Немного о дружбе

logo
Немного о дружбе
«Я родился, чтобы любить…»

Старец Амфилохий Макрис

Издатель писем святого Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию, представ­ляя их читателю, еще в 1877 году писал: «Общественное мне­ние о митрополите, сложившись исключительно по его нео­быкновенному уму и по богословским и ораторским его произведениям, конечно, и не подозревало, что в груди его би­лось сердце, способное к нежной дружбе».

По мысли Святителя подлинная — иначе христианская — дружба — это полное взаимное понимание, это принятие в глубины своей души другого и вхождение в него, это единение, самопожертвование, это наличие другого своего «я».

Вот как он принимает к своему дружескому сердцу жизнь своего друга священника Григория Пономарева и как входит в нее при печали друга: «Утешать ли мне тебя или плакать с то­бой? Что я говорю? Я уже плакал о твоих несчастьях. И можно ли запретить чувствовать свои несчастья, когда нельзя не чув­ствовать чужих? Нет! Ты имеешь сердце — тебе надобно и вздыхать и плакать. Но позволь мне сказать тебе в духе про­рока: твои слезы надобны для твоих радостей, твои несчастья для твоего счастья. Не теряй сей мысли в самих слезах — и слезы твои будут сладостнее, горести твои — тихие. Не по­думай, что я говорю тебе сие, как проповедник: я пишу то, что чувствую. Пусть я исключен буду вечно из числа сынов Отца Небесного, если я иначе думаю о его Провидении. — Провиде­ние! Думай о нем, Друг мой! Сии мысли прольют бальзам уте­шения на твои сердечные раны. Ожидай будущего, лишаясь на­стоящего; надейся, когда теряешь. Посмотри на прошедшую жизнь твою. — Ты видел улыбку счастья; умей снести его суровый взор: по непостоянству счастья узнай, что и несчастье не бесконечно. Не забудь, что не один ты несчастлив. Если бы ты мог видеть вдруг море всех человеческих бедствий: то совсем бы не приметил волны, которая угрожает теперь погрузить тебя в отчаяние… Прости и не забудь уведомить твоего друга о след­ствиях твоего нынешнего состояния. Утешь своего утешителя» (37:1477—1478). Разделяет со своим другом его семейные огор­чения, домашние скорби и обращает его взор к Небу — Гор­нему Утешителю: «Сердечно сожалению о Ваших семейных огорчениях и прошу Бога, чтобы Он исполнил Вас утешением. Он может и потери Ваши обратить в приобретение». «Сожалею о домашних Ваших прискорбиях; но к утешению верю, что Вы верите Промыслу». «Брат о Господе! Поручайте себя Ему всем сердцем со всеми своими заботами. Не слышите ли, как решительно слово Его велит нам возвергнуть на Него печаль свою? «Аще живем, аще умираем, Го­сподни есмы». Как же не Господни и тогда, когда страждем?»… Когда облака разошлись и снова засветило сол­нышко в жизни друга — святой Филарет и сейчас с ним — те­перь сорадуется: «Искреннейше сорадуюсь Вам, что Бог устроил Ваше состояние спокойнее прежнего. Да хранит Он Вас всегда под святым Своим покровом!».

Характер христианской дружбы явил святой Филарет в своих отношениях сначала к своему великому наставнику — «второму Отцу» — митрополиту Платону (готовится его кано­низация, верю, так и будет), а затем — к архимандриту Анто­нию, своему духовнику (ныне канонизированному). — Святой Филарет всей душой был предан митрополиту Платону и, есте­ственно, что кончина его принесла ему слезы: «Печальнейший для меня случай нынешней осени есть кончина Преосвящен­ного Платона, моего незабвенного благодетеля. Он хотел, чтобы я говорил над гробом его: Богу было угодно, чтобы я мог только плакать над его памятью». Еще ярче образ христианской дружбы в совместном труде на благо Святой Церкви виден в действиях святого Филарета, направленных к отцу Антонию. — В 1862 г. — всего за пять лет до кончины Свя­тителя — отец Антоний высказал желание об увольнении от обязанностей наместника Лавры. И Святитель пишет ему тро­гательные дружеские слова: «Если в моей резолюции Вы нахо­дите причину просить увольнения от службы, то в Вашем письме есть для меня более сильная причина также просить увольнения от службы. Надобно будет оба прошения вместе послать в Святейший Синод. Но если уволят меня — не же­лаю, чтобы уволили Вас».

Примечательно, что Святитель указывает и общий крите­рий правильной дружбы: общая любовь, кроткая, послушная. «Двум сестрам, — наставляет он, — связанным дружбой до того, что скорбь от разлучения их жительством простирается до припадков, надобно сказать, что в дому Отца Небесного обители многи суть, что они не могут требовать от Него поме­щения в одну Небесную обитель, ибо там дается каждому, что уготовано по вере, делам и предопределению; что человек приносит в будущую жизнь то, что стяжал в настоящей; что, следственно, если бы и на Небесах их разделили в разные оби­тели, они с своей частной привязанностью и скорбью друг о друге не могли бы блаженствовать, и, следственно, были бы неспособны для рая; а по всему сему надобно благовременно упрямую частную привязанность подчинять общей любви, кроткой и послушной. С таким и подобным вразумлением на­добно чрезмерно связанных дружбой побудить самих посте­пенно приучить себя благодушно переносить разлучение».

Общий вывод к данной главе можно сделать Богодухновенными словами святого апостола Павла: «Друг друга тяготы но­сите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).

Профессор К.Е. Скурат. Алфавит духовный. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского 



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...