Великие мысли, кратко реченные: о страстях

logo
Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. 



Великие мысли, кратко реченные: о страстях



Эти восемь страстей, хотя имеют разное происхождение и разные действия, однако шесть первых, т. е. чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние соединены между собой особым неким сродством, по коему излишество предыдущей дает начало последующей. Ибо от излишества чревоугодия необходимо происходит блудная похоть, от блуда сребролюбие, от сребролюбия гнев, от гнева печаль, от печали уныние.

Потому против них надо сражаться тем же порядком, переходя в борьбе с ними от предыдущих к последующим: чтобы победить уныние, сначала надо подавить печаль; чтобы прогнать печаль, прежде нужно подавить гнев; чтобы погасить гнев, нужно попрать сребролюбие; чтоб исторгнуть сребролюбие, надо укротить блудную похоть, надо обуздать страсть чревоугодия.

И остальные две страсти, – тщеславие и гордость, – таким же способом соединяются между собою, – т. е. усиление первой из них дает начало другой, от чрезмерного тщеславия рождается страсть гордости; таким же порядком и победа над ними приобретается, т. е. чтоб истребить гордость, надобно подавить тщеславие. (Св. Иоанн Кассиан)

Хотя эти восемь страстей искушают весь род человеческий, впрочем, не на всех одинаковым образом нападают. Ибо в одном главное место занимает дух блуда; в другом преобладает гневливость: в ином властвует тщеславие; а в другом гордость господствует: так что хотя все страсти на всех нападают, но каждый из нас различным образом и порядком раболепствует им. (Св. Иоанн Кассиан)

Cтрасти бывают двух родов: естественные, вырождающиеся из естественных потребностей, как, н-пример чревоугодие и блуд, и неестественные, не коренящиеся в естестве, как, например, сребролюбие. (Св. Иоанн Кассиан)

Поясним нечто из сказанного более пространным рассуждением. Страсти чревоугодия и блуда, коренясь в теле, возбуждаются иногда без содействия души, по одному раздражению потребностей, из коих исходят; но влекут и душу по ее связи с телом. Для обуздания их недостаточно одного напряжения душевного против них вооружения, но надо при сем укрощать и самое тело постом, бдением, истомлением посредством труда; нужно бывает и временное уединение, а нередко и совсем отшельничество. Ибо как они происходят от порочности души и тела, то и побеждены быть могут не иначе, как трудом обоих. Тщеславие и гордость зарождаются в душе без посредства тела. Ибо какую нужду имеет тщеславие в телесном чем, когда из-за одного желания похвал и славы доводит до падения плененную им душу? Или какое телесное действие имело место в возгордении люцифера, когда он зачал его в одной душе и помышлении, как говорит Пророк: ты говорил в сердце своем: взыду на небо… и буду подобен Всевышнему. Не имел он в такой гордости подстрекателя совне; она и зародилась и созрела вся внутри его. (Св. Иоанн Кассиан)

Укор для разумного – подчиняться неразумному и промышлять только об удовлетворении срамных похотей. Для души разумной пагубно оставлять Создавшего ее и раболепствовать телу. (Авва Фалассий)

Огонь, тьма, червь, тартар соответствуют страстям, — всякого рода сладострастию, всеобъемлющей тьме неведения, неутолимой жажде чувственных удовольствий, смраду греха зловонного, — кои, как и зачатки адских мук, уже отсюда начинают мучительно действовать в душах грешников, когда укореняются долгим навыком. (Св. Григорий Синаит)

Страсти подобны огнедышащим горам, которые вскоре оставляют вокруг себя опустошение и ужас.

Дети считают бабки, мячики, куклы, игрушки важными вещами, а неразумные грешники — пиршества, блудодеяние и роскошь. Человек, будь человеком, ибо, живя безумно, ты вол; расхищая чужое, ты волк; предаваясь блуду, ты свинья или конь неистовый; живя коварно, ты змий и аспид; поступая безрассудно, ты осел; когда ты непокорен и бесчувственный, ты камень. А ведь Господь сказал перед бытием твоим, человек: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1,26). (Св. Иоанн Златоуст)

Страсти — раны в душе и отлучают ее от Бога. (Авва Исаия)

Тление – плоти порождение. Вкушать пищу и извергать излишнее, гордо держать голову и лежа спать, – естественные принадлежности зверей и скотов, в коих и мы, став чрез преслушание подобными скотам, от свойственных нам, богоданных благ отпали, и сделались из разумных скотскими и из божественных зверскими. (Св. Григорий Синаит)

Сласть плотская стала отрицанием христианства внутри нас. (Св. Феофан Затворник)

Источник: Великие мысли, кратко реченные. – СПб., 2001. – С. 6-9

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *