Что такое Святая Четыредесятница? Для чего установлена Святая Четыредесятница?

logo

Из Поучений преподобного аввы Дорофея

В Законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приоб­ретали, и делая так, они имели благословение во всех делах своих. Зная сие, святые Апостолы установили и предали на помощь нам, и как благодеяние душам на­шим, еще нечто большее и высочайшее, — чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и освящали ее Богу: дабы и мы таким образом получили благословение на все дела наши, и ежегодно очищали грехи, сделанные нами в течение целого года. Рассудив так, они освятили нам из трехсот шестидесяти пяти дней года сии семь недель святой Четыредесятницы.

Что такое Святая Четыредесятница? Для чего установлена Святая Четыредесятница?



Патриаршее богослужение Великой Четыредесятницы

Таким образом отделили они сии семь недель; но со временем Отцы заблагорассудили прибавить к ним и еще одну неделю (сырную): во-первых, для того, чтобы желающие вступить в подвиг поста в течении сей недели приучались и как бы приуготовлялись к оно­му; во-вторых, для того, чтобы почтить число дней поста Четы­редесятницы, которую постился Господь наш Иисус Христос. Ибо, отняв от осьми недель субботы и воскресенья, получаем сорок дней; а пост святой Субботы почитается особенным, по­тому что она есть священнейшая и единственная постная из всех суббот года. А семь недель без суббот и воскресных дней состав­ляют тридцать пять дней; потом, приложив пост святой Вели­кой Субботы и половину Светлой и светоносной ночи, получа­ем тридцать шесть дней с половиною, что и составит во всей точ­ности десятую часть трехсот шестидесяти пяти дней года. Ибо десятая доля трехсот есть тридцать, десятая доля шестидесяти есть шесть, а десятую долю пяти составляет половина Светлой ночи. Вот, как мы сказали, тридцать шесть с половиною; вот, так сказать, десятина всего лета, которую, как я сказал, освяти­ли нам святые Апостолы, для покаяния и очищения грехов всего года. Итак, блажен, братия, кто хорошо и как должно сохранит себя в сии светлые дни. Ибо хотя и случится ему, как человеку, согрешить по немощи, или по нерадению, но вот Бог дал сии святые дни для того, чтобы, если кто постарается со вниманием и смиренномудрием позаботиться о себе и покаяться во грехах своих, — он очистился от грехов, которые сделал в продолже­ние всего года. Тогда душа его освободится от тяготы, и таким образом он очищенным достигнет святого дня воскресения, и неосужденно причастится Святых Тайн, сделавшись чрез покая­ние в сей святый пост новым человеком. Таковой в радости и веселии духовном, при помощи Божией, будет праздновать всю святую Пятидесятницу: ибо Пятидесятница, как говорят отцы, есть покой и воскресение души; сие и означается тем, что мы во всю святую Пятидесятницу не преклоняем колен. И так каждый, желающий в сии дни очиститься от грехов, сделанных им в тече­ние целого года, прежде всего должен удерживаться от множе­ства яств, ибо безмерие пищи, как говорят Отцы, рождает для человека всякое зло. Потом он должен также остерегаться, что­бы не нарушить поста без великой нужды, чтобы не искать вкус­ной пищи и чтобы не отягчать себя множеством пищи или пи­тия. Ибо есть два вида чревоугодия. Первый, когда человек ищет приятности пищи, и не всегда хочет есть много, но желает вкус­ного; и случается, что таковый, когда вкушает яства, которые ему нравятся, до того побеждается их приятным вкусом, что удер­живает снедь во рту, долго жует ее и, по причине приятного вку­са, не решается проглотить ее. Это называется гортанобесие. Иного опять борет многоядение, и он не желает хороших сне- дей, и не заботится о вкусе их; но хороши ли они, или нет, он хочет только есть, и не разбирает, каковы они; он заботится толь­ко о том, чтобы наполнить чрево свое: это называется чревобесие. Итак, кто желает очиститься от грехов своих, тот должен с большим вниманием остерегаться и избегать сих видов чревоугодия; ибо ими удовлетворяется не потребность тела, но страсть, и если кто предается им, то это вменяется ему в грех. Как в за­конном браке и блудодеянии действие бывает одно и тоже, но цель составляет различие дела: ибо один совокупляется для рож­дения детей, а другой для удовлетворения своего сладострастия; тоже можно найти и в отношении пищи: есть по потребности и есть для услаждения вкуса — дело одинаковое, а грех заключа­ется в намерении. Есть по потребности значит, когда кто-нибудь определит себе, сколько принимать пищи в день, и если видит, что это определенное им количество пищи отяготило его и нуж­но оное несколько уменьшить, то уменьшает его. Или, если оно не отяготило его, но и недостаточно для тела, так что надобно прибавить немного, он прибавляет несколько. И таким образом, хорошо испытав свою потребность следует потом определенной мере и вкушает пищу не для услаждения вкуса, но желая поддер­жать силу своего тела. Однако и то немногое, употребляемое кем- либо в пищу, должно принимать с молитвою и осуждать себя в помысле своем, как недостойного никакой пищи и утешения. Не должно также обращать внимания на то, что другие, по какой- либо случающейся потребности или нужде, бывают успокоены, чтобы и самому не пожелать покоя, и вообще не должно думать, что успокоение тела легко для души. Сие сказали мы о воздер­жании чрева. Но мы не в пище только должны соблюдать меру, но удерживаться и от всякого другого греха, чтобы, как постим­ся чревом, поститься нам и языком, удерживаться от клеветы, от лжи, от празднословия, от уничижения, от гнева и, одним сло­вом, от всякого греха, совершаемого языком. Также должно по­ститься и глазами, т.е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть безстыдно и без страха. Также и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Постясь таким образом, как говорит Василий Великий, постом благоприятным, удаляясь от всякого греха, совершаемого все­ми нашими чувствами, мы достигнем святого дня Воскресения, сделавшись, как мы сказали, новыми, чистыми и достойными причащения Святых Тайн.

Троицкие листки

ДЛЯ ЧЕГО УСТАНОВЛЕНА СВЯТАЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА?

Первая причина установления святой Четыредесятницы есть та, чтобы мы могли подражать, по силе нашей, Иисусу Христу, Кото­рый есть глава наша. Пребывая в посте мы подражаем Самому Гос­поду, постившемуся нас ради 40 дней. И поелику в это самое время мы воспоминаем неповинно страждущего за нас Христа, то при­лично и справедливо нам сострадать, по мере сил наших, страдав­шему за нас Господу и распинать плоть нашу со страстьми и похотьми, по примеру Того, Кто распялся за нас. Хотя Христос и не заповедал нам подражать Ему в посте сорокадневном; однако сей заповеди о посте мы не видим только в словах, а в примере Его ви­дим. Ибо в другом месте Он говорит: образ дах вам, да, якоже Аз сотворих, и вы творите (Ин. 13; 15). И верховный Апостол Петр говорит: Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его (1 Пет. 2; 21). И Апостол Павел тоже говорит: бывайте подражатели Богу, якоже чада возлюбленная (Еф. 5; 1). — Вторая причина установления святой Четыредесятницы состоит в том, что­бы все христиане почитали св. Четыредесятницу как бы общим и всенародным прибежищем покаяния. Если и всегда покаяние необ­ходимо, то особенно в то время, когда воспоминаем Христа, стра­давшего за наши грехи. За что Христос умер, за то и мы должны умерщвлять плоть свою. — Третья причина есть та, чтобы каждый христианин святым постом предочистил и приуготовил себя к дос­тойному приобщению Тела и Крови Христовых, лишение коих в это время будет делом не христианским. — Четвертая причина зак­лючается в том, чтобы исполнились на нас слова Христовы: егда отъимется от них жених, тогда постятся (Мф. 9; 15). Но что озна­чает отъятие жениха, как не страдание и смерть Христа? Если и при вознесении Господнем взят был Жених — Христос, то лишение это не исполняло учеников Его такою скорбию, какая была при Его смерти. Посему исполнение вышеупомянутых слов Христовых осо­бенно относится к этому времени страдания. Пятая причина содер­жится в том, что сорокадневным постом целый год одесятствуется, т.е. как бы десятая часть приносится в жертву Богу; как о сем назида­тельно богомудрствуют Василий Великий, авва Дорофей, Кассиан, блаженный Симеон Фессалонитский в вопросе 52-м, и другие.

Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. ОАО «Молодая гвардия». С. 457-460

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *