Преподобные Феодор и Павел Ростовские, Борисоглебские – святые собеседники преподобного Сергия

logo
Пустынники Феодор и Павел поселились, согласно Житию, в лесу близ реки Устье, в восемнадцати верстах от города Ростова. В 1363 году преподобный Сергий Радонежский пришел в Ростов, чтобы поклониться местным святыням и способствовать примирению ростовского князя Константина III Васильевича с великим князем Димитрием Иоанновичем. Феодор и Павел, узнав о прибытии преподобного Сергия, обратились к нему за благословением на строительство церкви и монастыря и попросили выбрать место для сооружения храма.

Преподобные Феодор и Павел Ростовские, Борисоглебские – святые собеседники преподобного Сергия


Преподобные Феодор и Павел Ростовские. Икона XX века

 Преподобный откликнулся на обращение пустынников и вместе с ними отправился к месту их поселения. После долгих поисков старец указал место, на котором следовало поставить церковь, и благословил освятить ее во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба.

Преподобный сказал пустынникам: «Призрит Господь Бог и Пречистая Богородица на место сие, и великие страстотерпцы Христовы в помощь вам будут. И сие место весьма обстроится и в будущие времена превозносимо будет наряду с большими лаврами». Преподав своим собеседникам благословение, старец отправился в обратный путь.
Отшельники принялись вырубать лес на том месте. Вскоре они убедились в истинности пророчества Преподобного. Однажды Феодору и Павлу в тонком сне явились два светлых воина с оружием, облеченных в царские багряницы, и сказали: «Трудитесь на сем месте: Бог и Пречистая Богородица не оставят места сего, и мы неотступно будем на сем месте в помощь вам и тем, кто после вас будет устраивать место сие».
Пустынножители припали к их ногам и спросили: «Кто вы, господа наши?» Но воины вдруг стали невидимы, только слышан был голос, называвший одного Романом, а другого Давидом — именами князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, данными им при крещении.
С еще большим рвением после чудесного посещения трудились Феодор и Павел над устроением монастыря. Многие, оставив мирские блага, пришли к ним в поисках иноческого жития. По общему желанию игуменом нового монастыря был поставлен Феодор.
Позже, поручив Борисоглебскую обитель своему сопостнику Павлу, Феодор основал Никольский монастырь при впадении реки Ковжи в Белое озеро. Он прожил там много лет, но, почувствовав приближение кончины, вернулся в Борисоглебскую обитель, к которой по его распоряжению был присоединен и основанный им Никольский монастырь.
22 октября 1409 года преподобный Феодор мирно почил о Господе. Игумен Павел с братиею оплакали усопшего и с честью погребли тело его.
После кончины Феодора его сподвижник Павел неустанно заботился об обоих монастырях. Однако, прожив недолгое время, и он отошел ко Господу. В обители установился обычай совершать его память в один день с памятью преподобного Феодора. Пророческие слова преподобного Сергия, благословившего основание Борисоглебского монастыря и предсказавшего его расширение, подтвердились. После смерти преподобных Феодора и Павла преемники их продолжали усердно заботиться о благе обители, которая приобретала все более широкую известность.
Святые покровители Борисоглебского монастыря не оставляли обитель своими молитвами. Сохранилось предание о чуде, записанное со слов зодчего монастырских храмов. В XVI веке, когда в обители возводились каменные постройки, стал ощущаться большой недостаток извести. Привозили ее издалека и трудным путем. Получив разрешение великого князя на поиски залежей извести вблизи от монастыря, игумен Феофил повсюду разослал своих разведчиков, но успеха не достиг. Он усердно молил о помощи Господа Бога, Пресвятую Богородицу и святых Бориса и Глеба. И вот однажды, когда отец Феофил читал в своей келии вечернее правило и, несколько забывшись, задремал, предстали перед ним два светлых Христовых воина, страстотерпцы Борис и Глеб, и сказали: «Не скорби. Пречистая даст тебе известь в домовой нашей вотчине, близ монастыря, и постройка каменных зданий в обители не прекратится ни при тебе, ни после тебя, и мы в помощь к монастырскому строению будем». С этими словами они стали невидимы. Через три дня крестьянин из монастырской деревни принес игумену груду камней и рассказал, что нашел их на поле. Когда камни обожгли и принесли показать игумену, оказалось, что это известь, белая как снег. На месте, которое указал крестьянин, нашлось достаточное количество извести как для тогдашних построек, так и для последующих. 
Борисоглебская обитель прославилась в период Смутного времени. 
В конце XVI—начале XVII века здесь подвизался великий святой — преподобный Иринарх, возносивший горячие молитвы об успехе народного ополчения Космы Минина и Димитрия Пожарского и освобождении Русской земли от поляков.
Память преподобных Феодора и Павла Ростовских, Борисоглебских, совершается 22 октября/3 ноября.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...

[3]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...