Беседы о богослужении. Литургия оглашенных

logo
Беседы о богослужении. Литургия оглашенных
Святитель Макарий (Невский)

Литургия установлена для совершения святейшего Таинства Евхаристии. Таинство Евхаристии установлено Господом нашим Иисусом Христом в воспоминание о Нем. Поэтому вся литургия есть воспоминание об Иисусе Христе. Это воспоминание совершается в священных песнопениях, чтениях и в священнодействиях. В священных песнопениях воспоминается Его воплощение, Его учение, страдание, смерть и воскресение. В священнодействиях наглядно изображаются события из Его земной жизни, Его общественное служение для спасения людей, Его учение, шествие на страдания, Его принесение Себя в искупительную жертву, Его смерть, воскресение и вознесение на небо.
Мы сказали, что литургия установлена для совершения Таинства Евхаристии. «Евхаристия» значит «благодарение». Поэтому на литургии с воспоминанием о Господе Иисусе Христе совершается благодарение Богу, во Святой Троице славимому, за благодеяния, явленные роду человеческому в искуплении его крестной смертью Сына Божия и в непрестающем промышлении о людях, наипаче же верующих.
Духу Божию угодно было устами святого апостола Павла преподать верующим наставление, чтобы они прежде всего совершали молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих (1 Тим. 2,1-2). Эта заповедь Апостола, преподанная ученику его, епископу Тимофею, от древних времен доныне исполняется в Церкви. Все церковные богослужения, а наипаче литургия, состоят из таковых молитв, прошений и благодарений.
В церкви весьма часто слышатся приглашения верных к молитве: Господу помолимся,— возглашает священнослужитель, священник или диакон, или: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу, или: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Иногда же священник, как посредник между Богом и народом, от лица всех прославляет Царство Отца и Сына и Святого Духа, воссылает славу Ему, благословляет имя Его. Вместе с молением и благодарением в церкви преподается и учение; чтение слова Божия и учительство составляют существенную часть богослужения. Итак, литургия состоит из молений, прошений, славословий, из воспоминательных священнодействий, песнопений и чтения слова Божия. Главнейшую часть литургии составляет принесение Бескровной Жертвы, или совершение Таинства Евхаристии.
Мы прежде сказали, что литургия состоит из трех частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных. Проскомидию мы объяснили. Теперь следует объяснить литургию оглашенных. 
Литургия оглашенных называется так потому, что в это время дозволялось участвовать в молитве и слушать слово Божие не одним верным, крещеным, но и оглашенным, то есть тем, которым только преподавалось учение христианское: слух их был оглашен этим учением, но они еще не были крещены и не имели права присутствовать при совершении Таинства Евхаристии. Таковые люди стояли позади верных, в притворе, на назначенном для них месте. Вместе с ними стояли и кающиеся грешники, то есть крещеные, но подвергшиеся временному отлучению от причащения и от участия в молитве с верными. 
Беседы о богослужении. Литургия оглашенных


Фото: patriarchia.ru
    
Литургия оглашенных начинается от возгласа, которым священник прославляет Царство Отца и Сына и Святого Духа, и оканчивается возгласом диакона, которым оглашенные троекратно приглашаются выйти из храма.
После прославления священнослужителем Царства Отца и Сына и Святого Духа предстоящие все приглашаются помолиться Господу Богу «миром» — то есть в мире, во взаимном единомыслии, без рассеяния, без гнева, без смятения мыслей: Миром Господу помолимся. Затем излагаются молитвы и прошения за царя и за всех начальствующих, за епископство, честное пресвитерство, во Христе диаконство; за всех входящих в храм с верой и благоговением; о всех Церквах и соединении всех, то есть о возвращении в Церковь всех отпавших от нее; о плавающих, путешествующих, страждущих от тяжких болезней; о приносящих дары для храма и заботящихся об украшении его; о избавлении от всякой скорби, гнева Божия, нужды, то есть насилия от врагов. После сего предстоящие приглашаются предать себя и друг друга и всю жизнь Христу Богу, Его святой воле, ибо Он печется о нас. Это моление называется ектенией, заканчивается славословием Святой Троицы, произносимым священником. А народ возглашает: Аминь, то есть: «Истинно так». После ектении совершается прославление Бога за Его благодеяния; поется 102-й псалом Благослови, душе моя, Господа. В этом псалме душа верующего призывается прославлять Господа и не забывать Его благодеяний, ибо Он очищает все беззакония ее, исцеляет от всех недугов, от смерти, увенчивает ее милостью и благодеяниями и исполняет благие желания ее.
После этого совершается опять краткое моление и славословие и поется другой псалом (145-й), которым опять призывается человек хвалить Господа во всю жизнь свою, не надеяться на сильных мира сего, а уповать на Единого Господа, Который творит суд обидимым, дает пищу алчущим, умудряет слепцов, приемлет милостиво сироту и вдову.
Затем поется «Единородный Сыне и Слове Божий…». Этой песнью прославляется Господь Иисус Христос, нашего ради спасения воплотившийся от Приснодевы Марии и непреложно вочеловечившийся, Который, оставаясь Богом, был распят за нас и попрал смертию смерть. Ему подобает прославление, одинаковое с Отцом и Святым Духом. 
Беседы о богослужении. Литургия оглашенных


Фото: patriarchia.ru

Эта песнь есть воспоминание о крещении Господа, когда Отец свидетельствовал о Нем как о Сыне Возлюбленном, а Дух Святой схождением Своим в виде голубине утверждал истину, что глас сей относится к крестившемуся от Иоанна Иисусу Христу, а не к Иоанну крестившему (Мф. 3,16-17). 
После крещения Господь вскоре пришел к народу и начал проповедовать о Царствии Божием. Это событие изображается на литургии так называемым малым входом. В это время отверзаются Царские врата в напоминание о Царствии Небесном, которое пришел на землю устроить Сын Божий. Священник исходит из алтаря на средину храма. Это означает явление Господа народу, хождение Его по городам и весям с проповедью о Царствии Божием. Евангелие, которое износит священник или диакон, означает то учение, которое принес людям Господь Иисус Христос.
Пред Евангелием износится горящая свеча; она изображает Иоанна Предтечу, который явился пред пришествием Христовым и приготовлял людей к принятию Его. Свеча означает также и то, что учение Христово есть свет для мира. В это время на клиросе читаются или поются Блаженны. В них излагается учение Господа Иисуса Христа, которое Он, остановившись на ровном месте, преподал народу, указывая ему, как достигнуть Царствия Божия: блаженны нищие духом, блаженны плачущие, кающиеся в грехах, кроткие, гонимые (Мф. 5, 3-12).
Священник в это время, стоя вне алтаря, тайно молится, чтобы Господь благословил предстоящий вход в алтарь. Это вхождение изображает восхождение Господа на небеса, где торжественно Он встречен был небесными Ангелами. Поэтому священник в тайной молитве своей просит Господа, чтобы Он сотворил со входом сим входу святых Ангелов быти, чтобы вместе с нами теперь славословили Его Архангелы и Ангелы.
Диакон, став в Царских вратах и изображая Евангелием крест, возглашает: Премудрость, прости. Слово «премудрость» означает, что настоящим священнодействием, то есть входом, изображается Божия премудрость, открывшаяся в домостроительстве нашего спасения начиная от сотворения человека до устроения его спасения через пришествие на землю Сына Божия, Его страдания, воскресение, вознесение и устроение Церкви под единой Главою — Христом. Такое домостроительство нашего спасения святой апостол Павел называет премудростью, от века сокровенной в Боге (1 Кор. 2,7), потом явленной в Церкви, а через Церковь и Ангелам. На эту премудрость и указывается словами: Премудрость! Прости! К этой премудрости должно относиться с благоговейным вниманием, стоять просто, нерассеянно, ни о чем другом не думать, как только о том, что теперь совершается, и стоять прямо: кто сидел, пусть встанет; кто стоял прислонившись к стене, пусть станет прямо, благоговейно. Клир поет: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий… поющия Ти: Аллилуиа. Священник поклоняется, а с ним поклоняться должны и предстоящие. В старину весь народ и царь, если он был в храме, в это время припадали к земле, творя поклонение Господу, Которому поклонились все Ангелы и воспели хвалу Ему. С ними и мы поем песнь Ангельскую: Аллилуиа, что значит: «Хвалите Бога». По входе с Евангелием читаются тропари и кондаки в честь праздника или празднуемого святого. До входа с Евангелием читались и пелись антифоны, или псалмы, заключающие в себе изречения или пророчества из Ветхого Завета, а после входа с Евангелием прославляются новозаветные святые или празднуемое новозаветное событие. После этого следует пение Трисвятой песни: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Об этом будем говорить в следующей беседе. Итак, в храме стояще, на небеси стояти да мним.

Источник: Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. «Единое на потребу». Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 2. С. 295-299 

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...