Господь сотворил человека, а сотворив — не оставил его без Своего благоволения. «Бог дал тебе бытие, и что стоит Ему поддержать его на бесконечные веки веков? — вопрошает святой Кронштадтский Пастырь и отвечает: — Ничто не стоит. Дать бытие больше значит, чем поддержать его в бесконечном бытии, так как Сам Бог бесконечен. Да, ты будешь вечен. Смотри, как широко раскинут Его вещественный мир! Какое бесконечное множество в нём тварей, одушевлённых и неодушевлённых, великих и малых, малых и ничтожных! Ну что стоит Ему поддержать твоё бытие на бесконечные веки веков? Когда Он держит в бытии бесконечное множество тварей? Ничего не стоит» (2: 152). Господь бережёт даже крохи хлеба (Ин. 6,12). Если же Он бережёт бездушную вещь, то тем паче бережёт души человеческие (2: 260-261). Душелюбец Господь и бережёт нас, и является источником самой нашей жизни. «Бог есть Источник жизни: если Он отвратит от нас лице Своё, мы возмятёмся и обратимся в персть свою; если обратит лице Своё, мы оживём и возвеселимся. Вообще, когда Бог с нами, нам хорошо и весело; а когда Его нет при нас, тогда скучно, и грустно, и тяжело. Но чтобы Бог был с нами, мы должны иметь чистое сердце и чистую совесть; развращённое сердце никогда не может чувствовать святой радости» (1: 531).
В мире нравственном Господь Промыслитель даёт направление к благим целям. Он есть наше Солнце Правды. Это название присуще Ему «во всей полноте значения», ибо Он для мира нравственного то же, что солнце для мира вещественного. «Посмотрите, что было на Земле в продолжение целых пяти тысяч лет — до пришествия на Землю Спасителя? Грубый мрак идолопоклонства, грехов и страстей, часто самых грубых, бессмысленных, растливших человеческую природу до последней степени. До пришествия Спасителя, Солнца нравственного, человечество было гнилой движущейся массой, которая подвигалась, сама не зная куда, потому что не знала себе места и назначения в мире: один мрак в уме блуждает большей части людей. Но смотрите, что сделалось с пришествием Спасителя. Тысячелетние заблуждения идолопоклонства падают; свет Евангелия проникает в умы и сердца людей, и их жизнь принимает вдруг иное направление, к вере Христовой обращаются тысячи и не щадят своей жизни для того, чтобы принадлежать к последователям Распятого: так усладительно, животворно действовала на сердца людей вера Христова. Нравственные силы человечества, оживлённые животворящим, духовным Солнцем, стали развиваться, расти и давать прекрасные плоды: Мученики, Подвижники, Святители, Праведники, Бессребренники; процвели на Земле всякие добродетели» (2: 155-156).
Благодатная рука Божия простирается на каждого человека. «Господь Бог, — свидетельствует Батюшка, — во всё продолжение твоей жизни Сам давал направление ей, поставляя тебя в те, а не другие отношения, и Сам поставил тебя на это место. Его Отеческий Промысл заключается в том, что Он даёт направление катящемуся шару нашей жизни» (2: 394).
Образ воздействия на нас, определяющего направление нашей жизни, может быть различен. Иногда он выражается в том, что Бог посещает «людей такими болезнями, которые между людьми очень редки и необыкновенны и прямо указывают на перст Божий самой своей необычностью: например, когда человек целый десяток лет страдает без движения» (2: 437).
Подаются нам любвеобильным Богом блага «и благовременно, и безвременно… только бы мы просили» (1: 379). Почитающим Его и боящимся Его Бог «помогает идти по благому пути, который они избрали: Он просвещает их ум и совесть для того, чтобы они уразумели и усвоили себе законы Господни. Следствием Богобоязненности или исполнения заповедей Божиих для души нашей бывает внутренний мир и чистая, святая радость, так что душе человека Богобоязненного бывает очень хорошо, благо… Так как человек Богобоязненный есть верный слуга Творца мира и всех людей и споспешествует намерению Божию распространить верных, любящих чад Божиих, наследников Царствия Небесного, то Господь умножает от него потомство на Земле, так что от множества иногда нельзя и сосчитать его: «И семя его наследит Землю»» (1: 50).
Для духовной жизни человека помощь Божия необходима. Человеческая природа настолько растлена, «что если Господь не обновит нас Своей благодатью, мы не можем исполнять Его заповеди. Поэтому благодать необходима для того, чтобы человек мог угодить Богу» (1: 568). Только с помощью благодати Божией можно преобразиться «в человека обновлённого, святого, при… собственных трудах самоуничижения, самопринуждения к добру» (2: 238), ибо там, где начинается самоуничижение — «наше ничтожество, там же начинается и Божие в нас величество» (2: 245).
При такой гармонии силы Божией и стараний человека решающее значение имеет помощь Божия. «Если Ты Сам, — беседует с Отцом Небесным святой Отец Земной, — не поможешь мне ходить твёрдой ногой в путях Твоих — в путях правды, любви и чистоты, я всегда буду хромать на обе стороны, я буду нетвёрд на пути благочестия» (1: 46). «Если ты отвратишь от меня лице Своё, я буду несчастнейшим человеком» (1: 51). «Я спасаюсь благодатью Божией» (1: 137). «Всем добрым… обязан Господу Богу», хотя и с участием своей свободы, но «под руководством Промысла» (2: 104). Сердце предаётся Богу, как металл огню, но делает сердце «из холодного, мрачного и нечистого тёплым, светлым и чистым» Огонь Благодати (2: 84). Сердце исполняется милостью — не щадит «достояния для вспомоществования», но «наши внешние блага» умножает Господь — «легко может умножить» (1: 394). «Замечаю иногда в себе, — свидетельствует Батюшка, — совершенное нравственное безумие, отсутствие в себе всякого добра и неспособность своими усилиями произвесть какое-нибудь добро. Вот здесь-то я вижу всю потребность в благодати Духа Святого, вот здесь-то я вижу, что без благодати Божией я — совершенное нравственное ничто и что всё во мне доброе есть дар Духа Божия. Ах! Как тяжело чувствовать в себе нравственную пустоту, отсутствие добра и невозможность ввести его в душу своими силами! Какая тоска тогда на сердце, убийственная тоска!
О, «Утешителю, Душе истины! Прииди и вселися в ны» и с Собой посели в нас всякое добро! Утешай нас в скорби о грехе. Твоё утешение необходимо для нас: без Твоего утешения мы истаяли бы от печали о грехах» (2: 193-194). «Соверши же Ты стопы мои во стезях Твоих, — молится святой Иоанн со Псалмопевцем, — да не подвижутся стопы моя» (1: 46). …Размыслив так, святой Иоанн утверждает: «И теперь всякий верный Христу раб знает, что без Христа ему, как травке без солнца, решительно нельзя жить и возрастать духовно: без Него он на всякий день и час умирает и падает в духовную смерть всё глубже и глубже. А со Христом он чувствует в себе животворящую теплоту или благодать Животворящего Духа Божия, мир и спокойствие, чего не было в мире языческом — между изуверными язычниками, нет и в нынешних людях, ходящих без Христа, без сознания необходимости в Нём. Чтобы Солнце Правды было животворно в человеке, нужно чтобы оно взошло в его сердце верой и любовью человека» (2: 156).
Образно помощь Божию человеку святой Иоанн представляет путём сравнения светильника, — то воспламеняющегося, то угасающего от водянистой верви, — с человеческим сердцем. «Наше сердце — точно как сырое дерево, пропитано оно беззаконием, как водой; и не диво, что огнь благодатный не горит в наших сердцах постоянным и ярким пламенем и только по временам воспламеняется — опять скоро угасает» (2: 70). Когда нашу душу «облежат страсти, тогда не могут доходить до нас благотворные влияния благодати Божией» (2: 454).
Без помощи Божией, без действия благодати Божией человек жалок — «он может разом отважиться на все злодеяния!» (2: 415). И «не дай Бог, чтобы Господь оставил кого вконец: исчезает такой человек, как дым; как по милости Божией мы существуем, так из-за гнева Его мы можем сделаться как ничто, даже хуже» (2: 279-280).
Как же необходима для нас помощь Божия, «подкрепляющая и возращающая в нас добро. Душе благодати, не удаляйся от нас, но будь всегда с нами», — взывает Батюшка (2: 415). А ты, православный христианин, «стой твёрдо, призывая в помощь Господа Иисуса» (2: 301). «Обратись к Богу, смирись пред Ним и старайся угождать Ему: Господь непременно будет Твоим Помощником… Помощь Божия выше и добродетельнее всякой помощи человеческой» (1: 36).
«Злато — благодать Божия» (1: 195).
«Как мне хорошо при мысли, что Господь Всемогущий и Всеблагий Сам пасёт меня на месте злачне, что Он наставляет меня на стези правды… О, Пастырю мой Предобрый, Сладчайший Иисусе! Паси меня Сам… Поели… мир Твой в сердце моё, как сочную траву овце, чтобы чрез лишение её я не обратился к горькому зелью страстей и пороков и не убил им души своей. Дай мне веселие в сердце моём и «мног мир», свойственный любящим Тя» (1: 48).
К.Е. Скурат. Русские святые и их наставления. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Том 3. Троицкий Собор. Яхрома, 2009.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...
Троице-Сергиева Лавра как объединяющий центр Русской земли
Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) в тридцатую неделю по Пятидесятнице, святых праотец. О званых на брачную вечерю
Вниманию волонтеров!
Патриарший издательско-полиграфический центр награжден дипломом конкурса «Книга года — 2015» за издание уникального альбома «Святой князь Владимир, креститель Руси в рассказах и рисунках детей»
Природа человека