Преподобный Феодор Студит
24 ноября (11 ноября ст. ст.)
Святых мучеников Мины, Виктора и Викентия, и святой мученицы Стефаниды, и преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита, и святого и блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.
Если и тело наше по воскресении должно участвовать в блаженстве нашей души, с которою делало или доброе, или злое, [1] то как душа наша должна быть очищена для того, чтобы участвовать в блаженстве праведных, так равно и тело наше, со всеми его чувствованиями и пожеланиями, требует непременно очищения. Но чем можно побеждать все нечистые влечения нашего тела, коих во всяком из нас целая бездна, чем можно искоренять пороки, убивать страсти нашего тела? Для этого самое верное и действенное средство — распинать свою плоть. Но чем она может быть распинаема? Болезнями и всякими скорбями — душевными и телесными. Конечно, и по свободе своей, при содействии благодати Божией, человек может воздыхать о своем недостоинстве, но такое воздыхание часто бывает поверхностно, случайно и малоплодно. И так как грех со всеми бесчисленными своими страстями глубоко внедряется в нас, проникает в душу и сердце и в самые кости, то, чтобы победить грех, надобно просить Господа Бога с пророком Давидом: Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжжи утробы моя и сердце мое, [2] то есть надобно просить Бога, чтобы Он испытал и искусил нас, так сказать, переплавил бы внутренность и сердце наше, или, как выразился глубокий наш мыслитель: «Надобно глубоко взрыть землю сердца, чтобы уничтожить следы греховных услаждений, чтобы исторгнуть глубоко проникшие тонкие корни греха, надобно с огнем пройти по стезям всех наших чувств, чтобы очистить их от остатков греховных впечатлений; следовательно, надобны скорби и страдания, дабы пострадавший плотию престал от греха». И действительно, когда болезни сокрушают наше тело и скорби терзают душу и мы вопием о помощи по внутреннему сознанию своих немощей, тогда обращение наше к Богу бывает самое пламенное и искреннее, тогда слезы бывают благотворны и обеты сердца нелицемерны, тогда и раскаяние может быть верное и неизменное. [3] Потому и сказал святой апостол Петр: поелику Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслию; ибо
страдающий плотию перестает грешить, дабы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. [4] Таким образом, всякие болезни и скорби, душевные и телесные, сколько бывают мучительны, столько же могут быть и благотворны, если кто смотрит на них и переносит как призвание от Бога, зовущее нас на покаяние. Кто болеет и кто скорбит — в молитве к Богу проси терпения, веры и надежды, проси Его помощи приносить искреннее покаяние в тех грехах, кои ты соделал. Не забывай, что Отец наш Небесный всем желает спасения и всех зовет на покаяние, но когда мы не слушаем кроткого гласа Его любви, тогда Он употребляет более сильные и сокрушительные средства. Эти-то средства и суть болезни, скорби и лишения. Всякий верующий должен принимать их за признак того, что Господь любит нас, хочет нашего спасения и зовет нас к Себе гласом крепким, который глас дай Бог всякому из нас слышать и им вразумляться.
Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года.Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М: 2012. С. 356-357
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] См.: 2 Кор.5, 10.
[2] Пс. 25, 2.
[3] См.: 2 Кор. 7, 10.
[4] 1 Пет. 4, 1-2.
День за днем. Каждый день – подарок Божий
Подлинное добро
И все драгоценное видит глаз Его (Иов. 28, 10).
Господь знает цену всего, что мы приносим Ему.
Христос, сидя в храме, против сокровищницы, следил за каждым жертвующим. Иуда стоял возле Него на своем излюбленном месте. Вот входит фарисей гордою поступью, с величественной осанкой, и несет золотую монету на виду у всех. Как она блестит на солнце, как этот свет отражается в глазах Иуды!
Вслед за этим видением человеческой славы картина меняется: входит бедная вдова, печальная, изнуренная; исхудалая рука робко достает две лепты из-под ветхой, изодранной одежды и опускает их в сокровищницу; с опущенными глазами, как бы пристыженная скудостию своего приношения, она скромно идет своею дорогой.
Как будто слышится вопрос Христа, обращенный к Иуде: «Сколько она положила»?
«Две лепты, Учитель, что составляет кодрант», — отвечает он.
«И это все?»
«Все, Учитель, и не стоило приносить этого, не так ли? Этим не обогатится сокровищница!»
«Иуда, — говорит Учитель, — она принесла больше всех».
Иуда ошеломлен, он не может этого понять и никогда не понял. Но глаза Спасителя видят «все драгоценное». Он видел побуждения вдовы, видел любовь этой жертвы.
Как изменились бы наши суждения, если бы мы могли видеть то, что Он видит! Но сердце человеческое часто унывает, жалобный крик недоумения слышится в словах: «Но где же то драгоценное, которое видит Господь? Есть ли где-нибудь настоящее добро? Быть может, и не найти его на сем свете? Везде один грех, порок, неправда, погибель!» Однако вспомним другую сцену: Учитель сидит в доме Симона фарисея. Туда входит женщина-грешница. При виде ее возмущенный фарисей размышляет в сердце своем: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница».
Пророк?! Он прозорливее всякого пророка. Симон видел в ней грешницу; Христос видел в ней раскаяние, сокрушение, печаль, жажду избавления; и Он снизошел к ней и поднял ее из глубины отчаяния и греха, поставил ее на твердый камень и вложил в сердце ее новую песнь.
Христос не смотрит на греховное прошлое, Он видит новую жизнь, перед Ним открыта светлая будущность.
«И все драгоценное видит глаз Его».
Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013.
Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю
Двадцать четвертый день
Ты видел стражей царских дворцов, которые, бодрствуя день и ночь, охраняют государей. И человеку также дан недремлющий страж, ибо человек есть чертог Царя царей. В чистом сердце его обитает Господь: поэтому и нужно было, чтобы один из Небесных духов, составляющих воинство Всевышнего, был поставлен на страже у сего чертога.
Христианин, просвещенный верою, видит, сколь велик человек, которому в Царствии Небесном предназначен венец славы! Почему забываешь ты, что человеку сопутствует Ангел и охраняет его своим покровом? Помня это, ты почувствовал бы величайшее уважение к самому малейшему из твоих братьев.
Знаешь ли, что бедняк, которого ты презираешь, что слуга, которого твоя высокомерная гордость унижает, что человек, недостатки которого так несносны тебе, — что все они находятся под защитой Ангела, который любит и поддерживает их?
Знаешь ли ты, произносящий слова, часто необдуманные, чьи примеры и речи порою заразны, как смертоносное дыхание язвы, — знаешь ли, что юноша, прельщаемый тобой и увлекаемый на путь нечестия, находится под покровом Ангела, предстоящего лицу Божию на небе?
От тебя потребуют ответа в этом, ибо ты, угождая сатане, отнимаешь у Ангела Божия душу, которую он хранил в невинности и руководил к святой жизни. А чрез тебя сия душа теряет сокровище благодати и подвергается смерти. Кто соблазняет своего брата, тот вор и разбойник. Его обвинителем будет Ангел Божий.
Люби своих ближних и, совершая путь жизни с постоянством и бодростью, помогай им на этом пути.
Для чего дети Отца Небесного предаются вражде и раздорам? По примеру своих Ангелов, соединившись между собою союзом любви, они должны бы составлять единое семейство в доме Божием.
Ужели сердца их не чувствуют потребности любить друг друга? Может ли быть какое-нибудь благо выше любви к ближнему? Когда ты великодушно переносишь обиды других, не награждает ли тебя совесть покоем сердца? Когда ты посещаешь бедного, лежащего на одре болезни, не чувствуешь ли ты на себе руку Ангела-хранителя, благословляющую тебя?
Когда ты утешаешь неимущего, разделяя с ним хлеб свой, его Ангел-хранитель передает душе твоей благодать Господа и услаждает твое сердце Божественною радостью. Когда ты наставляешь юношу, научая его душеспасительным истинам, его Ангел вписывает все твои слова в книгу жизни.
Если твои дружеские советы возвратили кого-нибудь из братьев твоих с пути нечестия на путь спасения, то его Ангел радуется обращению сего грешника, восходит на Небо и возвещает это радостное событие всем избранным и приносит тебе благословения их.
Если ты в приятной беседе с благочестивым другом рассуждаешь о Боге, об Иисусе Христе, о Божией Матери и если вы побуждаете друг друга к добру, воспламеняетесь в сердцах ваших Божественной любовью, то Ангелы ваши внимают беседе, внушают вам святые мысли, сообщаемые вами друг другу, и умоляют небесную Благость о ниспослании на вас благодати.
Блажен тот человек, который воспитывает юношей в благочестии! Блажен тот служитель Божественного слова, который поучениями своими назидает ближних! Соединитесь же в один лик с вашими Ангелами, не отделяйтесь от них в вашем путешествии к вечности.
Вас можно уподобить птицам перелетным, вы летите к берегам безвестным, подражая робким ласточкам. Когда наступают дни, в которые они должны лететь в страну более теплую, они собираются вместе и вместе пускаются в путь.
Разделившись поодиночке, они заблудились бы и потеряли бы силы, а все в совокупности, показывая одна другой путь и одна другую ободряя, они благополучно достигают до того места, где Господь уготовал им пищу.
Человек, соединяющийся истинною любовью со своими ближними, делается непобедимым. Ангелы-хранители друзей его делаются его покровителями.
Любить ближних, принимать участие в тех человеколюбивых действиях, которых основанием служит христианская любовь, значит приобретать себе более и более друзей: здесь, на земле, — между людьми, а там, на небе, — между Ангелами.
Возноси же непрестанно молитву благодеющему тебе Господу и взывай:
Будь благословен, верховный Царь Ангелов и человеков, будь прославлен и превознесен во веки веков! Тебе благоугодно обитать в сердцах наших. Ты, по неизреченной любви Своей, соединяешь нас с ликами Ангелов; мы живем пред твоими очами и в Тебе среди Духов небесных. Какое уважение Ты внушаешь мне к самому себе и ко всем моим братьям! Вложи в мои уста святые слова, дабы я мог воссылать их к Тебе и веселить Ангелов. Пошли мне премудрость, да освятит она жизнь мою и соделает ее достойной союза с Ангелами. Вдохни в сердце мое пламенную любовь, которая побуждала бы меня делать добро моим ближним. Желание души моей — благословлять Тебя, Отец Небесный, и поклоняться Тебе с Иисусом Христом и со Святым Духом перед ликом Ангелов ныне и присно и во веки веков.
Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Подарки в Сергиевом Посаде и районе
Все материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки. подробнее...
[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...