Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в неделю пред Рождеством Христовым, святых отец. О вере

logo

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Все сии умерли в вере, не получив обетовании, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельи,ы на земле! [1]

Дорогие братия и сестры! Приближается великий праздник Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа от Пречистой и Безневестной Девы Марии, праздник величайшего и всеспасительного события, много раз предреченного пророками Ветхого Завета.

Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в неделю пред Рождеством Христовым, святых отец. О вере

Подготовляя своих чад к достойной встрече великого праздника, Святая Церковь этот воскресный день, предшествующий Рождеству Христову, назвала Неделей святых отец, потому что в этот день вспоминаются ветхозаветные праведники — от праотца Адама до святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, которые с великой верой ждали светлого дня пришествия обетованного Мессии.

Имена святых ветхозаветных отцов сегодня мы слышали в евангельском чтении, в родословии Иисуса Христа по плоти. Эти святые и великие мужи преемственно передавали в течение более чем пяти тысяч лет обетование об Искупителе, бережно охраняя его от языческих заблуждений. Праведный Ной в течение своей жизни сберегал его в своем сердце и жил среди развращенного и отпавшего от Бога народа, в ковчеге носимый несколько месяцев в безбрежном океане вод, потопивших беззаконный мир. Патриарх Авраам пронес это обетование через пустыни от Ура Халдейского до Египта, от Египта до Палестины и передал его своим потомкам-патриархам. И прекрасный Иосиф сохранил это обетование. Будучи низринут братьями в ров, а затем проданный ими же в Египет, сохранил его, будучи в темнице, а также пребывая в должности самого первого из приближенных фараона, тем самым и спас от голода жизнь отца, патриарха Иакова, и тех же своих одиннадцати братьев. Это обетование хранил в своем сердце весь Израиль, передвигаясь по пустыням в течение сорока лет во главе с Моисеем. Хранили обетование судьи израильские и цари: Давид, Соломон и другие; хранили, напоминали и яснее о нем пророчествовали своему народу и святые пророки.

Его возвестил святой пророк Даниил, «муж желаний», и он видел Обетованного, Который, как «камень без руки отсечен», отпал от горы и наполнил Собою мир, разрушив язычество. [2] Божественное обетование мужественно хранили три отрока, ввергнутые в вавилонскую печь и оставшиеся неопалимыми. «Во источнике пламене, яко на воде упокоения, святии трие отроцы радовахуся», [3] — поет сегодня Святая Церковь. Да радуются ныне святые отцы и все праведники ветхозаветной Церкви и ликуют в Царстве своего Мессии. О причине радости святых отцов, дорогие братия и сестры, мы вчера вечером слышали в каноне, где говорится: «Потому что из их семени воссиял Христос». [4] С какой же великой верой они ждали этой великой радости! Эту веру, это чаяние их святой апостол Павел поставил в пример всем членам земной воинствующей Церкви. Этому он и посвятил часть своего послания к Евреям. Чтение этого фрагмента мы слышали сегодня в литургийном апостольском чтении. Оно является как бы продолжением сегодняшнего евангельского чтения, его дополнением и объяснением. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин. [5] Верою Енох и великий пророк Божий Илия взяты живыми на небо. А о глубине веры патриарха Авраама свидетельствует то, что он готов был принести в жертву Богу единственного сына, «ибо… думал, что Бог силен и из мертвых воскресить», [6] — уже возложил Исаака на жертвенник и вознес нож, но ангел Господень остановил его. Это было достаточно, чтобы испытать глубокую веру праведника. Верой все великие дела творили и другие ветхозаветные праведники. Они силой своей веры в грядущего Спасителя мира, Господа Иисуса Христа, побеждали царства… заграждали уста львов… угашали силу огня, воскрешали умерших. [7] Своей твердой верой они сделались праведниками. Многие из них за веру в Бога были замучены, другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. [8] В заключение святой апостол Павел, сравнивая их преданность, и веру, и страдания с неверием остального мира, говорит, что те, которых весь мир не был достоин, чтобы сохранить истинную веру в Бога и грядущего Спасителя, в особо тяжелые времена удалялись от отступивших от Бога и упорных в этом отступлении людей, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. [9]

Дорогие братия и сестры, вот какое свидетельство мы имеем в святых отцах для укрепления нашей веры. Святой апостол Павел повелевает не только поминать тех, которые проповедывали нам слово Божие, но, взирая на кончину их жизни, подражать их вере. [10] Ветхозаветные праведники в жизни своей были водимы, спасались верой в грядущего Мессию-Христа. А чем же мы водимы? Верой ли руководствуемся в своей жизни? Нет. Нередко нас влекут страсти, мы порабощены ими. Для всеянного в нас семени веры мы уготовили каменистую дорогу и тернистую почву. Подчас мы не оставляем места вере, вытесняем ее из сердца страхом, стыдом показать себя верующими, пристрастием к богатству, славе, чести, земным благам и удовольствиям. Да не будет более этого в нас, но будем, братия и сестры, укреплять в себе веру. Святые отцы говорят, что вера является живой и крепкой в человеке тогда, когда он очистит свое сердце от греховных наклонностей, чувствований и помыслов, от всего нечистого и скверного.

Епископ Игнатий (Брянчанинов) пишет, что вера укрепляется в человеке покаянием и исполнением евангельских заповедей, ибо и то и другое способствуют очищению нашего сердца. Он замечает, что «покаяние необходимо не только для того, чтобы уверовать во Христа, но и для поддержания в себе живой веры». Покаяние должно быть постоянным спутником нашим в продолжение всей земной жизни. Тот же подвижник продолжает: «Вера является в человеке от исполнения евангельских заповедей, возрастает по мере исполнения их, увядает и уничтожается по мере пренебрежения ими, поэтому слушай слово Божие и святых отцов, объясняющих его, и мало-помалу вселится в тебя живая вера». [11] Преподобный Серафим Саровский говорит, что «…от чтения слова Божия Господь не оставляет человека Своею милостию, но исполняет его дара разумения». [12]  Преподобный сам постоянно читал святое Евангелие, за неделю он прочитывал весь Новый Завет. Подвижник прошлого века киевский иеросхимонах Парфений также прочитывал за неделю весь Новый Завет и каждодневно прочитывал всю Псалтирь. Конечно, такие подвиги нам не под силу, но нужно читать хотя бы понемногу: прочитывать каждый день одну главу Евангелия и одну из Апостола. Это займет не более 10 минут и принесет огромную душевную пользу. Перед началом чтения слова Божия святые отцы советуют кратко помолиться Господу: «Господи, вразуми меня, просвети меня Твоими святыми словами», а потом с благоговением и вниманием приступать к чтению. Преподобный Ефрем Сирин учит, что читать слово Божие нужно с усердием и вниманием, не спешить, а если какой стих не понял, не поленись вернуться к нему еще раз. Постоянное чтение слова Божия постепенно будет очищать наше сердце от греховных страстей и исправлять нашу жизнь. Тогда у нас укрепится живая вера. Тогда для нас станет понятен смысл нашей жизни. Веру истинного христианина не может поколебать ничто: ни болезни, ни скорби, ни лишения. Ибо он, имея крепкую веру, упование на милость Божию, все переносит без ропота, молитвой испрашивая себе силы для несения житейского креста. И такая горячая, дерзновенная молитва непременно бывает услышана Господом.

Итак, дорогие братия и сестры! Будем подражать вере святых ветхозаветных отцов. Они сегодня приносят радость свою рождающемуся Сыну Божию. Какие же дары принесем мы, православные христиане, своему Господу. Подобно волхвам, принесшим Богомладенцу злато, ладан и смирну, приготовим и мы Предвечному Младенцу злато — нашу твердую веру, благовонный ладан — нашу надежду на Его божественную помощь и ароматную смирну — нашу горячую любовь к Богу и всем людям, подтверждающую нашу веру. Не будем подражать жестоковыйному иудейскому народу, приготовившему своему Мессии крест, гвозди, копие, смерть. А уготовим Господу Богу украшенные чертоги своих сердец, очистив себя искренним покаянием, чтобы в таинстве причащения принять Господа Иисуса Христа в свое сердце и разделить радость рождества Христова со всеми святыми ветхозаветными отцами. Аминь.



ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Евр. 11, 13.

[2] Стихира на стиховне на вечерне службы святому пророку Даниилу и святым трем отрокам Анании, Азарии и Мисаилу

[3] Тропарь святому пророку Даниилу и святым трем отрокам.

[4] Тропарь канона отцам, поемого на утрене в неделю пред Рождеством Христовым

[5] Евр. 11, 4.

[6] Евр. 11, 17-19.

[7] Евр. 11, 33-35.

[8] Евр. 11, 36-37.

[9] Евр. 11, 38.

[10] Евр. 13, 7.

[11] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т. 5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 505 — 506.

[12] Духовные наставления преподобного Серафима. С.41

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...