Традиции колокольного звона в обители преподобного Сергия Радонежского

logo
Традиции колокольного звона в обители преподобного Сергия Радонежского
Не спали, видно, звонари! — 
Над Русью колокольный звон катился,
Сон мертвых охранял с зари и до зари,
В живые души благодатию лился. 
Глас Божий, глас народа, вещий глас — 
Так на Руси колокола тысячелетье звали.
Они звонили в праздник и в недобрый час
И дела важного без них не начинали!


Ирина Панова


Колокольный звон — это часть богослужения, призыв к молит­ве. Быть звонарем — это не только очень ответственная должность в храме, но и великая радость для души. Как и любое дело в храме или в монастыре, каждый звон должен начинаться с молитвы. Зво­нарь, как проповедник, всегда обращен к людям, он созывает их на богослужение. Он разговаривает с ними на одном языке, который душа слышит лучше, чем ухо; он импровизирует в звоне, дабы про­будить в душах искру веры и привести в храм.

На близость символики колокола с образом проповедника или с образом Самого распятого Христа указывает Дюран Гильом (XIII в.): «Твердость металла означает силу проповедника; удар язы­ком о края выражает ту мысль, что проповедник должен бичевать сам себя, чтобы исправить свои собственные пороки, прежде чем упрекать других за грех. Деревянная балка, к которой подвешивался колокол, самой формой своей изображает знание Писания, которое вытекает из тайны Креста» [2, 55—56].

Но самое главное, на мой взгляд, заключается в следующем. Со­отношение частей колокола адекватно человеческому телу (тулови­ще, голова, корона (уши) и др.). А если исходить из главного посту­лата о творении Богом человека «по Образу и Подобию Своему, и по Образу и Подобию Божию», то сам колокол, как и человек, сим­волизирует структуру мироздания, а звук его наделен космогониче­ским смыслом, Божественной энергией.

В петровские времена, с самого начала XVIII в., в России усили­лось влияние западноевропейской архитектуры, и вместо шатровых колоколен начали строить многоярусные. В них увеличили шири­ну проемов и стали размещать уже большее количество колоколов. Самым известным примером является колокольня Свято-Троицкой Сергиевой лавры, возведенная в середине XVIII в. Высота колоколь­ни — 88,04 метров, что на 11 метров выше колокольни Новодевичьего монастыря и на 6 метров — столпа Ивана Великого в Московском Кремле. Вместе с тем, это необыкновенной красоты сооружение об­ладает одним существенным недостатком. До сих пор существует проблема взаимосвязи звонарей, находящихся на разных уровнях: они не видят и плохо слышат друг друга. В таких случаях выход может быть найден в размещении всех колоколов на одном ярусе. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре это невозможно из-за огромных размеров колоколов. Ступени винтовой лестницы уходят вверх, на высоту 45 метров. Этот путь на колокольню звонари преодолевают по несколько раз в день.

Лаврские звоны отличаются большим количеством ритмических рисунков на подзвонных и зазвонных колоколах. С особой радостью вслушиваются в колокольные звоны многочисленные паломники, посещающие эту древнюю обитель.

В 1641 г. в монастыре числилось 39 колоколов. Самый древне колокол датирован 1620-м годом. Его первоначально называли «Чудотворцем», а позже «Никоновским» по имени игумена обители преподобного Никона Радонежского, при котором его отлили.

12 сентября 1748 г. был отлит «Царь — колокол», его вес со­ставляет 4000 пудов — это 66,5 тонн, а вместе с языком он весит 68 тонн.

В Свято-Троицкой Сергиевой лавре были также еще несколько «благовестников»: «Корноухий» (1272 пудов), «Годунов» (1080 пудов) и «Лебедь» (625 пудов). Но, к великому сожалению, в 1930-х годах их уничтожили большевики, свидетелем тому был писатель М. Приш­вин.

В начале XXI в. по благословению Святейшего Патриарха Мо­сковского и всея Руси Алексия II были отлиты новые колокола вза­мен старых. Один из старейших звонарей Свято-Троицкой Сергие­вой лавры — старший звонарь игумен Михей (f 2009) считал, что новый «Царь-колокол» звучит в полной гармонии со всей существу­ющей звонницей. Игумен Михей пронес искусство звонаря через всю свою жизнь и передал его большому числу своих учеников.

Особая традиция сохранилась и в обучении лаврских звонарей. Будущий звонарь не сразу допускался к колоколам, а как бы по­лучая навыки через руку, совершенствуя свое мастерство не менее года.

Лаврский звон отличается торжественностью, благозвучностью и величественнейшей силой, про него можно еще сказать, что звук «происходит из той тишины, откуда идет гром в грозу…» До сих пор в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, как и во многих других мона­стырях и храмах России, сохранилась традиция звонить всю Светлую седмицу и пускать туда всех желающих «умельцев».

В заключение хочется привести слова ныне почившего игумена Михея: «Когда звонарь обращается к колоколам напрямую с молит­вой, звонит его душа, поэтому у каждого звонаря свой почерк… На­чиная звон, надо просить Господа Бога: «Господи, благослови про­славить Твое Пресвятое Имя!» Это самое главное условие. И тогда Господь дает что-то новое, с каждым звоном бывает что-то новое. Только с глубокой верою и с глубоким благоговением… И если во всем государстве Российском наладится жизнь христианская, ника­кие силы ада, никакие силы зла мира сего не одолеют. И, даст Бог, верю в то, что еще зазвучат более красивые звоны в России, чем было чем есть» (Из беседы с игуменом Михеем. 21 ноября 1993 г.).

Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014 







Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[3]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...

[4] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...