«Любовь есть самоограничение во имя любимого»

logo
«Любовь есть самоограничение во имя любимого»

Любовь — и великая добродетель, и великое благо — не­что великое и славное. Она показывает человека образом Божиим, ибо Бог есть сама любовь. Бог любы есть, — возвещает святой апостол любви (1 Ин. 4, 16). О ней сказано много- много, но тема не раскрыта до конца и не раскроется, как и Высочайшая Любовь живет во свете неприступном (см.: 1 Тим. 6, 16).

«Что такое любовь? — вопрошает святитель и отвечает: — Любовь есть самоограничение во имя любимого; любовь всегда жертвенна. Я — как-нибудь, а вот тебе чтобы было хорошо; я забуду себя, но не тебя. Апостол Павел непревзойденно го­ворит о любви: Любовь долготерпит, любовь не ищет своего (как сказано!), не раздражается, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, не мыслит зла» (1 Кор. 13, 4-7). — Тайна любви и одновременно чудо в том, «что она дается даром. Любовь ничего не требует, а только дает, и не по заслугам, а даром. Любовь есть дар. Я люблю, и потому ты хо­рош для меня; я люблю со всеми недостатками, пороками и даже преступлениями. А другого, достойного, может быть, че­ловека не люблю. Он хорош, но не мил. В этом, повторяю, великое чудо и великая тайна любви».

Неотъемлемо от подлинной любви — постоянная сдержан­ность. — Не сдерживаешь себя потому, мол, что некто упрям, выступает против, еще чем-либо «отличается» — значит ста­раешься «прикрыть твою собственную раздражительность, ты тоже стараешься извинить ее… Это показывает, что ты ма­ло его любишь. Любовь долготерпит (не сказано „терпит», а именно „долготерпит»)».

«Что же практически делать, если уже наступило… „малолюбие»? — паки ставит вопрос владыка и советует: «Нужно ни в коем случае не раздражаться. Легко сказать, но трудно выполнить. Да, но все-таки это надо сделать. Начни с того, что посмотри на его упрямство и споры против очевидности с комической точки зрения, а не с драматической, как сей­час, которая ведет тебя к раздражению. Если будешь смотреть с комической точки зрения, то мало-помалу ты будешь без злобы, добродушно подтрунивать над этим его недостатком, а раздражения не будет. Попробуй. Я говорю это на основа­нии собственного опыта, мне это очень помогло в свое время, и не только помогло в конкретном случае по отношению к данному человеку, но и вообще значительно умерило мою раздражительность, которая в течение всей моей жизни, да­же до сего дне, была одним из самых крупных моих недостат­ков».



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *