Слово Патриарха Пимена (Извекова) в праздник Преображения Господня

logo
Слово Патриарха Пимена (Извекова) в праздник Преображения Господня

Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение… этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему … доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших (2 Пет. 1:17–19).

Возлюбленные архипастыри, пастыри, братия и сестры!

Это свидетельство апостола Петра по поводу Преображения Господня сегодня слышали мы.

Проходят века, озаренные светом евангельского учения, и Святая Церковь ежегодно в этот праздник представляет нашему благочестивому вниманию фаворское событие, и каждый раз мы с благоговением слушаем слова, прозвучавшие на Фаворе с неба от Божественного Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Эти слова наполняют нас радостью, благоговейным трепетом, и мы бережно храним их в недрах наших сердец.

В этот праздник святая Фаворская гора становится ближе каждому из нас. Мы видим себя ее обитателями, и сердце наше вместе с апостолом Петром восклицает: «Господи, хорошо нам зде быти!»

Мы жаждем сияния фаворского Света и вместе с Церковью молимся: «Да воссияет и нам, грешным, Свет Твой Присносущный…»

Праздник Преображения способствует преображению нашего бытия. Фаворский свет, как утренняя звезда, восходит в сердцах наших и, освещая наш путь среди нощи греха, возвещает наступление добродетельного дня нашего преображения чрез Спасителя нашего, ибо Он «есть воистину Отчее Сияние».

Ни в один из праздников, по поводу какого бы священного события он ни праздновался, Святая Церковь не забывает о Богоматери. Так и в праздник Преображения, в праздничном тропаре, моля о воссиянии для нас Присносущного Света и воздавая славу Преобразившемуся Господу, Церковь поет: «Да воссияет и нам грешным Свет Твой Присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе», поет потому, что твердо знает о любви Богоматери к человечеству и Ее непрестанных молитвах о человеческом роде.

Слово Патриарха Пимена (Извекова) в праздник Преображения Господня

Преображение Господне. Икона из ризницы

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Воспоминания имени Богоматери в сочетании с преображенскими славословиями особенно умилительно звучат здесь, в Одесском соборе, где постоянно с особым теплом мы чувствуем покровительство Богоматери, источающей лучи Своей материнской любви чрез находящийся здесь Ее образ Касперовский.

Мы светло верим, что любовь Богоматери и ее молитвы не отступят нас и в нынешний день и всегда, т. к. сердца наши полны благоговейного почитания и непрестанных усердных молитв Богоматери.

С давних времен я являюсь одним из горячих почитателей Касперовского образа Божией Матери, с тех незабвенных пор, когда в качестве скромного священнослужителя Церкви Господь привел меня служить в храмах города Одессы и иметь постоянную счастливую возможность слагать к подножию этой иконы Богоматери свои радости и огорчения и приносить Ей свои усердные молитвы.

Под благодатным осенением Касперовской иконы Божией Матери в этом святом соборе была совершена моя архиерейская хиротония, и я счастлив, что именно от этой замечательной иконы я получил первое благословение на свой архипастырский путь.

Совершенно неведомо для меня, но утешительно было решение блаженнопочившего нашего Владыки, Первосвятителя и Отца – Святейшего Патриарха Алексия хиротонисать меня в архиерея не где-либо, а именно в Одессе, в этом соборе, где постоянно находится чтимый образ Богоматери. Так совершилась воля Божия о мне.

Только после хиротонии мне многое стало ясно в отношении промыслительности и мудрости решения нашего любимого Первосвятителя Патриарха Алексия.

Во время богослужений, предшествовавших архиерейской хиротонии, и во время самой хиротонии пред моим мысленным взором проходили образы Херсонских архипастырей, каждый из коих является тем или иным назидательным примером для тех, кто вспоминает об их жизни, мудрости и благочестии.

Я с детства увлекался творениями «Русского златоуста» – архиепископа Херсонского Иннокентия. Мне всегда нравилась глубина его мыслей. Чем больше вчитывался я в его проповеди и другие произведения, тем больше восхищался его богословием. Что же касается формы изложения и красоты слога, то я был вполне уверен в непревзойденности сего святителя, и если бы тогда кто-нибудь меня спросил, кто мне больше всех нравится из Херсонских архипастырей, я бы, не обинуяся, ответил: Иннокентий.

Теперь Господь привел меня предстать пред вами вновь в городе Одессе, в любимом мною соборе, в ином качестве – в сане Патриарха Московского и всея Руси.

Святая Церковь на мои слабые человеческие плечи возложила тяжелое и ответственное послушание быть Первосвятителем Церкви. Для достойного несения такого высокого, почетного, но и неизмеримо ответственного и тяжелого послушания недостаточно человеческих сил.

Лишь только надежда на помощь Божию, на молитвы всей Церкви нашей и на помощь моих дорогих собратьев-архипастырей позволяет мне со смирением и с сознанием своего недостоинства стать на патриаршее возвышение, чтобы быть не только великим господином, но и отцом для Церкви и всех ее чад.

Своей непреложной обязанностью я почитаю продолжать следовать по тому пути, который предначертал для Церкви блаженнопочивший Патриарх Алексий, – по пути усердного служения Богу, незыблемого хранения традиций и обычаев Святого Православия, расширения братских контактов с Автокефальными и Автономными Православными Церквами и экуменических связей, по пути углубления и расширения миротворческого делания, воспитания у духовенства и верующих сознательного патриотизма, безграничной любви к своей великой Отчизне, должного отношения к труду.

Для решения задач, поставленных Святейшим Патриархом Алексием перед иерархами Русской Православной Церкви, перед духовенством и паствой, нужны недюжинные способности, мудрость, целеустремленность и понимание поставленных задач.

Несомненно, такими же качествами должен обладать и Предстоятель Церкви – Патриарх.

Бывая в Одессе и встречаясь с. ее архипастырями, духовенством и пасомыми, я всегда ощущал их доброе отношение ко мне и братскую любовь. Я не сомневаюсь в лучших ваших чувствах и теперь. Нынешняя моя просьба к вам будет заключаться в том, чтобы вы непрестанно молились обо мне, чтобы Господь по вашим молитвам послал мне необходимые силы и мудрость в деле несения возложенного Церковью на меня послушания, чтобы я постиг великую науку из наук – умение быть отцом для чад Церкви и всем для всех.

С своей стороны и я обещаю молиться о вас, никогда не забывать доброго отношения ко мне одесситов.

В знак молитвенного общения и как патриаршее благословение я прошу принять от меня икону Богоматери, в честь Преславного Ее Рождества, которая да способствует Своей помощью и предстательством возрождению и укреплению в ваших сердцах всего доброго, мирного, светлого, христианского, горению утренней путеводной звезды на путях жизни, осиянию Светом Фаворским, да, тихое и безмятежное житие поживше, достигнем мы и вожделенного духовного блаженства, во всяком благочестии и чистоте.

Аминь.

Источник: Пимен, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Слово в Успенском соборе Одессы в праздник Преображения Господня // Журнал Московской Патриархии. – 1971. – № 9. – С. 38–40.



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...

[2] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...