Из истории Древней Руси

logo
Из истории Древней Руси

Государство Древняя Русь (Киевская Русь) сформировалось в IX в. Уже тогда совершались военные походы на Византию. Эти походы были не просто набегами с целью наживы; в них про­явилась борьба молодого развивающегося государства за утверж­дение своего международного авторитета и укрепление эконо­мических и культурных связей. Одним из важнейших итогов русско-византийских отношений стало Крещение Руси при свя­том князе Владимире в 988 г. «Принятие Русью христианства бы­ло прогрессивным явлением и имело очень важные последствия» [1]. Расширились и окрепли международные связи, хри­стианская религия, ставшая преобладающей, создала фундамент для формирования русского народа.

Возникшая вначале как одна из новых митрополий Кон­стантинопольского Патриархата, Русская Церковь оказала огромное воздействие на государственное устройство и граж­данский быт новопросвещенных русских людей. Облагоражи­вающее влияние ее сказывалось во всем: она укрепила семью, боролась с языческими предрассудками и суевериями, духов­но закабалявшими народ, решительно выступала против про­дажи людей в рабство. Христианство оказалось тем руслом, че­рез которое потекла в Русскую землю византийская культура. Древняя Русь непосредственно от Византии из рук в руки при­няла как драгоценное достояние самую высокую по тому вре­мени греческую образованность, законодательство и искус­ство. Зерна упали на добрую почву славянского гения и дали свой, самобытный плод.

Все, что сохранила Константинопольская Православная Церковь от времен апостольских, утвержденное Соборами, вы­раженное в писаниях святых отцов и преданиях, Русская Пра­вославная Церковь восприняла и обогатила. Приняв право­славие, русский народ стал благочестивым его хранителем. Он не исказил сущности учения и свято сберег целостность и чи­стоту веры.

Киев становится не только государственным, но и церков­ным центром Древней Руси; здесь живут князь и митрополит. Наибольшего расцвета государство достигло при киевских кня­зьях Владимире Святославиче (980-1015), Ярославе Владимиро­виче (1019-1054) и Владимире Мономахе (1113-1125). В столи­це, других городах и селениях возводят величественные храмы. Начинается и монастырское строительство. Велико значение мо­нашества и монастырей — это были очаги книжности и просве­щения, разнообразных искусств. Прославился строгостью под­вижнической жизни насельников Киево-Печерский монастырь, основанный преподобными Антонием и Феодосием в 1051 г. Он стал центром религиозной жизни Древней Руси. Монахи этого монастыря переписывали богослужебные книги, составляли ле­тописные своды, создавали тексты житий святых и занимались иконописанием [2].

Северо-восточная часть Древнерусского государства, назы­вавшаяся по своим главным городам Ростово-Суздальской зем­лей, будучи сравнительно удаленной от Киева, слабо зависела от власти киевского князя. Уже к XI в. в этом крае заметно уве­личилось население за счет так называемой кривицко-новгородской миграционной волны X в.

Во второй половине XI в. русским князьям с трудом удава­лось противостоять набегам половцев, пришедших на смену от­кочевавшим на Балканы печенегам. Любечский княжеский съезд 1097 г. решил вопрос защиты от половцев, прекратил междо­усобицы, но одновременно закрепил политическую раздроблен­ность: «Каждый да держит отчину свою». В русских землях утвер­дились свои династии, а великий князь Киевский стал первым среди равных. Удалось, однако, объединить силы для борьбы с по­ловцами, которая была перенесена вглубь степей. Итак, во вто­рой четверти XII в. Древнерусское государство распалось на са­мостоятельные княжества.

На протяжении второй половины XII — XIII в. Киевская Русь постепенно пустеет. Население с Днепра и его притоков уходит в другие, более отдаленные от степи и потому безопасные места.

«Куда же было удалиться русским людям? Конечно, не на юго-восток прямо в руки половцам; конечно, не на юго-запад в руки иноверным ляхам и венграм; свободный путь оставался один — на северо-восток: так Ростовская, изначально финская область [3], получила свое славянское население» [4]. Здесь возник це­лый ряд новых городов: Владимир, Переяславль-Залесский, Ря­зань, Звенигород, Стародуб, Дмитров, Кострома, Галич, Москва, Юрьев-Польский и другие. Центром Ростово-Суздальской земли стал город Владимир-на-Клязьме.

С XII в. постепенно возвышается Северо-Восточная Русь [5]. Сын Юрия Долгорукого, Андрей Боголюбский (1155-1174), старший из всех князей, стремится уподобить Владимир Киеву, ведет мас­штабное строительство храмов (Успенский собор) и даже пытает­ся добиться учреждения здесь отдельной митрополии. В его прав­ление Северо-Восточная Русь сформировалась как новый центр объединения русских земель и будущее ядро современного Рос­сийского государства. Однако, несмотря на все усилия, ни князю Андрею, ни Всеволоду Большое Гнездо (1176-1212) не удалось пре­одолеть тенденцию к феодальному дроблению. После смерти князя Всеволода его княжество вступило в новый период усобиц. Вместе с владельческой замкнутостью князей падает и их государственное значение. «Под действием удельного порядка Северная Русь дроби­лась все мельче, теряя и прежние слабые связи политического един­ства; вследствие этого дробления князья все более беднели; беднея, замыкались в своих вотчинах, отчуждались друг от друга; отчуж­даясь, превращались по своим понятиям и интересам в частных сельских хозяев, теряли значение блюстителей общего блага» [6]. Разобщение удельных князей привело к тому, что при наше­ствии татаро-монгол они не смогли объединиться и дать им отпор.

Начало XIII в. отмечено монгольскими завоеваниями, ох­ватившими всю Азию и ряд стран Европы, в том числе и Русь. В результате походов Чингисхана была создана огромная Мон­гольская империя. Поход монголов на Русь возглавил внук Чин­гисхана — хан Батый. В течение пяти лет (1237-1242) были заво­еваны все русские земли, за исключением Новгорода и Пскова. Над Русью нависло тяжкое монголо-татарское иго.

Татарское иго тяжело отразилось на всех сторонах жизни народа. Оно на 240 лет затормозило его исторический про­гресс. Значительная часть населения погибла или была уведена в плен, многие потерпели разорение, были обложены тяжелой данью. Многие города превращены в руины, храмы и монасты­ри осквернены и находились в запустении. «Одни из них пожг­ли, другие ограбили, а иноков и инокинь частью умертвили, ча­стью увели в плен» [7]. В государственном плане Русская земля представляла раздробленные клочья когда-то единого те­ла. Большинство русских земель находилось под владычеством монголов, заинтересованных в сохранении раздробленности и вражды среди русских князей, которые сами иногда призы­вали татарские полчища для опустошения соседних княжеств. Часть западно-русских земель отошла к Польско-Литовскому государству.

Ведущая роль в освободительной борьбе с татарами выпала на долю Москвы, первое летописное упоминание о которой от­носится к 1147 г. После смерти святого князя Александра Невско­го (t 1263) здесь становится князем его младший сын Даниил. При нем малоизвестная Москва стала стольным городом особо­го княжества. Ряд обстоятельств способствовал экономическому росту и возвышению Москвы. Одним из них было исключитель­но выгодное географическое положение. Город находился в цен­тре русских земель, которые прикрывали его извне [8]. «Благодаря такому прикрытию Московская область стала убежи­щем для окрайного русского населения, страдавшего от внешних нападений» [9], что способствовало быстрому росту чис­ла ее жителей. Умножение населения в уделе московского князя увеличивало число плательщиков податей. Развитие транзита по реке Москве втягивало этот край в торговое движение и обо­гащало казну пошлинами.

В начале XIV в. Москва включилась в борьбу за обладание ве­ликокняжеским титулом. Сын московского князя Даниила Иоанн Калита сумел воспользоваться обстоятельствами и в 1328 г. полу­чил в Золотой Орде ярлык на великое княжение и вместе с ним право сбора дани. Часть собранных средств Калита использовал для укрепления Москвы, украшения храмов. Он «толпами выку­пает в Орде русских пленников и на льготных условиях сажает их в своих владениях» [10]. Будучи самым богатым из кня­зей, Иоанн Калита отвозил в Орду дорогие подарки и благода­ря этому пользовался там большим влиянием. Монголо-татары в его княжение (до 1340 г.) не нападали на Русь. «Была тишина по всей земле, — говорит летописец, — и русский народ понимал, что этой тишиной он обязан искусной политике московского кня­зя» [11]. Таким образом, московские князья становились са­мыми сильными и богатыми. Пользуясь обильными ресурсами, они расширяли свои владения, в том числе захватывая силой со­седние территории или скупая мелкие уделы обедневших князей.

Русская Церковь в период феодальной раздробленности яв­лялась последовательной носительницей идеи общерусского го­сударственного единства, а иерархи Церкви — духовными сорат­никами тех государственных деятелей, которые были способны идти по пути объединения Руси [12]. «Русские лю­били свое отечество, а в нем, прежде всего, любили святую веру и свою святую Церковь. В имени и звании христиан они видели свое главное отличие от «паганых агарян», свое превосходство перед ними». Верность православной вере и Церкви, в которой русские люди находили утешение и подкрепление среди бедствий и скорбей, помогла им собрать свои силы и свергнуть власть ино­верных поработителей . [13]

После разорения татарами Киева митрополит Максим пере­местил церковный центр во Владимир-на-Клязьме (1299). Преем­ник Максима — святитель Петр прекрасно понял государственное значение Москвы и московского князя. В 1325 г. он перенес ми­трополичью кафедру в Москву и этим положил прочное осно­вание ее возвышению над другими княжествами [14]. Ви­дя доброе расположение князя Иоанна Даниловича к Церкви, митрополит Петр стал советовать ему поставить каменную цер­ковь во имя Успения Божией Матери. «Если послушаешь меня, сын мой, — говорил он князю, — то и сам прославишься с родом твоим, паче иных князей, и град твой славен будет пред всеми городами русскими, и святители поживут в нем, и прославится Бог в нем» . [15]

Святой Петр отошел в вечную жизнь 21 декабря [16] 1326 г. «Вы­бор святого Петра казался внушением Божиим, и новый митро­полит Феогност уже не хотел оставить гроба и дома чудотворцева» [17]. Он и его преемники теперь постоянно пребывают в Москве, которая становится духовным и каноническим центром Русской Церкви и, соответственно, подобно древнему Киеву, — центром Руси. Взоры всех русских православных людей обраща­ются к ней как к средоточию управления. Московский князь при­обретает первое место среди прочих князей, так как в его городе находится митрополичья кафедра, и он действует с благослове­ния первосвятителя Русской Церкви. [18]

Государственную деятельность Иоанна Калиты, вошедшего в историю под именем первособирателя русских земель, при со­действии Московских митрополитов продолжали его сыновья Си­меон Гордый и Иоанн Красный, в правление которых происходит дальнейшее усиление Москвы. Весной 1353 г. от чумы умерли ве­ликий князь Симеон и митрополит Феогност. Великокняжеский престол после Симеона перешел к его безвольному брату Иоан­ну II. Князь Симеон перед кончиной велел наследникам во всем слушаться советов владыки Алексия — большим счастьем для Москвы и всей Руси было то, что рядом с князьями находился мудрый советник — митрополит Московский. После смерти Ио­анна II великое княжение перешло из рода московских князей к суздальскому князю Димитрию, который поселился во Влади­мире. Москва, казалось, утратила свое значение. Но как ни упра­шивал князь Димитрий Константинович митрополита Алексия утвердить во Владимире свою кафедру, тот остался непоколе­бим. Это оказалось решающим фактором. Ибо считалось, что город, где находится кафедра всероссийского митрополита, яв­ляется центром Руси.

Таким образом, престол митрополии, которым не распоря­жался ни один из ханов или князей, остался залогом будущего возвышения Москвы и средоточия в ней церковной и граждан­ской власти [19]. В силу исторических обстоятельств в этот критический момент митрополит Алексий становится во главе боярской думы, наставником и первым советником Димитрия, ставшего в девять лет московским князем. Через три года «спло­тившиеся вокруг малолетнего князя Димитрия Ивановича мо­сковские бояре, возглавляемые митрополитом Алексием, доби­лись возвращения великокняжеского ярлыка в руки московского князя». [20]

В это трудное для Московского княжества время деятель­ность святителя Алексия, направленная на благо Церкви и оте­чества, была очень успешной и плодотворной. Во многих святи­тельских и государственных трудах ему помогал и содействовал Преподобный Сергий, игумен Радонежский.

Протоиерей Анатолий Лазарев. Троице-Сергиева обитель в истории Русской Церкви и государства. Москва. Издательский дом «Никея». 2015 



ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Краткая история СССР. Ч. 1. Изд. 2. АН СССР. Л., 1972 с. 38-39.

[2] Богословский М.М. Учебник русской истории. Ч. 1-2. М., 1917. с. 36.

[3] Имеется в виду территория, частично заселенная в то время народами финно-угорской языковой ветви. (Прим. ред.)

[4] Соловьев. С. История России с древнейших времен. Т. 4. Изд. 5. М., 1881 с. 36.

[5] В период IX-XI вв. — Ростовская земля, в XI — середине XII в. — Росто- во-Суздальское княжество, с середины XII до середины XIII в. — Владимиро- Суздальское княжество, с середины XIII в. — Великое княжество Владимир¬ское. (Прим. ред.)

[6] Кедров С. Авраамий ПАлицин. М., 1880. с. 452.

[7] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 3. М., 1995, с. 105.

[8] Краткая история СССР. Ч. 1. Изд. 2. АН СССр. Л., 1972. с. 66.

[9] Ключевский В.О. Курс русской истори. Ч. 1-3. Изд. 4., 1916., с. 9.

[10] Ключевский В.О. Курс русской истори. Ч. 1-3. Изд. 4., 1916., с. 13.

[11] Богословский М.М. Учебник русской истории. Ч. 1-2. М., 1917., с. 85.

[12] Журнал Московской Патриархии. 1947, № 5, с. 36.

[13] Макарий (Булгаков), митр. Русский монастырив период монгольский // Христианское чтение. Спб., 1861. Ч. 2., с. 154.

[14] Невский А. Жизнеописание первосвятителей и чудотворцев всероссийских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. М., 1894., с. 24.

[15] Невский А. Жизнеописание первосвятителей и чудотворцев всероссийских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. М., 1894., с. 25.

[16] Все даты событий, имевших место до 31 января 1918 г., даны по юлианскому календарю (старому стилю). (Прим. ред.)

[17] Соловьев. С. История России с древнейших времен. Т. 3. Изд. 5. М., 1880? C. 272

[18] Богословский М.М. Учебник русской истории. Ч. 1-2. М., 1917. C. 85

[19] Невский А. Жизнеописание первосвятителей и чудотворцев всероссийских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. М., 1894. C.52

[20] Краткая история СССР. Ч. 1. Изд. 2. АН СССр. Л., 1972. C.67

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...

[2] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[3]Подарки в Сергиевом Посаде и районе
Все материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки. подробнее...

[4]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...

[5]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...

[6] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...