Помощь Божия

logo
Помощь Божия
«Человек совершенно зависит от Бога»
(2: 456)

Господь сотворил человека, а сотворив — не оставил его без Сво­его благоволения. «Бог дал тебе бытие, и что стоит Ему поддержать его на бесконечные веки веков? — вопрошает святой Кронштадтский Пастырь и отвечает: — Ничто не стоит. Дать бытие больше значит, чем поддержать его в бесконечном бытии, так как Сам Бог бесконе­чен. Да, ты будешь вечен. Смотри, как широко раскинут Его вещест­венный мир! Какое бесконечное множество в нём тварей, одушев­лённых и неодушевлённых, великих и малых, малых и ничтожных! Ну что стоит Ему поддержать твоё бытие на бесконечные веки ве­ков? Когда Он держит в бытии бесконечное множество тварей? Ни­чего не стоит» (2: 152). Господь бережёт даже крохи хлеба (Ин. 6,12). Если же Он бережёт бездушную вещь, то тем паче бережёт души человеческие (2: 260-261). Душелюбец Господь и бережёт нас, и явля­ется источником самой нашей жизни. «Бог есть Источник жизни: если Он отвратит от нас лице Своё, мы возмятёмся и обратимся в персть свою; если обратит лице Своё, мы оживём и возвеселимся. Вообще, когда Бог с нами, нам хорошо и весело; а когда Его нет при нас, тогда скучно, и грустно, и тяжело. Но чтобы Бог был с нами, мы должны иметь чистое сердце и чистую совесть; развращённое сердце никогда не может чувствовать святой радости» (1: 531).

В мире нравственном Господь Промыслитель даёт направление к благим целям. Он есть наше Солнце Правды. Это название прису­ще Ему «во всей полноте значения», ибо Он для мира нравственного то же, что солнце для мира вещественного. «Посмотрите, что было на Земле в продолжение целых пяти тысяч лет — до пришествия на Землю Спасителя? Грубый мрак идолопоклонства, грехов и страстей, часто самых грубых, бессмысленных, растливших человеческую при­роду до последней степени. До пришествия Спасителя, Солнца нрав­ственного, человечество было гнилой движущейся массой, которая подвигалась, сама не зная куда, потому что не знала себе места и на­значения в мире: один мрак в уме блуждает большей части людей. Но смотрите, что сделалось с пришествием Спасителя. Тысячелетние заблуждения идолопоклонства падают; свет Евангелия проникает в умы и сердца людей, и их жизнь принимает вдруг иное направле­ние, к вере Христовой обращаются тысячи и не щадят своей жизни для того, чтобы принадлежать к последователям Распятого: так усла­дительно, животворно действовала на сердца людей вера Христова. Нравственные силы человечества, оживлённые животворящим, ду­ховным Солнцем, стали развиваться, расти и давать прекрасные плоды: Мученики, Подвижники, Святители, Праведники, Бессребренники; процвели на Земле всякие добродетели» (2: 155-156).

Благодатная рука Божия простирается на каждого человека. «Господь Бог, — свидетельствует Батюшка, — во всё продолжение тво­ей жизни Сам давал направление ей, поставляя тебя в те, а не другие отношения, и Сам поставил тебя на это место. Его Отеческий Про­мысл заключается в том, что Он даёт направление катящемуся шару нашей жизни» (2: 394).

Образ воздействия на нас, определяющего направление нашей жизни, может быть различен. Иногда он выражается в том, что Бог посещает «людей такими болезнями, которые между людьми очень редки и необыкновенны и прямо указывают на перст Божий самой своей необычностью: например, когда человек целый десяток лет страдает без движения» (2: 437).

Подаются нам любвеобильным Богом блага «и благовременно, и безвременно… только бы мы просили» (1: 379). Почитающим Его и боящимся Его Бог «помогает идти по благому пути, который они избрали: Он просвещает их ум и совесть для того, чтобы они уразу­мели и усвоили себе законы Господни. Следствием Богобоязнен­ности или исполнения заповедей Божиих для души нашей бывает внутренний мир и чистая, святая радость, так что душе человека Бо­гобоязненного бывает очень хорошо, благо… Так как человек Бого­боязненный есть верный слуга Творца мира и всех людей и спо­спешествует намерению Божию распространить верных, любящих чад Божиих, наследников Царствия Небесного, то Господь умножа­ет от него потомство на Земле, так что от множества иногда нельзя и сосчитать его: «И семя его наследит Землю»» (1: 50).

Для духовной жизни человека помощь Божия необходима. Человеческая природа настолько растлена, «что если Господь не обновит нас Своей благодатью, мы не можем исполнять Его запове­ди. Поэтому благодать необходима для того, чтобы человек мог уго­дить Богу» (1: 568). Только с помощью благодати Божией можно преобразиться «в человека обновлённого, святого, при… собствен­ных трудах самоуничижения, самопринуждения к добру» (2: 238), ибо там, где начинается самоуничижение — «наше ничтожество, там же начинается и Божие в нас величество» (2: 245).

При такой гармонии силы Божией и стараний человека решаю­щее значение имеет помощь Божия. «Если Ты Сам, — беседует с Отцом Небесным святой Отец Земной, — не поможешь мне ходить твёрдой ногой в путях Твоих — в путях правды, любви и чистоты, я всегда буду хромать на обе стороны, я буду нетвёрд на пути благочес­тия» (1: 46). «Если ты отвратишь от меня лице Своё, я буду несчаст­нейшим человеком» (1: 51). «Я спасаюсь благодатью Божией» (1: 137). «Всем добрым… обязан Господу Богу», хотя и с участием своей свободы, но «под руководством Промысла» (2: 104). Сердце предаётся Богу, как металл огню, но делает сердце «из холодного, мрачного и нечистого тёплым, светлым и чистым» Огонь Благодати (2: 84). Сердце исполняется милостью — не щадит «достояния для вспомоществования», но «наши внешние блага» умножает Господь — «легко может умножить» (1: 394). «Замечаю иногда в себе, — свиде­тельствует Батюшка, — совершенное нравственное безумие, отсут­ствие в себе всякого добра и неспособность своими усилиями произвесть какое-нибудь добро. Вот здесь-то я вижу всю потребность в благодати Духа Святого, вот здесь-то я вижу, что без благодати Бо­жией я — совершенное нравственное ничто и что всё во мне доброе есть дар Духа Божия. Ах! Как тяжело чувствовать в себе нравствен­ную пустоту, отсутствие добра и невозможность ввести его в душу своими силами! Какая тоска тогда на сердце, убийственная тоска!


О, «Утешителю, Душе истины! Прииди и вселися в ны» и с Собой посели в нас всякое добро! Утешай нас в скорби о грехе. Твоё утеше­ние необходимо для нас: без Твоего утешения мы истаяли бы от печали о грехах» (2: 193-194). «Соверши же Ты стопы мои во стезях Твоих, — молится святой Иоанн со Псалмопевцем, — да не подвижутся стопы моя» (1: 46). …Размыслив так, святой Иоанн утверждает: «И теперь всякий верный Христу раб знает, что без Христа ему, как травке без солнца, решительно нельзя жить и возрастать духовно: без Него он на всякий день и час умирает и падает в духовную смерть всё глубже и глубже. А со Христом он чувствует в себе животворя­щую теплоту или благодать Животворящего Духа Божия, мир и спо­койствие, чего не было в мире языческом — между изуверными языч­никами, нет и в нынешних людях, ходящих без Христа, без сознания необходимости в Нём. Чтобы Солнце Правды было животворно в человеке, нужно чтобы оно взошло в его сердце верой и любовью человека» (2: 156).

Образно помощь Божию человеку святой Иоанн представляет путём сравнения светильника, — то воспламеняющегося, то угасаю­щего от водянистой верви, — с человеческим сердцем. «Наше серд­це — точно как сырое дерево, пропитано оно беззаконием, как водой; и не диво, что огнь благодатный не горит в наших сердцах постоян­ным и ярким пламенем и только по временам воспламеняется — опять скоро угасает» (2: 70). Когда нашу душу «облежат страсти, тог­да не могут доходить до нас благотворные влияния благодати Божией» (2: 454).

Без помощи Божией, без действия благодати Божией человек жалок — «он может разом отважиться на все злодеяния!» (2: 415). И «не дай Бог, чтобы Господь оставил кого вконец: исчезает такой че­ловек, как дым; как по милости Божией мы существуем, так из-за гнева Его мы можем сделаться как ничто, даже хуже» (2: 279-280).

Как же необходима для нас помощь Божия, «подкрепляющая и возращающая в нас добро. Душе благодати, не удаляйся от нас, но будь всегда с нами», — взывает Батюшка (2: 415). А ты, православный христианин, «стой твёрдо, призывая в помощь Господа Иисуса» (2: 301). «Обратись к Богу, смирись пред Ним и старайся угождать Ему: Господь непременно будет Твоим Помощником… Помощь Божия выше и добродетельнее всякой помощи человеческой» (1: 36).

«Злато — благодать Божия» (1: 195).

«Как мне хорошо при мысли, что Господь Всемогущий и Всеблагий Сам пасёт меня на месте злачне, что Он наставляет меня на стези правды… О, Пастырю мой Предобрый, Сладчайший Иисусе! Паси меня Сам… Поели… мир Твой в сердце моё, как сочную траву овце, чтобы чрез лишение её я не обратился к горькому зелью страстей и пороков и не убил им души своей. Дай мне веселие в сердце моём и «мног мир», свойственный любящим Тя» (1: 48).

К.Е. Скурат. Русские святые и их наставления. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Том 3. Троицкий Собор. Яхрома, 2009.  

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...