О том, что большие лаврские колокола конца XVII века были отлиты близ стен Троице-Сергиевой лавры, свидетельствуют надписи, сделанные на самих колоколах. Можно спорить о месте отливки более ранних колоколов, но колокола середины – второй половины XVII века точно были отлиты на собственном колокольном дворе Лавры в нескольких десятках саженей к северу от обители. Кроме того, именно местные колокола значительно пополнили собрание лаврской звонницы.
Первый местный колокол весил меньше тонны
В 1649 году троицкий мастер Игнатий отлил молебенный колокол весом 50 пудов. Литая надпись на колоколе гласит:
«ЛЕТА 7157 (1649) МАЯ ВЪ 21 ДЕНЬ ПРИ БЛАГОВЕРНОМЪ ГОСУДАРЕ ЦАРЕ И ВЕЛИКОМЪ КНЯЗЕ АЛЕКСЕЕ МИХАЙЛОВИЧЕ ВСЕЯ РУСИИ И // ПРИ БЛАГОВЕРНОЙ ЦАРИЦЕ И ВЕЛИКОЙ КНЯГИНЕ МАРЬЕ ИЛЬИНИЧНЕ, И ПРИ БЛАГОВЕРНОМЪ ЦАРЕВИЧЕ КНЯЗЕ ДМИТРЕЕ АЛЕСИИЧЕ ВСЕЯ РУСИИ // ВЪ ТРОИЦКОМЪ СЕРГИЕВЕ МОНАСТЫРЕ, ПРИ АРХИМАНДРИТЕ АНДРЕЯНЕ, ДА ПРИ КЕЛАРЕ СТАРЦЕ СИМОНЕ, ДА ПРИ КАЗНАЧЕЕ СТАРЦЕ КАЛИННИКЕ // ПЕРЕЛИТ СТАРОЙ КОЛОКОЛ, А ПРИБАВКУ МЕДЬ МОНАСТЫРСКАЯ, А ЛИЛЪ КОЛОКОЛЪ ТРОИЦКИЙ МАСТЕР ИГНАТЕЙ».
В 20 тонн 16 лет спустя
В 1665 году близ обители был отлит колокол в 60 пудов. В 1673 году – еще один молебенный колокол весом 104 пуда. Молебенные колокола предназначались для звона к соборным молебнам и всенощным бдениям.
1 сентября 1683 года, в день Нового Лета, при Лавре был отлит новый большой благовестный колокол весом 1275 пудов (20,8 тонны), вошедший в историю под именем «Корноухий».
Сведения узнаем из пространной надписи на нем, опубликованной иеромонахом Арсением. Приведем ее с небольшими сокращениями:
«ВЪ лете осьмыя тысящи 192 въ месяце семПтеврие въ 1 день, по повелению благочестивейшихЪ ВеликихЪ Государей Царей и ВеликихЪ Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича …, ПРИ НАСТОЯЩИХЪ ВЛАСТЕХЪ, АРХИМАНДРИТЕ ВИКЕНТИЕ, ПРИ КЕЛАРЕ СТАРЦЕ ПРОХОРЕ, ПРИ КАЗНАЧЕЕ СТАРЦЕ СЕРГИЕ, вылитъ сей колоколъ въ обители пресвятыя и живоначальныя Троицы и преподобныхъ и богоносныхъ отецъ Сергия и Никона, Радонежскихъ чудотворцОвЪ, изЪ старыхЪ колоколЪ сЪ прибавочною медью, монастырскою казною, – и при всей во Христе братии. – А вЪ семЪ колоколе весу 1275 пудЪ. ЛилЪ сей колоколЪ мастерЪ ФедорЪ ДмитриевЪ сынЪ МоторинЪ».
Примечательно отсутствие в надписи имени царевны Софьи Алексеевны, правительницы Московского государства. Как не вспомнить в связи с этим, что во все время ее правления Лавра поддерживала царицу Наталью Кирилловну и ее сына царевича Петра.
«Корноухий» стал вторым после «Годунова»
В историю Лавры колокол Ф.Д. Моторина, мастера московского Пушкарского двора и основателя знаменитой династии колокололитейщиков Моториных, вошел под именем «Корноухий» из-за железных ушей. Эти приваренные к колоколу уши хорошо видны на уникальной фотографии, сделанной Михаилом Пришвиным зимой 1930 года, в день гибели «Корноухого».
В строе благовестных колоколов Лавры «Корноухий», согласно своему весу, занял второе место после «Годунова» и исполнял роль полиелейного благовестника. «Лебедь» же, оттесненный на третье место, благовестил отныне в будние дни.
Новый 60-тонный подвинул всех
Осенью 1693 года при Лавре отлили новый благовестный колокол с подписным, указанным на нем самом весом 3555 пудов — 58,2 тонны. Его так и назвали — «Большой». Деньги на колокол пожертвовали цари-соправители Иван и Петр Алексеевичи. Первая тысяча рублей «в новой большой колокол» была дана ими 16 ноября 1691 года. В это время в Лавре гостил царь Петр. Известно, что зимой 1691 – 1692 годов он часто ездил в Переяславль для подготовки к строительству парусного флота на Плещеевом озере. Вторая тысяча рублей была пожертвована 13 января 1693 года, что совпадает с выздоровлением царя Петра от тяжелой болезни и с закладкой в том же 1693 году в Лавре новой надвратной церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи – небесного покровителя царя Ивана Алексеевича.
Есть основание полагать, что огромный колокол отливал московский «колоколенной мастер» Михаил Матвеев, который 31 октября 1693 года, находясь в Лавре «у колоколенного дела литья», дал вкладом в Лавру 100 рублей. Вклад столь немалой по тем временам суммы мог быть связан с благополучным окончанием литья большого колокола.
Известно, что новый «болшой» колокол был поднят на деревянные столбы перед «большой колокольницей», речь о ней шла в одной из наших предыдущих статей.
«Большой» колокол как самый большой и тяжелый стал исполнять роль праздничного благовестника. Прежний праздничный – «Годунов» – был отодвинут на второе место и назначен воскресным. «Корноухий» из воскресного стал полиелейным, и только «Лебедь» сохранил прежнюю роль повседневного благовестника, отведенную ему еще в 1683 году.
Сто лет большого литья
За сто лет, прошедших от создания в 1593 году «Лебедя» до литья в 1693 году «Большого», в строе благовестных колоколов Лавры произошли существенные изменения. Число будничных сократилось с двух до одного «Лебедя», зато число праздничных выросло с двух до трех за счет выделения особого воскресного колокола — «Годунова». Но главное — благовестники значительно прибавили в размерах и весе. Если в 1593 году совокупный вес благовестных колоколов едва ли превышал 900 пудов, то в 1693 году он составил 7305 пудов — 119,6 тонны.
Общее представление о собрании колоколов Троице-Сергиевой Лавры в конце XVII века дает их перечень в монастырской описи 1701 года:
«Да против колокольни ж («большая колокольница») на деревянных столбах колокол новопостроеной болшой, весу в нем подписано [3555] пуд. Да на колоколне колоколов. Колокол воскресной («Годунов») вкладной цареборисовской, без подписи (без обозначения веса). Колокол палиелейоной, уши железные («Корноухий»). Подписано весу [1275] пуд. Колокол словет лебедь, повседневной вкладной цареборисовской же, подписано весу [626] пуд. Колокол застолной, без подписи. Да на колоколне средних и мелких четырнадцать колоколов».
В заключение напомним об одном немаловажном событии: в июне 1701 года во время пожара в Московском Кремле упал и разбился крупнейший благовестник России – Большой Успенский колокол. Отлитый в 1655 году, он весил 8000 пудов. После его гибели первым действующим благовестником России стал «Большой» колокол Троице-Сергиевой Лавры…
Виктория ШАТУРНАЯ
Константин ФИЛИМОНОВ, сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника
Источник: Сергиевские ведомости
[1] — Сергиево-Посадские фотографии
Фотографии города Сергиев Посад и Сергиево-Посадского района. Фото-отчёты со значимых мероприятий, фоторепортажи с выставок, праздников, фестивалей. подробнее...
[2] — Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник создан по Декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 апреля 1920 г. «Об Обращении в музей... подробнее...
[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...