасафом (Поповым) в 1690 году. Освящение церкви и придела, следует предполагать, было совершено в 1695 году, так как в это время из патриаршего приказа были выданы два антиминса.

В 1810 году к Сретенской церкви была пристроена четырехярусная колокольня. К концу столетия на ней висели 6 колоколов. В 1819 – 1825 годах, с северной стороны, на месте старого придела, к церкви пристроили новый обширный придел в честь Вознесения Господня и святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. В 1834 – 1836 годах придел перестраивался, в тех же годах между приделом и колокольней главной церкви было возведено 2-х этажное здание богадельни, позднее приспособленное под приходское училище.

В 1852 году Сретенскую церковь подвели под одну кровлю с приделом и богаделенной пристройкой.

В 1873г. был образован Константиново-Никольский приход, в который входили Сретенская, Архангельская церкви села Константинова и Никольский храм села Никульское. Главным же был определен Сретенский храм, остальные были приписными. После отмены крепостного права село стало центром волости, в нем появилось волостное правление и канцелярия станового пристава. Село насчитывало 1003 жителя. Такова история Сретенской церкви в синодальный период РПЦ.

В 1931г. Сретенский храм был закрыт. Перед закрытием в нем служил ныне прославленный в лике новомучеников – иерей Феодор Дорофеев. В декабре 1932г. отца Феодора и наиболее активных членов «двадцатки», хлопотавших об открытии храма, арестовали. 21 января 1933 года священника приговорили к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Вернувшись из заключения, отец Феодор продолжил служение в храме преподобного Сергия Радонежского села Зятьково Талдомского района. Осенью 1937 года он вновь был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 10 декабря 1937г. отца Феодора расстреляли на полигоне Бутово под Москвой.

В годы атеизма Сретенская церковь была предана поруганию и осквернению. Часть здания была разрушена, другая – переделана в клуб, колокольня взорвана. В церкви в разное время размещались милиция, библиотека, сберкасса.

В 1999 году храм был передан православной общине и назначен настоятель – священник Михаил Лупу. С этого времени начались реставрационные работы. Храм-мученик, воспитавший и укрывший под своими сводами верных сынов и дочерей, дождался своего возрождения. В настоящее время в праздничные и воскресные дни в нем совершаются уставные богослужения. Завершены внутренняя отделка и убранство главного алтаря и трапезной части церкви.

Настоятель духовно окормляет сельскую среднюю школу и детский сад. Вместе с прихожанами и детьми совершает паломнические поездки по святым местам.

 

с. Кучки

Село Кучки расположено близ ручья Корешовки, левого притока реки Дубны. Оно впервые упоминается в документах под 1514–15 гг. как частное владение. Уже тогда здесь числилась деревянная клетская Покровская церковь.

Писцовые книги 1627–28 гг. дают нам сведения о владелице села: «за вдовою Ориною Сибирскаго царевича женою Кучумовою значится село Кучки». В 1651г. Ирина (в монашестве схимонахиня Ираида) свою вотчину Кучки с деревнями и приписанными к ним пустошами передала зятю – боярину Василию Ивановичу Стрешневу. Через 10 лет владелец скончался, а после смерти его вдовы Авдотьи в 1669г. владения были отписаны на государя и поступили в число дворцовых вотчин.

В 1681 году село Кучки пожаловано княгине Ульяне Львовой с детьми «за мучительную смерть
мужа ее, которая ему учинена от воров в Астрахани, и за разорение». Князь С.И. Львов был казнен в Астрахани сторонниками атамана Разина в 1671 году.

В 1681 г. село Кучки было пожаловано вдове стольника, князя Семена Ивановича Львова, Ульяне с детьми Федором и Михаилом за мучительную смерть мужа, последовавшую в 1671 году, «которая ему учинена от воров в Астрахани и за разорение» (разинский бунт).

От Львовых с. Кучки в приданое перешло к графам Толстым. Один из представителей этого знатного рода, владелец поместья граф Петр Иванович Толстой (1726– 1789) выделил средства на строительство новой церкви. Так, во 2-й половине XVIII века в селе Кучки по благословению Преосвященного Амвросия, епископа Переславского, вместо деревянной церкви был возведена каменная Покровская церковь, существующая ныне.

С 1860г. селом владела А.П. Васильева. К новым хозяевам Кучки перешло как приданое.

В конце XVIII – начале XX века село Кучки с деревнями Дьяконово, Корешево, Никитская и Фалисово входило в состав Константиновской волости Александровского уезда Владимирской губернии. В 1895 году в селе и деревнях его округи отмечено 633 души обоего пола. Кроме того, в округе соседнего Покровского погоста, церковь которого была приписана к церкви в селе Кучки (деревни Кошелево, Неверово, Овсянниково, Овчинниково, Окоемово, Самотовино, Татары, Устиново, Фролово),  отмечено 1052 души. А всего в двух приходах 1685 душ крестьян обоего пола. В 1927 году в Кучках было 1858 человек, сейчас – 930 постоянных жителей. Из тринадцати деревень вокруг села Кучки, кроме Самотовино, сохранились еще четыре, остальные девять исчезли в XX веке.

 

Церковь Покрова Божией Матери

В патриарших окладных книгах 20-х годов XVII века отмечена «в Кучках церковь Покров Пречистыя Богородицы да престол Алексия митрополита древяна клетцки».

Письменные источники 1-й пол. XVII века подтверждают это свидетельство и содержат существенное дополнение: «В селе Кучках церковь Покрова Пресвятой Богородицы, да престол Алексия митрополита деревянная клецки».

В 1714 г. на средства другой вотчинницы – Львовой Клавдии Алексеевны (вдовы М.С. Львова) – и прихожан в селе был построен новый деревянный храм с теми же престолами. Сохранилось известие, что немного ранее, в 1709 г., в Кучках служил священник Иван Кириллов и дьяконом был его сын Федор Иванов.

Существующая каменная Покровская церковь построена в 1758 году владельцем села, артиллерии военным советником графом Петром Ивановичем Толстым в стиле елизаветинского барокко.

В 1829 – 1853 годах внук храмоздателя, коллежский асессор, граф Петр Васильевич Толстой полностью перестроил алтарь, перестроил и значительно расширил церковную трапезную, в которой было устроено два придела: во имя святителя Алексия митрополита (освящен 29 июня 1835 году) и Смоленской иконы Божией Матери (освящен 26 июля 1853 году). В 1844 году была построена новая двухъярусная колокольня. В конце XIX века на колокольне висело 6 колоколов, наибольший из них весом 50 пудов. Все позднейшие части церковного здания выдержаны в стиле ампир.

В 1873г. Покровская церковь стала центральным приходским храмом, включавшего в себя не только Кучки, но и около 20 деревень и погостов. В 1879г. здесь было образовано земское Кучковское народное училище, в котором обучалось более 30 детей. При Покровской церкви действовала бесплатная церковно-приходская школа, открытая в 1884г. священником Алексеем Ястребцевым. По клировым ведомостям 1885г. приход Покровского храма насчитывал более 600 человек: 289 мужчин и 360 женщин. Сохранились имена священников, диаконов, пономарей, служивших в этой церкви.

В советское время церковь была закрыта, ее последний священник Иван Григорьевич Бобрик в 1937г. был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне.

После многих лет воинствующего атеизма от храма остались лишь стены с полустертыми фресками и купол. Не уцелел и господский дом, от усадьбы сохранились лишь пруды, соединенные каналом.

14 мая 2002 года, В день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная радость», благочинный Сергиево-Посадского округа священник Александр Самойлов с настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Богородское иереем Даниилом Тетериным в разрушенном здании храма совершили первый молебен и провели Учредительное собрание. А 26 июня этого года, по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, была образована православная община, первым настоятелем которой, по совмещению, был назначен священник Даниил Тетерин.

В настоящее время, благодаря благотворительной помощи руководителя управления «Россельхознадзора» по городу Москве и Московской области А.Б. Волкова, ведется интенсивная реставрация памятника. Уже отреставрирован внешний вид главной части церковного здания, ведутся штукатурные и отделочные работы внутренней, заказан полный набор утраченных колоколов, реставрируется сама колокольня. 14 июня 2007г. указом Управляющего Московской епархией Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем Прихода Покровской церкви был назначен священник Сергий Мошков. В церкви по воскресным и праздничным дням регулярно совершаются молебны и панихиды.

 

дер. Махра

Село Махра на реке Махарке, притоке Дубны, известно с 70-х годов XVI века, как одноименная пустошь в Переяславском уезде. Во Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря написано: «(1571/1572)-го году дали вкладу Матфей да Григорей Григорьевы дети Ловчиковы вотчину свою в Переславском уезде Залеского пустошь Махру со всеми угодьи по цене за 100 рублев». Судя по другим вкладам вотчинников Ловчиковых, поступивших в монастырь в 1568 – 1571 годах, Махра была дана на помин родителей и по своем здравии.

С 1764 года село с деревнями перешло в Ведомство экономии.

Троице-Сергиев монастырь населил пустошь крестьянами, и уже через 20 лет в писцовых книгах Махра значится селом.  В конце XVIII – начале XX в. село Махра входило в состав Константиновской волости. В 1895 году в селе Махра, местечке Зимняк и деревнях Агафонково, Алаево, Афонасьево, Богородское, Дмитровское, Козино, Селехово, Ченцы (Ченцово) проживало 1374 человека.

В начале 1927 г. в селе Махра и округе насчитывалось 366 дворов и 1891 житель. Сейчас здесь осталось 49 хозяйств, а постоянных жителей  46 человек.

Деревни Агафонково, Алаево, стоявшие на Калязинской дороге, южнее Ченцы, а так же деревня Козино, исчезли во второй четверти XX в. Деревня Дмитровское и местечко Зимняк прекратили существование во второй половине XX века.

 

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
В 1593 году в Махре стояли две деревянные церкви монастырского строения «церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя Великого чудотворца Николы и другая церковь во имя Великомученика Егорья, древяна клецки». Но в 1678 году в Махре осталась только одна церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

 

Существующая каменная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы была заложена в 1814 – 1815 годах по желанию прихожан «воздвигнуть храм с колокольней каменной с приделом пророка Божия Илии».

Из-за недостатка средств работы затянулись, и лишь в июне 1825 года священник села Махра Анфим Сергиев доложил архиепископу Владимирскому и Суздальскому Парфению «о готовности к освящению новопостроенной в селе Махра каменной церкви…».  9 сентября 1825 года каменная церковь в селе Махра была освящена.

Новый каменный храм и имел три престола: в холодной части – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а в теплой трапезной части – в честь Живоначальной Троицы и святого пророка Илии.

Первоначально церковь имела лишь один придел во имя святого пророка Илии. Время устройства второго придела во имя Живоначальной Троицы остается неизвестным.

В 1887 году в церковном доме была открыта приходская школа. Ее заведующим и законоучителем был священник Михаил Горский, учителем – выпускник семинарии Феодор Сиротинский, учительницей – Александра Лебедева, окончившая курс в епархиальном женском училище. После смерти священника Михаила место законоучителя занял его сын – священник Николай Горский.

Известно, что все дети-сироты села находились на иждивении храма. До 1936 года в храме служил игумен Аполлоний (Хлебников), в 1937 году он был расстрелян на полигоне в Бутово под Москвой.

Храм был закрыт в 1941 году. Его разорение началось с 1943 года. Позже, во время строительства поселка ГАЭС, в храме была устроена мастерская по ремонту автомобилей. Годы атеизма страшной бурей пронеслись над русской землей. Эта буря оставила свой след на Богородицерождественской церкви. Слетели кресты с главного купола и колокольни, сама колокольня упала, обрушился свод трапезной части.

В 1936 году церковь Рождества Пресвятой Богородицы была закрыта и использовалась сначала как склад, затем авторемонтная мастерская. В 1990 г. храм возвращен верующим.

В начале 90-х годов полуразрушенный и оскверненный храм был возвращен Русской Православной Церкви. Настоятелем новой зарегистрированной православной общины стал священник Василий Кислянка. Имея опыт в строительстве, а главное талант от Бога, молодой настоятель сразу же приступил к реставрационным работам. Уже в ноябре 1990 года в здании церкви был отслужен первый молебен, а первая Божественная литургия совершена в Вербное воскресение в 1991 году. В настоящее время храм восстановлен. Воссоздана колокольня, подняты кресты, сделан новый свод, выложен мраморный пол, завершено внутреннее убранство церкви, написаны иконы для иконостасов, частично восстановлена стенная роспись, церковный двор обнесен металлической оградой, построен небольшой дом причта. И все это – трудами небольшой общины во главе с настоятелем и благотворителей поселка ГАЭС.

 

с. Никульское

Село Никульское упоминается в патриарших окладных книгах 1628 года, как село Микульское Серебожского стана, вотчина Богдана Михалкова. Весьма вероятно, что это Б.А. Михалков, представитель рода Михалковых, вотчинников Переяславль-Залесского уезда. Отец Богдана Артемон был пострижен в Троице-Сергиевом монастыре под именем Арсений. Во Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря отдельной главой выделены вклады рода Михалковых. Среди них и  вклад Богдана Михалкова, данный в 1629 года «за себя и за жену свою Агропену, и за
сестру свою Ирину … лошадей и рогатые большие и мелкие животины, и хлеба на 200 на 50
рублев…».

В нем помимо крестьянских дворов, двора вотчинника, деревянной церкви находились и дворы причта.

В 1654 – 1678 годах селом владел окольничий, князь В.П. Львов. Во Вкладной книге 1653 года отмечен вклад В.П. Львовым в монастырскую ризницу набора церковной утвари из золоченого серебра с бирюзой.

В XIX – начале XX века село Никульское с деревнями Александровка,. Алмазово, Гривино, Чирково, Ясниково входило в состав Константиновской волости Александровского уезда Владимирской губернии. В 1895 году в Никульском и его округе насчитывалось 614 душ крестьян обоего пола.

В 1927 году в Никульском и его округе было 765 жителей, а в 2007 году –  49 постоянных
жителей. Деревня Гривино  слилась с Чирково. В Алмазово постоянных жителей нет. Деревня
Александровка исчезла в середине второй половины XX века.

 

Церковь святителя Николая Чудотворца

Первые сведения о храме относятся к 1628г.: он находился в вотчине Богдана Михалкова, был деревянным, его престол был освящен в честь «любимого святого» – святителя и чудотворца Николая.

В XIX веке местоположение несохранившейся деревянной церкви было отмечено каменным столбом с железным крестом.

Каменная Никольская церковь была построена на новом месте.

Существующий каменный Никольских храм построен на средства прихожан в 1831 году в стиле ампир. В 1851г. иждивением помещика Николая Ивановича Сорохтина в ней был устроен придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Устроитель придела – коллежский регистратор Николай Иванович Сорохтин, владелец сельца Иванково при селе Закубежье.

До 1835г. причт Никольской церкви состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. Впоследствии место диакона было упразднено, вместо дьячка и пономаря назначен псаломщик.

 

С августа 1936г. в Никольском храме служил будущий священномученик Афанасий (Докукин, 1899-1937). Он родился в селе Верхний Любаш Курской губернии в семье крестьянина. Когда ему было пятнадцать лет, он лишился отца и матери и переехал жить к своей тёте. По окончании второклассного училища стал псаломщиком в одном из храмов Фатежского уезда Курской губернии. В 1923г. Афанасий Докукин был рукоположен в сан диакона, в 1925 г. – во иерея. В 1933г. он был арестован за неуплату налога и приговорён к трём годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Одним из проявлений антирелигиозной политики молодой советской республики были непосильные налоги, установленные специально для священнослужителей, – налоги на церковное здание, церковную землю. Более того, устанавливался определённый срок, за который священнослужитель должен был выполнить обязательные госпоставки (мяса, молока, яиц, картофеля). В случае невыполнения священник подвергался суду. Отец Афанасий освободился в 1935г. и был направлен на служение в село Старниково Талдомского района. С августа 1936г. он служил в Никольском храме села Никульское. На месте нового служения 11 сентября 1937г. его арестовали вновь по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности, заключили в тюрьму города Загорска («советское название» Сергиева Посада). Позднее он был переведён в Москву, а 9 октября 1937г. расстрелян и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Никольскую церковь закрыли, здание храма использовали под склад минеральных удобрений. Следы богоборчества видны до сих пор: колокольня полностью разрушена, свод трапезной части обвалился, а стены в трещинах.

В 1999 году в значительной степени разрушенная и лишенная колокольни Никольская церковь передана общине верующих. В престольные праздники в ней совершаются молебны, а в дни поминовения усопших – панихиды. Настоятель – священник Михаил Лупу.

 

с. Опарино

Во второй половине XVII века село Опарино, оно же Богородское, в Серебожском стане Переславского уезда принадлежало боярину, князю Якову Куденетовичу Черкасскому.

Во Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря имеется запись о вкладе в 1650 году крестьянином Переславского уезда села Богородского, Опарино тож, Любимом Семеновым ржи, ячменя, рыжей кобылы, рыжей коровы, а также двух рублей денег за пострижение в монастырь. «И за тот вклад, отмечено во Вкладной книге, – он пострижен в большом монастыре».

В XVIII веке Опарино принадлежало князьям Долгоруковым. В середине  второй половины столетия, при князьях Сергее Никитиче и его сыне Никите Сергеевиче Долгоруковых, на южной окраине села возводится большая благоустроенная княжеская усадьба: господский дом с флигелями и обширный регулярный парк, который террасами спускается от дома к реке Веля.

Во второй половине XIX века усадьба Опарино перешла во владение дворян Алексинских. Последний владелец усадьбы, врач и политический деятель И.П. Алексинский после революции эмигрировал за границу, где и умер в 1945 году. В конце XIX – начале XX в. село Опарино с деревнями Адамово, Антолопово, Бор, Выселки, Григорово, Жарье, Корытцево, Марьино, Ново-Никитино, Пайсово, Разделенцы, Селиваново, Чижово и Юдино входило в состав Ереминской волости Александровского уезда Владимирской губернии. В 1895 году в названных селениях проживало 2437 человек, в 1927 году – 156 жителей, сейчас всего 12 постоянных жителей.

 

Церковь Богоявления Господня

Судя по названию села – Богородское и Опарино – в середине XVII  века при князе Черкасском в селе стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1701 году новый владелец села князь Н.И. Долгоруков построил в селе деревянную церковь в честь Богоявления Господня с приделом святых Козьмы и Дамиана.

Возможно, эта или более старая деревянная церковь из Опарино в июне 1746 года была пожертвована князем Н.И. Долгоруковым Успенскому приходу села Клементьева взамен церкви, сгоревшей в Клементьеве во время страшного майского пожара 1746 года.

Новый каменный Богоявленский храм с еще одним приделом в честь преподобного Сергия Радонежского был построен в селе Опарино князем Сергеем Никитичем Долгоруковым в 1765 – 1767 годах на краю усадебного комплекса, при дороге. Храмоздатель и его супруга, княгиня Варвара Никитична, урожденная Щербатова, были погребены в упомянутом Сергиевском приделе.

В советское время главный дом княжеской усадьбы и Богоявленская церковь были уничтожены. Церковь разобрали на кирпич в 1960-х годах.

В настоящее время в деревне Опарино существует подворье Троице-Сергиевой лавры. Восстановлен южный придел Богоявленского храма.

 

с. Шеметово

Село Шеметово, упоминаемое в патриарших окладных книгах 1628 году – старинная родовая вотчина бояр Милославских, строителей существующей каменной церкви в селе. Род Милославских владел Шеметовым вплоть до конца XVIII века. В конце XVIII – начале XIX века Шеметово было куплено графом А.И. Васильевым, министром финансов императора Александра I. После кончины графа и его супруги село унаследовала их дочь графиня Е.А. Васильева, супруга князя С.Н. Долгорукова, участника русско-шведской войны и войны с Наполеоном.

В середине ХIХ века село Шеметово стало усадьбой церемониймейстера, действительного статского советника князя Александра Сергеевича Долгорукого (1809-1873), при котором церковь в селе Шеметове приняла существующий вид.

В конце XVIII – начале XX века село Шеметово с деревнями Кустово, Посевьево, Тарбинское, Фа(и)лисово входило в состав Константиновской волости Александровского уезда Владимировской губернии. В 1895 году в Шеметово с округой проживало 897 человек.

В 1927 году в Шеметово и округе было 211 хозяйств и 1059 жителей, в настоящее время — 1771 хозяйств и 4680 жителей. В остальных четырех деревнях только 27 хозяйств и 27 постоянных жителей.

 

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Казанская церковь построена в 1676 году владельцем села Шеметово боярином Иваном Богдановичем Милославским. В 1706 году Сергей Иванович Милославский, комнатный царя Ивана Алексеевича, перестроил церковь в стиле московского барокко. Центральная часть храма получила более стройные удлиненные пропорции благодаря увеличению высоты, подчеркнутому сдвоенными угловыми колоннами.

В 1868 году владелец села Шеметово князь Александр Сергеевич Долгоруков перестроил и расширил церковную трапезную и устроил в ней приделы святителя Николая и Иконы Божией Матери «Знамение». Одновременно с трапезной была полностью перестроена колокольня. Фасады трапезной и колокольни обработаны в русском стиле с привлечением мотивов московского барокко. Внутреннее убранство Казанской церкви относится ко второй половине XIX века.

История сохранила свидетельства об особо почитаемых иконах. Так, в 1886 году, появилась икона преподобного Сергия Радонежского, написанная в Троице-Сергиевой лавре в память об убиении императора Александра II. Другая чтимая икона – святителя Николая Чудотворца, написанная по случаю венчания на царство царя Николая Александровича и государыни Александры Федоровны. В память о царских особах на иконах имеются надписи.

Храм, построенный в виде креста, внутри украшен росписями и резьбой по дереву. Главный пятиярусный иконостас выполнен во второй половине XVIII века и украшен золоченой резьбой в виде виноградных лоз. Иконостасы приделов устроены позднее, через сто лет, но украшены по подобию главного.

Под сенью, у Никольского придела находится деревянная рака с частицами мощей угодников Божиих. Среди них святые мощи апостола Андрея Первозванного, великомученика и целителя Пантелеимона, святителя Алексия, Митрополита Московского. В центре раки – в деревянном кресте — помещены частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, священномученика Ермогена, Патриарха Московского, святителя Митрофана Воронежского и других святых. Под сенью у Знаменского придела находится Плащаница.

Наиболее чтимой иконой в храме является Иверская икона Пресвятой Богородицы, написанная во второй половине XVII века, в эпоху Всероссийского Патриарха Никона. До 1764 года она находилась в Успенском Дубенском монастыре, что на Острову (Шавыкина пустынь), затем в других приходских церквях. А в годы Великой Отечественной войны при настоятеле протоиерее Михаиле Богородском икона была перенесена в Казанский храм.

Казанская церковь – одна из немногих действовавших и не закрывавшихся церквей в годы гонений ХХ века. В ней совершали богослужения многие ревностные архипастыри и пастыри Русской Православной Церкви. Из числа настоятелей известен священник Александр Лебедев, ревностно служивший в этой церкви 36 лет (с 1863 по 1899 годы). Погребен был близ главного алтаря. До 1908г. в церкви служил протоиерей Федор Тихонравов с 1946г. по 1948г. в сане диакона здесь проходил служение будущий настоятель Ильинской церкви города Сергиев Посад протоиерей Тихон Пелих.

В 1953 году настоятелем храма был назначен архимандрит Герман (Красильников). Здесь он прослужил 33 года. Человек глубокой веры, высокой духовной жизни, отец Герман всю свою жизнь чувствовал водительство Промысла Божия, который особенно проявился в необычном призвании его к монашеству. В 22 года, будучи учителем биологии в школе, он смертельно заболел и дал обет Богу в случае выздоровления принять постриг. Исцеление он воспринял как знамение Небесного благословения. Вскоре он был пострижен в мантию и рукоположен – сначала во диакона, а затем – во пресвитера. Архимандрит Герман ревностно исполнял свои пастырские обязанности; истово и молитвенно совершал богослужения; торжественно и благоговейно служил молебны с чтением акафиста Божией Матери пред чтимой Иверской Ее иконой. При нем храм был полностью отремонтирован, позолочен купол колокольни, укреплен фундамент, устроено отопление. Отец Герман скончался в 1985 году и похоронен близ главного алтаря, рядом с могилой протоиерея Александра Лебедева. На его кресте надпись «Христос моя сила».

После архимандрита Германа настоятелем стал протоиерей Михаил Нейгум, один из составителей книги «Сокровищница духовной мудрости». Скончался в 2002 году и был похоронен на приходском кладбище. На его могиле почитатели построили часовню.

В 1998 году настоятелем храма был назначен протоиерей Иаков Лопухович из рода потомственных священнослужителей. За короткое время усердием настоятеля и прихожан сделано немало: промыта роспись храма, восстановлена роспись центрального купола и фрагменты стенописи, проведены и другие работы по украшению храма и благоустройству его территории.

При храме организована воскресная школа. В храме есть и свои традиции. Ежегодно 9 мая прихожане во главе с настоятелем возлагают цветы к памятнику погибшим воинам в поселке Новый и совершают панихиду. Богослужения в Казанской церкви совершаются регулярно в воскресные и праздничные дни.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Контекстная справка

[1]Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Каменная церковь - крупный одноглавый четверик в духе переславского барокко с трапезной и шатровой колокольней. Была сооружена в 1757-1769. В трапезной Никольский и Предтеченский приделы, в... подробнее...

[2]Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм на Подоле
Каменная одноглавая церковь, выстроенная в 1547 на средства боярина И. Хабарова, первоначально четырехстолпная. Несколько раз перестраивалась, современные своды с главой устроены в... подробнее...

[3] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[4]Декоративная штукатурка
На этой неделе мы начали серию обзоров Сергиево-Посадских компаний на тему строительства и ремонта. В предыдущем материале речь шла об отделке фасадов зданий сайдингом, а сегодня мы... подробнее...

[5] — В состав Сергиево-Посадского муниципального района входи 6 городских поселений (Сергиев Посад, Хотьково, Пересвет, Скоропусковский, Богородское, Краснозаводск) и 6 сельских поселений (Березняковское, Васильевское, Лозовское, Реммаш, Селковское, Шеметовское). подробнее...

[6]Городское поселение Богородское
Городское поселение Богородское расположено в 25 км. от районного центра г. Сергиев Посад по нижнему течению реки Куньи и насчитывает в своем составе 10 деревень, 3 села и поселок городского... подробнее...

[7] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[8] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[9]Ремонт и отделка в Сергиево-Посадском районе
Новости и пресс-релизы строительных и отделочных магазинов Сергиево-Посадского района, мастеров по ремонту и отделке офисных помещений, квартир, дач и загородных домов. подробнее...

[10]Беляков Александр Степанович
Биография Родился в 1953 году в Брянской области. Окончил Ивановский сельскохозяйственный институт по специальности «зооинженер». По окончании института устроился главным зоотехником в... подробнее...

[11]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...

[12] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...