Из писем преподобного Амвросия Оптинского

logo
Из писем преподобного Амвросия Оптинского

НЕУДАЧИ НАДО ТЕРПЕТЬ С РАДОСТЬЮ

Возмогай о Господе и в державе крепости Его!.. Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо нас в ризу спасения и одеждой веселия одея нас; и глаголет к нам чрез апостола (1 Фес. 5: 16): Всегда радуйтеся… О всем благодарите: сия бо есть воля Божия. Слова апостольские ясно показывают, что полезнее нам всегда радоваться, а не унывать при встречающихся неудачах; радоваться же можем только тогда, когда будем благодарить Бога за то, что случающимися неудачами смиряет нас, и как бы невольно заставляет нас прибегать к Нему и со смирением просить Его помощи и заступления. И когда так будем поступать, тогда и на нас будет исполняться псаломское слово святого Давида: помянух Бога и возвеселихся.

На днях я получил письмо от одной простой горожанки, которая о себе пишет так: «Я девушка, и девушка хороших правил, только у меня есть один грех: роптаю!»

Я знаю, что в вашей общине живут девушки хороших правил, нет ли и у них этого греха? И если есть, то хоть бы сознавались в оном, как эта простая девица.





ДОБРОЕ НАМЕРЕНИЕ В ДОБРО ВМЕНЯЕТСЯ

Послал я к тебе к сырной неделе (или масленице) рассказ «Краснобай», но так как почта опаздывает, то думаю, что рассказ этот получили вы на первой неделе Великого поста, и потому дело это вышло очень некстати. Прошу прощения за неуместное и неблаговременное угощение. Многие дела человеческие бывают так. Думаем и предполагаем одно, а выходит другое. Только в одном ошибки не бывает: если стремится человек к исполнению воли Божией во всяком предлежащем деле, то хотя бы видимого успеха в этом деле он и не получил, Всеблагий Господь доброе намерение его вменяет ему в самое дело. Если, по слову преподобного Исаака Сирина, и совершенство совершенных несовершенно, то тем более дела обыкновенных людей лишены совершенства, а совершаются со многими ошибками и недосмотрами. Впрочем, ни в каком случае унывать и паче меры печалиться и скорбеть не должно, а надеяться и уповать, что благодать Божия, оскудевающее восполняющая, и всесильная Божия помощь сильны все привести к полезному концу. Не вотще Господь глаголет в Святом Евангелии: без Мене не можете творити ничесоже, и паки: невозможная от человек, возможна вся от Бога.

…Вот, слава Богу, и аз, немощный и грешный, кое-как провел первую неделю Великого поста, и всегда для меня небезтрудную; как-то поможет Господь продолжать далее? Немощь и слабость, и усталость и изнеможение, а к ним еще и леность и нерадение, вот мои спутницы! И с ними мое всегдашнее пребывание.



ОГОРЧЕНИЯ НАДО ПРИНИМАТЬ БЛАГОДУШНО

Слышу, что ты была больна, и болезнь так скоро с тобой случилась, что ты решилась тотчас же исповедаться и причаститься Святых Таин и особороваться святым елеем. И от такой скорой и скоротечной болезни, можно сказать, однодневной, оказалось тебе после великое изменение в лице и относительно слабости телесной. Да помилует тебя Всеблагий Господь и всех, живущих с тобой, и да поможет тебе впредь не принимать так горячо к сердцу встречающиеся скорби и неприятности, которые едва тебя не приближают к смерти, тогда как ты нужна еще для духовной пользы сестер общины и обители N. Не буду тебя убеждать к благодушию и великодушию словами Писания, которые я многократно тебе повторял; а только приведу теперь пословицу или поговорку одного веселого и благодушного человека, который имел обычай, в подобных случаях, повторять: «Сидор да Карп в Коломне проживает, а грех да беда с кем не бывает». И этот человек, при многих переменах и переворотах его жизни, оставался всегда благодушен и весел, а он был мирской, а мы — монахи, обрекшие себя на всякую скорбь. Знаю, что тебя оскорбляют не скорби, а те случаи, о которых и святой апостол Павел пишет так: Кто соблазняется, и аз не разжизаюся (2 Кор. 11: 29). Но возверзем печаль свою на Господа, и Он силен утвердить и успокоить нас, и устроить полезное и спасительное о всех, сущих с нами. Если бы и случились такие обстоятельства, о которых пишет апостол: Аще ли неверный отлучается, да разлучится (1 Кор. 7: 15). Предадим все и всех таковых воле Божией, и собственной их воле. Покойный Оптинский архимандрит отец Моисей, муж мудрый и духовноопытный, в подобных случаях говаривал: «Наше дело предоставить человеку средства ко спасению, а спасается он или не спасается, — сам смотри».

Преподобный Амвросий Оптинский. Полное собрание писем. Часть 1



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *