О некоторых святынях Ближнего Востока по сказаниям ранних русских паломников Трифона Коробейникова, Василия Гагары и иеромонаха Ипполита (Вишенского)

logo
С давних пор, практически со времени Крещения Руси, многие истинные христиане Российской земли стремились к святым местам. 


О некоторых святынях Ближнего Востока по сказаниям ранних русских паломников Трифона Коробейникова, Василия Гагары и иеромонаха Ипполита (Вишенского)

Они искали там новых духовных сил, чтобы стяжать Святого Духа, уготовать себя ко вступлению в Царствие Небесное. Часто паломники устремлялись на Восток, на Святую Землю, в Египет, на Синайский полуостров. Расположенные сравнительно недалеко друг от друга, эти святыни часто посещались за одно путешествие. Это создавало некое общее представление об основных святынях Ближнего Востока.

Из всех дивных и назидательных событий, которые глубоко волнуют всех верующих христиан, пожалуй, самым значительным является доныне благоговейно наблюдаемое сошествие Благодатного огня на Святой Гроб Господень в ночь под Светлое Христово Воскресение.
Это явное чудо повторяется в течение многих веков, кроме одной печальной Пасхи 1923 года [1]. Вот выдержки из писания Трифона Коробейникова [Православный Палестинский сборник. Вып. 27. Санкт-Петербург, 1888. «Хождение Трифона Коробейникова (1593—1594 гг.) ». Этот труд в последующих ссылках обозначен индексом I, страницы даны следующей арабской цифрой]. 
«Патриарх Иерусалимский Софроний вниде един в придел Гроба Господня, имуща в обеих руках своих свечи без огня… и нас сподобил Бог видети. Туго ж на Гробе христианския кандила загорешась, а ото инех вер ни едино кандило не загорелось… а латыня, и все еретики, и игумены, и попы взимают огнь на Гробе Господне от христианского кандила и своя кандила зажигают, а Патриарх им от своих рук не дает и от них удаляется и совета с ними не творит… и понесоша (людие) тот Огнь по домам для благословения и держат тот огнь весь год» [I, 20-21].
О некоторых святынях Ближнего Востока по сказаниям ранних русских паломников Трифона Коробейникова, Василия Гагары и иеромонаха Ипполита (Вишенского)

Приведем далее выдержки из сообщения Василия Гагары [Православный Палестинский сборник. Вып. 33. Санкт-Петербург, 1891. «Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары (1634— 1637 гг.)». Этот труд в последующих ссылках обозначен индексом II, страницы — следующей арабской цифрой].
«И как мене многогрешнаго Бог принес во Иерусалим… и… преступи… порог и увиде образ Саваофов и Деисус велми написано страшно и чудно, и в то время на мене многогрешнаго раба было послание Божие в той велицей церкве: ноги у меня отняло и стояти не мог, а того было с час бойчей. И я много-грешный раб в те поры нача каятися о гресех своих блудных и призывая на помощь Господа Бога своего Иисуса Христа и Пречистую Его Богоматерь и возопи велиим гласом. А греческие же попы и мнихи на мя многогрешнаго раба зря восплакася, что ни над кем такова Божия послания не бывало. И услыша Господь Бог молитву мою и слезное рыдание, и по мале времени Господь исцели мя от того послания Своего Божия, и пойде о себе к Господню Гробу и… помолися и приложися» [II, 8—9]. Появление Благодатного огня паломник так описывает: «И как приближися близ Пасхе Христовы… как приспе время благаго пения, заутреню и вечерню слушали по подобию… а греки и арапы и мерския люди, около тоя часовни, где стоит Гроб Господень… безпрестанно поют „Кирие, элейсон“… и как пробило одиннадцать часов над маковицею тоя великия церкви с небес возгреме гром трикраты, и греки и арапы начата велегласно глаголати: „агиос, агиос, агиос“, а по-нашему есть: свят, свят, свят Господь Саваоф — и они начата креститися… и митрополит перекрестися и пойде в тот предел… и… изыде из тоя часовни митрополит же и вынесе затеплены два пука свеч в обеих руках и вся зажже свещи свои… и я… теми свещами браду свою жег и ни единаго власа ни скорчило ни припалило» [II, 34—36].
Яркое описание того же события находим у иеромонаха Ипполита [Православный Палестинский сборник. Вып. 33. Санкт-Петербург, 1914. «Путешествие иеромонаха Ипполита Вишенскаго в Иерусалим, на Синай и Афон (1707—1709 гг.) ». Этот труд в последующих ссылках обозначен индексом III, страницы — следующей арабской цифрой]. Святейший Патриарх облачился и в сопровождении многочисленного клира отправился ко Гробу Господню. В седьмом часу вспыхнуло (пламя) над одним из светильников, висевшим во входной части кувуклии. Это вызвало бурную реакцию и радость молящихся. Раздались восторженные возгласы, рукоплескания… Пока Патриарх с клиром обходил кувуклию, загорелось еще одно кандило у Царских врат. Чудо и то, пишет отец Ипполит, что близкие ко Гробу кандила армянское, французское, коптское не загорелись, а только „наших грецких два загорелося кандила».
Патриарх вошел в кувуклию, и находящиеся во храме увидели, как вспыхнуло голубоватое пламя. Вскоре Патриарх вышел обратно и стал раздавать зажженные свечи. Всеобщее ликование было так велико, что даже турки кричали: „Ала, Ала, велик Бог христианский”, сам турецкий паша прослезился… После этого людей пустили ко Гробу прикладываться. Иеромонах Ипполит оказался в числе первых. Он пишет, что мраморная плита Гроба была горячей и покрыта маленькими капельками, напоминающими живое серебро, „и тии крапельки як згорнешь до купы, то огнь оттуда исходит”. В последующем богослужении читалось Евангелие на семи языках, и „я, Ипполит пел грим, также читал, по русски”» [III, 97-99].
Земля Ближнего Востока изобилует местами, памятными из Священного Писания. Самое пребывание вблизи них воскрешает в памяти те или иные знаменательные события. Иногда оказывается, что история сохранила в этих местах печать Истины для назидания будущих поколений. Тогда по отношению к этим событиям становится неуместным слово «легенда», которое неосторожно иногда применяют некоторые комментаторы. Скептицизм и недоверие не должны выходить за разумные рамки. Неверие в то, что человек видит, слышит, с чем соприкасается, имеет место, когда этот человек не желает верить. В последнем случае напрашивается страшный вопрос: по чьему внушению он это делает?
Невозможно в кратком сообщении описать все или многие подобные места. Коснемся лишь немногих из них.
О некоторых святынях Ближнего Востока по сказаниям ранних русских паломников Трифона Коробейникова, Василия Гагары и иеромонаха Ипполита (Вишенского)

Иеромонах Ипполит побывал на так называемом Гороховом поле близ Вифлеема. Вот какое событие произошло здесь еще при земной жизни Богоматери.
Проходя около Вифлеема, Пресвятая Богородица увидела неподалеку человека, что-то сеявшего на поле. Поздоровавшись с ним, Владычица спросила: «Что ты сеешь?» Еврей, который сеял горох, ненавидел Богоматерь и злобно ответил: «Камни сею». «Да будет по слову твоему», — промолвила Матерь Божия. К удивлению злого сеятеля, его участок оказался засеянным каменными горошинами [III, 88—89].
Минули века. Кто исчислит, сколько пилигримов пришли в Вифлеем, чтобы поклониться родине Христа Спасителя? Сколько из них набрали каменных горошин в память о своем посещении? Как не дивиться, что на маленьком клочке земли том не убавляется число каменных горошин!
Значительно позже своих предшественников (I, II, III) пришел на Святую Землю русский инок Парфений и посетил то же самое Гороховое поле. Вот что он пишет: «До сего дня на той полянке много мелких, как горошины, камешков находится». Сотни тысяч богомольцев собирают эти камешки, а число их не убывает. На соседних полях таких каменных горошин не видно. «И я ради памяти набрал немного», — заканчивает свой рассказ инок Парфений. (Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженника Святой Горы Афонской инока Парфения. М., 1885.)
Так Пресвятая Богородица обратила злобу неверующего в оружие против неверия.
Случай этот дает повод, чтобы поразмыслить о величии силы Божией и о том, как нужно быть внимательным к словам своим.
Трогательное и чудесное событие описано паломником Гагарою. Сам паломник так называет свой рассказ: Слово о кузнеце, «иже молитвою сотвори воздвигнутися горе и поврещися в Нил реку».
Во время путешествия по Египту путешественнику показалось странным, почему многолюдный город Александрия Египетская был выстроен в тесном соседстве с огромной горой Адар, страшной в смысле обвалов, которые могут принести бедствия горожанам. На вопрос паломника местные жители отвечали, что была та гора от града за 12 верст, но передвинулась силою Божией по молитве славного златокузнеца лет шестьдесят тому назад (путешествие Василия Гагары помечено 1634—1637 годами).
О причинах этого события у Гагары читаем. Однажды руководители еврейской общины в Александрии Египетской решили убедить жителей этого города в немощи христианской веры, чтобы привлечь их к иудаизму. Призвав к себе христианского епископа, они поставили пред ним вопрос: правда ли, что ваша вера столь сильна, что может горы переставлять? Получив утвердительный ответ, евреи потребовали, чтобы христиане подтвердили слова делом. Пусть, сказали они, по вашим молитвам гора Адар подойдет к нашему городу и ввергнется в реку Нил. Требование евреев было подтверждено пашою — главой турецкой администрации. В случае невыполнения сего требования христианам грозили страшные репрессии вплоть до поголовного истребления…
О некоторых святынях Ближнего Востока по сказаниям ранних русских паломников Трифона Коробейникова, Василия Гагары и иеромонаха Ипполита (Вишенского)

Собрал скорбный епископ стадо свое и поведал о надвигающейся грозе, прося всех о молитвенной помощи.
Одна из новообращенных христианок тайно сообщила Патриарху о событии, которое сделало ее аскетичной христианкой из довольно легкомысленной женщины. По какой-то причине ей было нужно получить расположение христианина, златокузнеца Зенона. Чтобы легче достигнуть своей цели, она решила соблазнить его. Зенон почувствовал, что гибнет. Вспомнились ему слова Евангелия: «Аше же око твое десное соблажняет тя, изьми е и верзи от себе…» (Мф. 5, 29).
Зенон схватил свой нож и с размаху ударил им в глаз. Пораженная женщина бежала прочь и чрез малое время стала христианкой.
После этого епископ попросил Зенона помолиться, чтобы Господь спас от волков стадо Свое.
Вскоре христиане после усердных молитв пошли к горе Адар. Зенон пал на землю с горячей молитвой к Богу. Услышал Господь молитву. Дрогнула гора, двинулась к городу и вверглась в Нил — запрудила реку. Вода пошла по другому руслу. У замечательного русского писателя Николая Семеновича Лескова есть рассказ «Гора». В нем также описывается это событие. По Лескову, стремление перегородить Нил имело еще и другую причину. Из-за превратностей погоды засеянные поля оказались около Александрии покрыты нильской водой. Семена могли погибнуть, и над городом нависла угроза голода. Запруда Нила осушила поля и спасла посевы.
Много других назидательных рассказов об исторических фактах бережно хранится в народной памяти на Востоке. Некоторым из этих фактов сопутствовало соответствующее изменение земной поверхности, которое на века запечатлело в каменной летописи земли истинность события.
Источник: Иеросхимонах Моисей (Боголюбов). О предконечных временах / Сост. Л.М. Миронов. М.: Русский биографический институт, Институт экономических стратегий, 2015. C.193-199 
Примечние
[1] В 1923 году Благодатный огонь не сошел на Гроб Господень, когда об этом молился Патриарх Иерусалимский Константин IV. В тот период русский Патриарх — Тихон — был отстранен от дел. Правящие русские церковные деятели (обновленцы) сумели увлечь своими идеями Константина IV. Это имело для сего Патриарха печальные последствия. Когда Благодатный огонь по его молитвам не сошел, фанатичные арабы умертвили Патриарха.
Фото из открытых источников

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...

[2] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...