Троица Андрея Рублева. Антология. Николай Петрович Сычев

logo

Изучая искусство Андрея Рублева, многие ученые уделяют видное место школе великого художника, а также вопросу о влиянии его искусства на характер московской живописи в целом. Еще в 1926 году И. Э. Грабарь высказал верную мысль о том, что «властный гипноз» Рублева давал о себе знать на протяжении всего XV века. Именно с этой цитаты из исследования И. Э. Грабаря о Рублеве начинается содержательный отрывок о рублёвской «Троице» из работы Н. П. Сычева об иконе на аналогичный сюжет, которую напи­сал другой знаменитый художник — Симон Ушаков. 

Троица Андрея Рублева. Антология. Николай Петрович Сычев

 

Икона Святой Троицы

Может показаться странным, что Н. П. Сычев пишет о шедевре Рублева там, где речь идет об искусстве совсем другой эпохи и стиля. Но в действительности его от­клонение от главной темы имеет свои при­чины. Отчасти оно продиктовано полемикой с теми исследователями, которые распростра­няют тезис И. Э. Грабаря далеко за XV век и видят влияние Рублева даже в творчестве Ушакова. Отчасти же Н. П. Сычева привлека­ла возможность сопоставить два произведе­ния на одинаковую тему и тем самым лучше оттенить уникальность композиции и коло­рита «Троицы» Рублева. Он первым дал глу­бокий анализ композиционной основы «Трои­цы», где в диалектическом единстве присут­ствуют две разные геометрические фигуры: восьмигранник и круг. Пересматривая различ­ные изображения Троицы от IV до XIX века включительно, собранные в конце антологии, легко заметить, что икона Рублева и в самом деле занимает особое место: она сияет как ал­маз даже там, где мы видим другие выдаю­щиеся произведения на тему Троицы.

Николай Петрович Сычев (1883-1964) — ис­торик искусства, музейщик, реставратор, ху­дожник и преподаватель. Ученик Д. В. Айналова, работавший также с Н. Я. Марром и Н. П. Кондаковым, он получил хорошую школу. Но его знания сочетались еще и с та­лантом организатора, что давало плодотвор­ные результаты там, где начиналось новое и сложное дело. А Н. П. Сычев был охотником до новых начинаний, новых идей, новых на­правлений в науке. О необходимости Н. П. Сы­чева и о доверии к нему в такого рода обсто­ятельствах свидетельствует, например, то, что в 1921 году, когда потребовалась реорганиза­ция дореволюционных музеев, общей конфе­ренцией петроградских научных и художе­ственных учреждений Н. П. Сычев был избран на пятилетний срок директором Государ­ственного Русского музея. При участии Н. П. Сычева были намного увеличены фонды художественного отдела Русского музея, раз­работаны новые постоянные экспозиции и вы­ставки, выпущены капитальные научные сбор­ники и монографии. Приходится удивляться, что Н. П. Сычев находил время и для само­стоятельной творческой работы. Именно в эти годы написана статья, из которой мы выбрали отрывок о «Троицах» Андрея Рублева и Си­мона Ушакова.

О Н. П. Сычеве см.: Лазарев В. Н. Николай Петрович Сычев. — «Византийский времен­ник», XXVI. М., 1965, с. 291-292; Николай Петрович Сычев (1883-1964). — В кн.: Сычев Н. П. Избранные труды. М., 1977, с. 11-14 (статьи об Ушакове здесь нет).

«Московская живопись, — замечает И. Э. Грабарь, — на всем протяжении XV века не могла уйти из-под властного гипноза рублевского искусства, являя в своем развитии непрерывную цепь тех же мыслей, чувств и форм». Необходимы были большие куль­турно-исторические сдвиги, чтобы ослабить силу действия этого гипноза, и поэтому во­прос об устойчивости этого гипноза в эпоху Ушакова не лишен известного значения. Действительно, покорился ли силе его действия тянувший по родовым связям к старине Ушаков и сохранились ли в его художественном миросозерцании стремления к «неве­щественному и божественному свету», которыми, как говорит препод. Иосиф Волоко­ламский, характеризуя художественные настроения Рублева, всегда был одержим этот «пресловущий» иконописец? Сравним, для того чтобы получить ответ на эти вопросы, произведения того и другого художника.

Помещенная в прямоугольном обрамлении композиция Рублева… кажется вписан­ной в невидимый, мыслимый круг. Круг этот не является в общем замысле композиции элементом пассивным, по трафарету взятым из предшествующих композиционных иска­ний византийских и русских художников. Наоборот, положенный в основу построения композиции, он приобрел значение главнейшего момента, подчиняющего себе все части композиции настолько, что ни одна из них, даже мелкая деталь, не может быть при­знана случайной, выпадающей из общего композиционного замысла. Для того чтобы построенная по круговому началу композиция не приобрела характера расплывчатости, художник обрамляет мыслимый круг мыслимыми же секущими прямыми, делящими общую прямоугольную плоскость иконы и замыкающими мыслимый круг в мыслимый же восьмигранник. Грани этого последнего, служа направляющими при построении форм подножий ангелов, здания и горки на фоне, придают вместе с тем центральному круговому началу особую сосредоточенность. Гармонируя с центральным мыслимым кругом, реальные круги нимбов, округлые формы крыльев и элементы круга, положен­ные в основу построения фигур ангелов, сообщают общей композиции динамизм дви­жения линейных форм, ритмически сдерживаемый внутренними цезурами — прямыми горизонтальными, вертикальными и наклонными линиями трапезы, мерил и складок драпировок ангелов. Ритмическое сочетание движущих кривых и прямых в линейных формах композиции уравновешивает начала движения, придавая им характер спокой­ствия и мягкости, но не расплывчатости и вялости. Это сочетание направляющих линий уже само по себе подчиняет зрителя и дает ему представление о графически разрешаемой художником проблеме пространства на плоскости. Эта же проблема разрешается ху­дожником и в цветовом отношении. Рублев мыслит цветовыми силуэтами, построен­ными в строго композиционных формах. На его иконе нет ни одного цветового пятна, положенного случайно и стоящего вне проблемы цветовой композиции. Цветовой силуэт является в руках художника новой движущей силой. Располагая на плоскости компози­ционно оформленные цветовые силуэты различного напряжения, Рублев заставляет их удаляться и приближаться, создавать представление пространства, но не нарушать об­щего представления о плоскости.

Подобно тому как каждая линейная деталь его композиции находится в полнейшей гармонии с общим замыслом, так и каждая цветовая деталь ее является определенным аккордом общей цветовой симфонии. Цветовая четкость и чистота этих отдельных, ком­позиционно замкнутых аккордов придает всей цветовой поверхности характер изуми­тельной чистоты и ясности, увеличивающихся еще благодаря чрезвычайно умелому рас­пределению цветовых контрастов, заставляющих отдельные поверхности то понижать динамику своей цветовой сущности, то напряженно выявлять всю ее цветовую потен­цию. Точно древние, давно уже утраченные принципы мозаического расчленения цвето­вых поверхностей воскресают вновь в композиции Рублева, сообщая ей характер мону­ментальной величавости, чуждой, однако, суровости древних произведений мозаической техники.

Технические знания Рублева при выявлении цветовой сущности как отдельных красоч­ных аккордов, так и всей поверхности композиции огромны. Он великолепно владеет системой прокладок, способствующих положенным поверх них цветам сохранять свою чистоту и звучать в полную меру. Рублев не делает ни одного случайного мазка. Каждый из них имеет у него строгую форму, притом положенную не случайно, а с намеренным расчетом и в определенном направлении. Благодаря этому цветовая поверхность его иконы находится в каком-то внутреннем борении — она вся мерцает и переливается едва уловимыми цветовыми созвучиями.

Едва ли в каком-нибудь древнем или новейшем произведении живописи цветовая и пространственная проблемы были разрешены с таким изумительным мастерством и вряд ли когда-либо реальные наблюдения жизненных явлений получали столь чуждый реализма — «невещественный» — вид, как в «божественном свете» живописи Рублева.

Различные точки смотрения, традиционно сохраненные Рублевым при построении линейных форм композиции, изображенных в так называемой «обратной» перспективе, и различные источники света, падающего на фигуры то слева, то справа или едва сколь­зящего сверху, также взятые художником из старых византийских живописных принци­пов, совершенно не тревожат глаз современного наблюдателя. Наоборот, при полном отсутствии в композиции начал определенной светотени, он созерцает какой-то мер­цающий свет и ощущает присутствие теней. Несмотря на очевидную плоскостную кон­цепцию композиции, он получает ясное впечатление пространства и, постепенно вникая в невидимое круговое начало ее линейных форм, незаметно входит в заколдованный круг тех древних художественных идей и форм, о великом значении которых в искусстве говорил впоследствии в своих библейских эскизах поздний потомок Рублева — А. А. Ива­нов, утомленный условным классицизмом искусства своей эпохи.

Организованное разрешение художественных проблем цвета и пространства на пло­скости в ритме движения — вот задачи, волновавшие Рублева. К ним он стремился и, воплотив их, «божественныя радости и светлости исполняхуся».

Иначе мыслит и строит свою композицию Ушаков. Мыслимый восьмигранник как начало композиции, ведущее к мыслимому же центральному композиционному кругу, у него отсутствует. Искание на плоскости этого восьмигранника не входило в план его комбинационных работ. Благодаря этому и размещение композиции по мыслимому кру­гу приобрело иной, трафаретный характер. Центр мыслимого круга у Рублева прихо­дится почти на средине вертикали, опущенной из средины верхней линии «ковчега» иконы, и падает посредине фигуры центрального ангела на высоте видимого его колена. Этот центр падает вместе с тем в точку пересечения прямых, соединяющих средины коротких и длинных сторон «ковчега». В композиции Ушакова этот центр приходится на груди среднего ангела и не совпадает с центром мыслимого композиционного круга, находящимся значительно ниже. Благодаря этому композиция ангелов Ушакова кажется опущенной вниз, что придает ей тяжеловесность, увеличивающуюся еще и потому, что высота фона с грузными формами дерева и аркады давит на фигуры сверху и сообщает мыслимому композиционному кругу сплющенный характер. Стройный и легкий ритм композиции Рублева Ушаковым утрачен безвозвратно… Рублевское чувство меры и гармонии сменилось исканием пышных, но дешевых эффектов, раздражающих глаз на­громождением деталей, блеском черневого по золоту орнамента, условной витиевато­стью живописного выражения.

Искусство Рублева на иконе Ушакова сменилось мастерством эклектика, комбини­рующего разнообразные и чужеродные элементы при выполнении своего замысла. Принципы обратной перспективы он сочетает с плохо усвоенной линейной перспективой. «Геометрийские чертежи», о которых так образно писал друг Ушакова изограф Иосиф, уже более прельщают глаз нашего мастера. Рублевскую цвето-светопись он заменяет живописью. «Невещественный» вид явлений Рублева принимает у него реальную ве­щественность, «толстоту плотскую», и бесплотные ангелы Рублева с их нежными, «ды­мом писанными» ликами превращаются на иконе Ушакова в «светообразные персоны», под златоткаными одеждами которых зритель уже ясно ощущает присутствие реаль­ного тела.

Проблему пространства, разрешаемую Рублевым путем взаимоотношения компози­ционно оформленных цветовых плоскостей, Ушаков, стремясь передать его трехмерную сущность, разрешает введением проблемы объема. Гармоническое подчинение Рубле­вым деталей композиции ее общему замыслу и ритму в замысле Ушакова отсутствует. Наоборот, с любопытством примитивного натуралиста стремясь к передаче предмет­ности видимого мира, он ищет реального выражения каждой вещи, придавая каждому объекту композиции — будь то ангелы, или nature morte в виде золотых чаш, блюд и кувшинов, или, наконец, дерево — самодовлеющее значение. Ликующий цвет в ком­позиции Рублева на иконе Ушакова сменился «пышным» колоритом, по существу бесцветным, так как в серых тонах горки и земли и мутной, серовато-зеленой листве Мамврийского дуба сквозят лишь отзвуки тональности фламандских и голландских пейзажей.

Очевидно, динамика цвета и формы композиции Рублева на иконе Ушакова сменилась статикой. Художественное миросозерцание Ушакова полярно противоположно «муд­рости зельней» великого художника, а представление его о древнерусских художествен­ных традициях было, говоря языком Аввакума, «пестрое»…

Говорить, следовательно, о сохранении Ушаковым самого духа знаменитого создания Рублева возможно лишь перескочив «ограду святых правил». Не только Ушаков, отделенный от наследий творчества Рублева полуторастолетним историческим процессом, но и ближайшие по времени художники, еще жившие «под властным гипнозом» его твор­чества, не могли удержать и сохранить его достижения в полной мере. Уже в XV веке художественные принципы Рублева были поколеблены, хотя слух о них сохранялся в различных областях Древней Руси… Ни постановления Стоглавого собора, ни кодификационная деятельность Макария, в связи с которой развивается рост иконо­писных русских подлинников, не могли возвратить к древним художественным прин­ципам неуклонно менявшегося в историческом процессе миросозерцания русских художников…

Сычев Н. Новое произведение Симона Ушакова в Государственном Русском музее. — В кн.: Материалы по русскому искусству, I. Л., 1928, с. 103-107.

Троица Андрея Рублева. Антология. Москва «Искусство» 1981

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *