Проповедь наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста в день памяти святителя Феогноста, митрополита Киевского и всея Руси

logo
Проповедь наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста в день памяти  святителя Феогноста, митрополита Киевского и всея Руси
Сегодня в Успенском Соборе Московского Кремля, в сердце Москвы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мы вместе с вами молились за Божественной Литургией Преждеосвященных Даров. Здесь, где находятся мощи первосвятителей Московских, почивают и святые мощи святителя Феогноста, митрополита Киевского и Московского. Время, в которое он жил, было не менее сложным, чем те времена, что были до него. Он, как и его предшественники, и как те, кто были после него, право правил слово Христовой истины.

Церковь Христова живет благодатью Духа Святаго. Сам Христос Спаситель, Глава Своей Церкви, поставляет Своих избранных, которые правят по Его мудрому благоволению паству Христову. Когда мы говорим о том, что сегодня времена очень сложные, мы согрешаем. Ибо еще Соломон сказал: «Не говори, что прежние времена были лучше нынешних, ибо не от мудрости сие говоришь». На каждое время Господь ставит человека и дает ему благодать. Сами по себе, без благодати Божией мы ничего не можем, а с благодатью Божией никакие времена и обстоятельства нам не страшны, ибо суетна и временна земная жизнь. Здесь, на земле, мы все: от первосвятителя до простого монаха и мирянина, от царя до нищего — только проходим испытание. А испытываемся мы обстоятельствами, в которые ввергает нас Господь. Когда мы благодарим Бога и право поступаем, мы тем самым приближаем для себя Царство Божие, и наоборот, когда мы неправильно поступаем и неправильно говорим и думаем, тогда мы отвергаем от себя благодать Божию. Великая милость Божия — то испытание, которое дает нам Господь, и мы должны благодарить Бога каждый за это, ибо в этих испытаниях мы проверяемся. Даже когда мы не право поступаем, Господь хранит нас и дает нам еще жизнь, чтобы вновь повторить урок, который мы не правильно усвоили. И когда, наконец, мы совершаем правильный поступок, то ангелы на небесах и святые Божии радуются за нас, ибо они молят за нас Господа. Но, увы, Бог, создавший нас без нас, не может спасти нас без нашей воли, без нашего доброго волевого направления к исправлению своей жизни.

Сегодня, в день памяти святителя Феогноста, когда мы вспоминаем то трудное время, в которое он жил, как же важно сегодня осознавать, что Церковь Христова – это единый организм, это тело Христово! Когда мы молимся друг за друга, то мы непобедимы, а когда вражда между нами, тогда и диавола не надо для нашей погибели, ибо мы сами все сделаем для этого. Потому-то Господь и призывает нас к тому, чтобы мы молились друг за друга, чтобы мы любили друг друга, чтобы мы отвергались от себя друг для друга, ибо в этом смысл, в этом цель и в этом сущность нашей церковной жизни. Именно потому в первые века христианства простые галиллейские рыбари в простоте слов Евангелия покорили мир —  и железный Рим и мудрствующую всуе Элладу, и другие народы, которые жили гордостью своей философии.

Сегодня ничего не изменилось. С нами также рядом Господь и благодать Божия. Только тогда, когда мы отвергаемся от нее, тогда мы остаемся одни — тогда нам становится трудно, тогда нам становится больно, тогда мы начинаем вопиять ко Господу. Но вина не Господа и не Его немилость к нам, а наше нерадение о благодати, которую дает нам Господь, наше нерадение друг к другу, наше забвение друг друга. Святители, первосвятители Московские и все святые взывают ко Господу, дабы Господь укрепил нас и дал нам осознание того, что мы живем в Церкви Христовой, живем благодатью, которая почивает на нас только тогда, когда есть любовь между нами. Когда между нами злоба и зависть, тогда не может быть благодати, тогда не может быть мира, и тогда с нами происходит то, о чем Господь сказал…: «Аще же соль обуяет, чим осолится? ни во чтоже будет ктому, точию да изсыпана будет вон и попираема человеки» (Мф. гл.5, 13).

Так было в семнадцатом году, когда соль обуяла, и не враги внешние, а наша неустроенность, наш отказ от благодати привел к тем страшным событиям, которые сейчас кто-то помнит, кто-то о них только читал. Сегодня, когда мы все молимся о том, чтобы был мир, чтобы была жизнь на земле, то мы сами, прежде всего, должны быть той солью, которая осаливает мир. До тех пор, пока в нас есть любовь, пока мы являемся той самой солью, мир будет жить, независимо ни от каких интриг, независимо ни от каких злоб, страшных планов, каких-то неведомых темных правительств – все будет жить. Но когда мы перестаем быть солью, тогда-то и наступает конец, тогда-то и наступает тьма, тогда-то и наступает власть дьявола. Не сам дьявол, а мы своим отказом от благодати Христовой ему даем дорогу в эту жизнь.

Потому будем сугубо молиться святителям Московским и всем святым, как они молятся о нас пред Господом, дабы прийти нам в осознание этой простой истины, что мы живем любовью Христовой, самоотвержением и самопожертвованием. Именно это привлекает благодать Божию и обилие благодати Духа Святаго. От нас, христиан, пока мы являемся солью земли, и зависит будущее нашей земли, будущее всего человечества.

Аминь. 

Успенский собор Московского Кремля, 27 марта 2014 год

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...