Природа человека

logo
Природа человека

Святой Афанасий учит, что человек, так же как и весь окружающий его видимый мир и мир небесный, имеет тварную природу и является созданием Бога чрез Его собственное Слово (1,127).

Основываясь на тех местах Священного Писания, в которых чело­век называется как сотворенным, так и рожденным (Втор. 32, 6,18 и Малах. 2, 10), святой Афанасий в истории происхождения человека различает два момента: акт создания человека, когда ему были сооб­щены естественные дары богоподобия в разумности, и акт усыновле­ния, когда на человека был ниспослан Дух Святой (2,338-340).

Как тварь, человек имеет и все существенные признаки, отличаю­щие тварь от Бога. — «Люди сложены из частей и сотворены из ниче­го; у них и слово — слагаемое и разлагающееся» (1,181). Но как непо­средственное и особое творение Божие, человек превосходит по своей природе все материальные создания. Он наделён Богом телом и бессмертной душой. Святитель определённо придерживается ди­хотомии. Так, изъясняя 24 стих 2 главы Евангелия от Луки: «И еже даты жертву, по реченному в законе Господни, два горличища, или два птенца голубиная, — святой Афанасий ставит вопрос: «Почему же означенных животных (Бог) повелел приносить в числе двух?» и отвечает: «Поелику человек двусоставен, то есть, состоит из души и тела, то Бог требует от нас двоякого целомудрия и двоякой кротос­ти» (4,447-449). Если Предстоятель престола святого апостола Мар­ка и различает ум от души, то лишь как её способность. Он говорит о разумной, бессмертной и невидимой душе (1,170-171). «Для людей простых, — пишет он, — нужно вкратце доказать…то, что всякий человек имеет душу, и душу разумную», и далее доказывает: «Не малым признаком того, что душа человеческая разумна, служит отличие её от бессловесных; ибо по естественной привычке называем их бессло­весными по тому самому, что род человеческий разумен» (1, 166). Каждый человек имеет душу и в ней ум (1, 165). Душа человека ода­рена умом (1, 159). Этот ум не одно и то же с телесными чувствами, но «бывает судьею самых чувств». «Всякий, если только он — друг ис­тины, сознает это» (1,166).

Душа и тело действуют в неразрывной связи между собой. Ду­шевные движения, как правило, полагают свой отпечаток на телес­ном организме. «Десятиструнным псалтирем называется тело, по­тому что имеет пять чувств и пять душевных деятельностей; ибо в каждом чувстве обнаруживается особенная деятельность души» . (4, 117). Изменения, происходящие в душе, касаются, и структуры тела. Последнее прекрасно показано Александрийским Предстоя­телем на примере преподобного Антония Великого. При духовной высоте Преподобный имел необычайной приятности лицо, по ко­торому впервые приходящие к нему узнавали его, хотя бы он находился в окружении множества монахов. Поелику душа его «была безмятежна, то и внешние чувства оставались невозмущаемыми; а потому от душевной радости весело было и лицо, и по движениям телесным можно было ощущать и уразумевать спокойствие души» (3, 231-232).

Основой жизни человека является душа. Она превосходнее пищи; ибо «есть жизненный дух, а пища — нечто земное и удоборазлагаемое» (4, 432). В противовес Оригену святой Афанасий отрицает его филологический анализ слов «душа» (Ψ υ χ η ) и говорит, что хотя она и называется Ψ υ χ η , однако не потому, что «холодна (Ψ υ χ ρ α) по сво­ей природе, как думали некоторые… но потому, что при большой горячности она иссушает влажное». А что душа по своей природе го­ряча, в этом можно убедиться на примере умирающих, ибо «когда душа отделяется от тела, все члены оказываются окоченевшими и холодными не менее зимнего льда или снега» (4, 433). Точно также чуждо святому Афанасию и учение Оригена о теле, как месте изгнания души, куда она низвергенута была после грехопадения. По свя­тому Афанасию тело, как и душа, изначала создано Богом и предназначено к тому, чтобы вместе с душой служить Богу и прославлять Его. «Тело имеет у себя глаза, чтобы взирать на тварь, и из примеча­емого в ней всестройного порядка познавать Создателя. У него есть слух для слышания Божиих словес и Божиих законов. У него есть ру­ки для произведения ими необходимого, и для молитвенного воздеяния их к Богу» (1,130).

Великий Святой отец Афанасий Александрийский. Сотериалогия святого Афанасия Великого. Троицкий Собор. Яхрома 2008 



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...

[2] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...