«Кто жаждет, иди ко Мне и пей». На Преполовение Пятидесятницы в Лавре совершили богослужения

logo

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей». На Преполовение Пятидесятницы в Лавре совершили богослужения

13 мая 2020 г., в среду четвертой седмицы по Пасхе, Церковь празднует Преполовение Пятидесятницы. Празднование этого дня восходит от Евангельского события — проповеди Спасителя в Иерусалимском Храме в праздник Кущей (Суккот). А после сошествия Св. Духа на апостолов, он получил значение праздника ожидания: христианин, прошедший со Христом путь Великого поста, Голгофу, смерть и Воскресение ожидает сошествия Святого Духа и получает напоминание Преполовением о том, что цель его пути приблизилась. По прошествии немногого времени явится Святая Троица и последующий за ней праздник — день Св. Духа. 

Как никогда прежде Обитель Троицы ожидает приближения своего главного праздника — Святой Пятидесятницы. Духовенство обители ежедневно совершает Божественную литургию и поминает почивших насельников, которые в ожидании Троицы отошли в Вечные обители. За выемкой святых просфор на проскомидии, на заупокойной ектение и в своих кельях братия поминает схиархимандритов Никона и Рафаила, архимандритов Лаврентия и Илиана, игуменов Игнатия и Тихона и иеродиакона Каллиста. Праздник Троицы без этих отцов будет не таким, как прежде. 

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей». На Преполовение Пятидесятницы в Лавре совершили богослужения

В Преполовение Пятидесятницы в Лавре также прошли богослужения: в этот день духовенство обители совершили Божественную литургию в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 

Во время земной жизни Спасителя в дни праздника Кущей в Иерусалимском Храме совершалась праздничная церемония возлияния воды на жертвенник, сопровождавшаяся молитвой к Богу о своевременных обильных дождях и богатом урожае в следующем году. Воду черпали из источника Силоам (см. Ин. 9. 7.) около Иерусалима, приносили в Храм и выливали на жертвенник. 

Блаженный Феофилакт Болгарский считал, что Ветхозаветный праздник Кущей является пророческим прообразом всеобщего Воскресения.“Поставление кущей означало воскресение, когда соберутся все плоды наших дел, а хижины наши (тела), разрушенные смертью, снова восстанут”. 

В этот день в евангельском чтении св. Иоанн Богослов передает отрывок из поучения Спасителя, которое Он обратил к народу в последний, восьмой день праздника Кущей: “Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой”.

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей». На Преполовение Пятидесятницы в Лавре совершили богослужения

Мы видим Его в храме. Вокруг него идет спор, раз­ногласие. Одни хулят Его, другие признают обещанным Мессией, третьи внимают Его словам с недове­рием, колеблются. А он, точно не замечая этого, со властию зовет: «…кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» (Ин. 7:37).

Неслучайно эти слова, произнесённые в Церкви, несут смысл, касающийся не только нашей бытности в вере, но и судеб людей, которые отошли в мир иной. Им, так же как и нам было свойственно испытывать жажду. Господь забрал их в Свои обители, напояя их из Источника своего спасительного учения. Их уже не коснётся жажда. Они будут пребывать с Тем, кто говорит: «Приходи, и я напою тебя» в вечности. 

Насельник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Тихон (Агриков) в проповеди на Преполовение Пятидесятницы говорил следующее: «Он (Спаситель) зовет, потому что среди тех, у кого хладные сердца и спящая совесть, всегда найдется тот, кто ус­лышит, кто действительно жаждет и придет пить. Господь говорит о жажде сердца, ищущего вечной правды. О жажде Христова учения, жажде благодат­ного источника жизни с Богом, жажде живой воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14)». 

Пресыщенный водой, взятой из мира сего, никогда не обратится и не захочет быть со Христом. Потому что Его вода — отличная от той. Она не дает утешения в обыденности дней, но готовит свой светлый сосуд лишь тем, кто на протяжении жизни заботился о том, чтобы предстать на суд Дающему воду и быть достойным этого утешения. 

Обратимся в этот день к Источнику нашего Спасения о том, чтобы и нам вместе с отошедшими в Его обители насытиться Живой воды и сделаться наследниками вечных благ в месте, которого не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку. В месте, которое приготовил Бог любящим Его (1Кор 2:9).

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...

[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...