Святой благоверный князь Михаил Тверской
5 декабря
Святого апостола от семидесяти Филимона и иже с ним. В тот же день убиение святого благоверного великого князя Михаила Тверского.
По примеру Пресвятой Девы и каждого из нас ввели некогда во храм Господень, воцерковили, то есть водворили в дому Божием, как детей. Почему Пречистая Матерь Божия с самой юности возлюбила храм Божий больше дома родительского? Потому именно, что Она есть дом Божий, дом Отца нашего Небесного, место духовного рождения и воспитания нашего для жизни вечной, пристанище и упокоение душ наших среди волнений и суеты временной жизни — от начала до самого конца ее. Есть, кроме видимой телесной нашей жизни, в нас другая, невидимая духовная жизнь, которая, подобно жизни телесной, зачинается и возрастает во времени, но никогда не стареет и не кончается, как жизнь телесная. По плоти мы рождаемся от земных родителей в их жилищах, по духу рождаемся от Бога Духом Святым во храме Божием. Там родила нас мать наша по плоти — здесь возрождает нас духовная Матерь наша, Святая Церковь. Происходя по плоти от падшего праотца нашего, мы являемся в мир сей чадами гнева и погибели, потому что от Адама мы наследовали осуждение смерти вечной и находились под темною областью диавола. Но искупивший нас Кровию Своею Господь уготовал для нас в храме Своем новое рождение, баню пакибытия и обновления духовного. Возлюбленная Невеста Его — Святая Церковь, восприяв нас от утробы земной матери нашей в свои материнские объятия, нарекла нам святое имя Христово; знамением Креста Христова, коим попрана и разрушена держава диавола, и силою молитв своих она изъяла нас из власти сатаны, сочетала Христу и приобщила к чадам света. Тайнодействием святого крещения возродила нас в новую жизнь во Христе Иисусе и соделала чадами Божиими, которых Сам Единородный Сын Божий не стыдится нарицать Своими братьями. Священнейшим помазанием от Святаго1 низвела в сердца наши Духа Божия — духа премудрости и разума, духа совета и крепости, духа ведения и благочестия… Духа страха Божия2 — и подала нам от Божественной силы все необходимое к животу и благочестию, жизнь нашу новую вручила хранению и заступлению, руководству и наставлению святого Ангела-хранителя. Словом, омыла, оправдала и освятила нас — из грешников сделала святыми, из изгнанников рая — присными Богу, из сыновей вечной смерти и погибели — сынами Божиими, сынами вечного блаженства. Таков живой и родственный союз, который соединяет нас со Святой Церковью как с истинною духовною Матерью нашею. Так драгоценен для нас храм Божий как место нового, духовного рождения нашего, где началась наша новая жизнь во Христе, которая не кончится никогда и будет продолжаться всю вечность!
Источник: Святитель Иустин Полянский. епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Москва 2012
День за днем. Каждый день – подарок Божий
Дневник православного священника
Основа христианства
По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою
(Ин. 13,35).
Основа всего христианского учения есть любовь: она должна присутствовать в сердце истинного христианина. Бог есть Любовь, и верующий во Христа должен быть подобен Ему. Он должен иметь Христа в своем сердце. Итак, тот, кто не любит, — не христианин.
Первое действие веры во Христа есть пробуждение любви в сердце человека. И эта любовь обнаруживается в каждом его поступке. Прежде всего,
любовь эта обращается к Богу; но любовь к Богу согревает сердце и к ближнему, «ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20).
Истинная любовь становится побуждением каждого шага нашей жизни, она зажигает в нас божественную искру. Любовь учит нас состраданию к каждой скорби, к каждой немощи, снисхождению к слабостям человеческим, терпению среди испытаний, кротости среди обид и постоянной готовности ко всякой жертве. С любовью в сердце мы будем всегда готовы все снести, все отдать, все выстрадать за наших братьев.
Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю
Пятый день
Послушай, друг мой, слов премудрости Божией, — внушает человеку Ангел. — Прими наставление, которое я хочу дать тебе. Как сын мудрый веселит отца своего, так и человек, живущий свято, радует своего Ангела. Но кто предается порокам — тот веселит сатану и его служителей. Ты не знаешь всего зла, проистекающего от грехов. Не суди о них по внушению твоего разума, но вопроси вечную Истину.
Денница был один из самых светлых духов, самое любимое творение Божие. Он согрешил гордыней, и Господь осудил его и низверг в адскую пропасть со всеми его клевретами. Какое падение! Какая перемена! Прежде — лицезрение Бога, вечность славы и блаженства, а теперь — ад, злоба, отчаяние! Вот каковы плоды одного только греха! А ты погряз в бездне греховной и пьешь беззакония, как воду. Демон приходит, льстит твоим страстям, и ты совершенно покоряешься его воле; если же иногда и противишься ей, то скоро опять делаешься рабом ее, как будто утомленный борьбою и сопротивлением оной; между тем как победа была весьма легка для тебя. Враг твой силен потому только, что ты слаб духом; он уловляет тебя в свои сети потому только, что ты неосторожен, он торжествует над тобою потому только, что ты не решаешься твердо победить его.
И не всегда ли я был готов защищать тебя, подвизаться с тобою, спасать тебя, если бы ты обратился и прибег ко мне? Ты оставляешь Отца Небесного, сын Адама, и предаешься мучителю рода человеческого, — этим ты подражаешь праотцу своему. Его преступление было так велико, что все лики небесных Ангелов не могли заслугами своими искупить греха его и удовлетворить Божьему правосудию.
Тогда-то мы познали беспредельную любовь, которую Господь имеет к тебе. Сын Божий восхотел быть твоею искупительною жертвою, сделался человеком, принял образ раба, понес на себе грехи твои, очистил их Своими страданиями и самою смертью на кресте; кровь Его текла на твою душу, все твое существо сделалось Божественным: ты таинственно соединился с Иисусом Христом.
Но что же? Ты ныне оскорбляешь Его, ты предаешь сатане свою душу, которую Он искупил такой дорогой ценой. Бог умер на кресте, чтобы даровать жизнь тебе, а ты вкушаешь плод смертоносный, который превращает тебя в труп бездушный. Ужели не станешь оплакивать своих беззаконий? Участь твоя решается: тебе предстоит жизнь или смерть вечная. Можешь ли ты быть спокоен хотя одну минуту, когда совесть обличает тебя в преступлениях? Если ты и чист совестью,— берегись, ибо ты стоишь на краю пропасти. Но возложи упование свое на помощь Божию и на заступление твоего Ангела. «Приди под кров мои, — так внушает Ангел, — и не бойся козней диавола. Будь всегда со мною, и я буду всегда с тобою и тебя избавлю от всякого зла».
Слышу глас твой в душе моей, святый Ангел-хранитель, и как человек, заблудившийся и оставленный вероломным спутником, обращаюсь к тебе: будь моим спасителем.
Как воин, обезоруженный и покрытый ранами, влекомый в плен ожесточенным победителем, я обращаюсь к тебе, небесный заступник, прими меня под кров свой.
Как несчастный, впавший в руки разбойников, угрожающих смертию, я припадаю к тебе, небесный посланник: будь моим защитником!
Как мореход, потерпевший крушение и волнами поглощаемый, я взываю к тебе, носитель небесной силы, спаси меня! Как путник, идущий во мраке ночи и вдруг усматривающий разверстую пропасть перед собою, из которой протянутая рука хватает его и увлекает, я прибегаю к тебе, небесный страж моей жизни, сохрани меня!
Как дитя, покоившееся сладким сном и во время сна исторгнутое из объятий отца и матери и пробуждающееся в мрачной темнице, я обращаюсь к тебе, небесный покров моей немощи; будь моим избавителем!
Как бедный сирота, брошенный без защиты среди ожесточенных злодеев, я прибегаю к тебе. Ангел-хранитель; яви мне твое милосердие, сохрани во мне плод искупления Иисуса Христа.
Его кровь освятила душу мою. Он вверил ее твоему охранению. И я вверяю тебе ее, и я отдаю себя под покров твой. Ты мое упование, мое прибежище, мое спасение.
Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца*) с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Подарки в Сергиевом Посаде и районе
Все материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки. подробнее...
[2] — Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...
[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...