Преподобный Алипий Киево-Печерский

logo
Преподобный Алипий Киево-Печерский

—Луч солнца скользнул по мозаике, и от разноцветных кусочков смальты полилось радужное сияние. И белый голубь, неизвестно откуда появившийся в храме, закружился в по­токе этого света. И разом стихли шумные греческие моза­ичисты, глядя на сверкающий Лик Пречистой, и худощавый мальчишка-подмастерье завороженно смотрел на это незем­ное торжество цвета и света…

В Ближних пещерах древней Киево-Печерской лавры покоятся мощи преподобного Алипия (по другому — Алимпия), которого по праву считают родоначальником всех русских иконописцев. И хотя до настоящего времени не дошла ни одна из икон, о которой с полной достоверностью можно сказать, что она принадлежит кисти преподобного, жизнь и служение Алипия являются образцом для всех пос­ледующих поколений изографов. Отроком он помогал греческим изогра­фам готовить мозаичные плиточки и расти­рать краски, юношей писал палаты и одеж­ды, а когда стал взрослым — ему доверили писать лики. И он, инок Печерской обите­ли, умудренный опытом мастер, понял, что не это самое главное в его жизни. Что икон­ное письмо — только послушание, а мо­нашеское делание, молитва за стражду­щих — истинный смысл его земного сущес­твования. Достоверных исторических сведений о жизни преподобного Алипия не сохрани­лось. «Житие преподобного Алипия, ико­нописца печерского, в Ближних пещерах почивающего», со­ставленное святителем Димитрием Ростовским, и «Киево- Печерский патерик» в большинстве основаны на устных источниках о первом русском иконописце.

Известно, что отроком он был отдан родителями для «на­учения иконного воображения» к византийским мастерам, которые были приглашены для работ в киевских храмах. Там «учася мастером своим помогаше» Алипий постигал основы иконописного ремесла. Затем, приняв постриг, до конца сво­их дней «писал иконы даром. Если узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безмездно. Если же случалось, что ему платили за труд, пре­подобный одну часть тратил на приобретение материалов для иконописания, вторую раздавал нищим и лишь третью остав­лял себе. Так делал он всегда, не давая себе покоя ни днем, ни ночью; ибо ночью пребывал во бдении, творя молитвы и пок­лоны; когда же наступал день, он со всяким смирением, нестя­жанием, чистотою, терпением, постом, любовью, богомыслием принимался за рукоделие. Преподобный Алипий никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божест­венной службы» (из жития преподобного Алипия).

Согласно «Киево-Печерскому патерику», иноческий по­стриг преподобный принял при игумене Никоне, который позднее возвел Алипия в степень иеромонаха. Вся монашеская жизнь иконописца была неразрывно связана с величайшей духовной святыней — Свято-Успенской Киевопечерской лав­рой — первым пещерным монастырем на Руси.

Основание Киево-Печерской лавры связывают с 1054 годом. Именно в этом году преподобный Антоний поселился в Варяжских пещерах, которые впоследствии станут называться Дальними. К 1057 году вок­руг преподобного собралась община, состоящая из 12 иноков. Стремясь к полному уединению, преподобный Антоний назначает главой общи­ны преподобного Варлаама (первого игумена Киево-Печерской лавры), а сам удаляется в новую подземную келию, которая дала начало буду­щим Ближним пещерам.

В1060-1062 годах, когда игуменом Дальних пещер был преподобный Феодосий, на поверхности земли был построен деревянный монастырь, куда перешла братия. Тогда же, на основании устава Студийского мо­настыря, создается собственный Печерский устав. В 70-х годах XI века идет активное строительство наземных сооруже­ний: церквей, келий и хозяйственных корпусов. Пещеры становятся местом уединения отдельных подвижников и местом погребения. Первым погребенным в Ближних пещерах был преподобный Антоний (1073 г.), а в Дальних — преподобный Феодосий (1074 г.). Лавра домонгольского периода явилась сосредоточением духовных сил Киевской Руси. В монастыре совершали свое служение летописцы, ученые, зодчие и врачи. Здесь около 1113 года летописцем Нестором был составлен выдающийся памятник древнерусской письменности — «Повесть временных лет».

Преподобный Алипий Киево-Печерский


Свято-Успенская Почаевская Лавра

В1240 году монастырь был разорен ордынцами хана Батыя, но жизнь обители не прервалась. Во второй половине XIV века монастырь попал под власть Литовского княжества, а затем и шляхетской Польши. К сожалению, о длительном периоде истории монастыря (со второй по­ловины XIII века до конца XVI века) почти не сохранилось никаких письменных источников.

В XVII веке в Киево-Печерской лавре основывается собственная типог­рафия, тогда же появляется книга «Тератургима», в которой содержать­ся детальные описания пещер и схематические планы. Именно с этого времени начинается картография пещер Киево-Печерской лавры. В XVII— XVIII веках заканчивается формирование архитектурного ансамбля лавры, который сохранился до наших дней. К 1000-летию Крещения Киевской Руси, в 1988 и 1990 гг.) прави­тельство УССР приняло решение о передаче части территории Киево- Печерского государственного историко-культурного заповедника Ук­раинскому Экзархату Русской Православной Церкви.

За свою монашескую жизнь преподобный Алипий написал достаточно большое количество икон, а по мнению некоторых историков, таких как крупнейший византинист и знаток древнерусского искусства Д. В. Анайлов, первый русский изограф вполне мог принимать участие в живописном убранстве Ми­хайловского монастыря в Киеве (XII в.).

Сегодня нельзя с достоверностью сказать, что иконы, на­писанные преподобным Алипием, дошли до нашего времени. Долгое время считали, что кисти Алипия принадлежит список с иконы Божией Матери Владимирской. Эта икона несколь­ко столетий находилась в Успенском соборе Ростова Велико­го, а в советское время была помещена в экспозицию Ростов­ского музея изобразительных искусств.

Согласно Киево-Печерскому патерику, «взял Владимир одну из икон, святую Богородицу, и послал в город Ростов, в тамошнюю церковь, которую он сам создал. И вот что при произошло в Ростове: церковь рухнула, а та икона осталась неповрежденной и перенесена была в деревянную церковь, которая сгорела от пожара, а икона опять осталась невредима, и признаков огня нет на ней».

На самом деле икона, находящийся в Ростове, написана в конце XVII века. Изучив стилистические особенности письма иконы, к такому мнению пришли академик Н. П. Кондаков, известный искусствовед Н.Э. Грабарь и другие специалисты по древнерусской живописи.

Что касается иконы преподобного Алипия, судьба ее неизвестна. Историками, в частности Д. В. Анайловым, было высказано предположение, что упомянутая в Киево-Печерском патерике икона находится в Третьяковской галерее и известна под именем «Великая Панагия» («Ярославская Оранта»). Эта икона была найдена в 1919 году в Спасо-Преображенском монастыре города Ярославля, куда в 1788 году была переведена Ростовская кафедра. По характеру письма большая (почти 2 метра в высоту) «Великая Панагия» при­надлежит домонгольскому периоду и датируется современ­ными исследователями началом XIII века. А преподобный Алипий окончил свое земное существование в 1114 году. Сле­довательно, первый русский иконописец не мог быть автором «Великой Панагии».

Так же и Свенская икона Божией Матери не может быть безоговорочно признана вышедшей из-под кисти этого изог­рафа. С именем преподобного Алипия данный образ свя­зывают потому, что на иконе изображены основатели Киево-Печерской лавры: преподобные Антоний и Феодосий. Датируют же Свенскую икону 1288 годом, когда князем Романом Черниговским был основан Успенский Свенский монастырь под Брянском. По преданию, икона была явлена слепому князю на дубе у берега реки Свены. Прозревший после чудесного явления образа Пречистой князь основы­вает в память об этом событии обитель. Однако в «Сказа­ниях о чудотворных иконах Богоматери и Ее милостях роду человеческому» говорится о том, что Свенская икона до ее обретения находилась в Печерском монастыре и была на­писана преподобным Алипием. В ответ на просьбу потеряв­шего зрение князя печерские монахи отправили в сопровож­дении иноков прославленную чудотворениями икону на лодке по реке к Брянску, где находился в это время князь. В какой-то момент лодка остановилась, и икона перемести­лась на другой берег, где и была обретена Романом Черни­говским. 

Преподобный Алипий Киево-Печерский


Икона «Великая Панагия» («Ярославская Оранта»). 13 в.

Суть этого сказания, носящего скорее всего ле­гендарный характер, за­ключается в том, что иконы преподобного Алипия вы­соко ценились и по прошес­твии большого периода времени после его кончины, а также в том, что многие чудотворные иконы припи­сывали кисти преподобно­го, в виду его высочайшего статуса среди первых рус­ских иконописцев. Но если иконы преподобного Али­пия не дошли до наших дней, если он не оставил после себя заметной иконописнои школы, то возникает вопрос: как мы можем составить представление о его творчестве? И, отвечая на этот вопрос, в первую очередь следует заметить, что слово «творчество» мало применимо к иконописанию. С точки зрения церковного человека, иконопись — не самовы­ражение автора, а служение и аскетическое делание.

Преподобный Алипий Киево-Печерский


Икона Божией Матери «Свенская». 13 в. 

Автор (художник) создает образ, порожденный его творческой фан­тазией и являющийся формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: исторической ситуации, политической системы, от типа и характера самой личности художника, от образа его жизни. Все выдающиеся художники умели чувствовать то, что волнует их современников и, преломляя общественный нерв эпохи через себя, оставляли на полотне сконцентрированный художественный образ своего времени.

Икона — откровение Божие, высказанное языком линий и красок, ко­торое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца-мировоззрение Церкви. Икона-вне времени, она-отоб­ражение инобытия в нашем мире.

Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона — творение соборное. Если на законченной картине художник ставит свою подпись, что означает не только авторство, но и меру ответственности за произве­дение, то на иконе надписывается имя того, чей лик явлен на иконной доске. В онтологическом смысле здесь происходит соединение имени и образа. Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь мес­та. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, намеренно лишена внешних эмоций; сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов про­исходят на духовном уровне. <…>

История оставила нам имена многих древнерусских иконо­писцев. Помимо преподобного Алипия, можно вспомнить его ученика, преподобного Григория. Затем, в XIII веке, появля­ется имя святителя Петра, митрополита Московского, который, по свидетельству современников, был «искусным иконопис­цем». Далее идут имена Феофана Грека, преподобного Анд­рея Рублева, Даниила Черного, Прохора с Городца, Алексы Петрова. В XVI веке как иконописцы были известны Симон, митрополит Московский, Варлаам, Макарий, Дионисий. Пи­сали иконы преподобный Пахомий Нерехтский и его ученик Иринарх, святитель Феодор Ростовский, а также преподобные Игнатий Ломский, Дионисий Плушницкий и Анания.

Но суть их жизни (как мирян, так и монашествующих) зак­лючалась не только в благоукрашении храмов. Иконописание для них было лишь служением, опорой — своеобразным посо­хом на трудном пути духовного становления.

Поэтому не столь важно, что иконы преподобного Алипия недоступны для наших современников. Первый русский изог­раф известен как человек высочайшей духовности, как иеро­монах, цель жизни которого — молитва за людей.

В Киево-Печерском патерике приводится описание следу­ющего события:

«Некто из богатых киевлян был прокаженным. И много лечился он у волхвов и у врачей, и у иноверных людей искал помощи и не получил, но лишь сильнее разболелся. И один из его друзей уговорил его пойти в Печерский монастырь и упро­сить кого-нибудь из отцов, да помолятся о нем. Когда привели его в монастырь, игумен повелел напоить его из колодца свято­го Феодосия и помочить ему голову и лицо. И вдруг покрылся он весь гноем за неверие свое, так что все стали избегать его из-за исходящего от него смрада. Он же возвратился в дом свой плача и сетуя и не выходил оттуда много дней, стыдясь смрада. И говорил он друзьям своим: «Покрыл стыд лицо мое. Чужим стал я для братьев моих и незнакомым для сынов матери моей, потому что без веры пришел к святым Антонию и Феодосию». И каждый день ожидал он смерти.

Наконец, со временем, образумился он, размыслил о своих согрешениях и, придя к преподобному Алимпию, покаялся ему. Блаженный же сказал ему: «Чадо, хорошо сделал, испо­ведав богу грехи свои пред моим не достоинством, ведь пророк Давид сказал: «Исповедаюсь в преступлениях моих пред гос­подом, и он простит нечестие сердца моего». И много поучив его о спасении души, взял преподобный вапницу и разноцвет­ными красками, которыми писал иконы, раскрасил лицо боль­ного и гнойные струпья замазал, придав прокаженному прежний вид и благообразие. Потом привел его в божественную церковь Печерскую, дал ему причаститься святых тайн, и велел ему умыться водой, которой умываются священники, и тотчас спали с него струпья, и он исцелился.

…Все удивились такому скорому исцелению. Преподобный же Алимпий сказал им: «Братья! внимайте сказавшему: «Не может раб служить двум господам». Вот этот прежде служил врагу, пытаясь исцелиться чарованием, а потом пришел к Богу, не веря в душе о спасении своем, и сильнее проказа напала на него за его неверие. «Просите,— сказал Господь, — и не просто просите, но с верою просите, и получите». Когда же он покаялся перед Богом, поставив меня свидетелем, тот, скорый на милость, его исцелил». И отошел исцелившийся в дом свой, славя Бога и родившую его Пречистую Матерь, и преподоб­ных отцов наших, Антония и Феодосия, и блаженного Алимпия. Это нам новый Елисей, который Неемана Сириянина от проказы исцелил».

Имя иконописца Алипия для нас является полулегендар­ным. Имя же преподобного Алипия Киевопечерского уже несколько столетий ежегодно почитается 30 августа (17 ав­густа по старому стилю) в церковном календаре, и Церковь в этот день возносит преподобному молитвы, прося его хода­тайства за ныне живущих перед Богом.

С. Алексеев. Иконописцы Святой Руси. Духовные основы древнерусского иконописания. Книга для чтения в семьее и школе. Ладан Троицкая школа. Санкт-Петербург 2008 



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...

[2] — По воле случая (на даче пересох колодец), мне посчастливилось познакомиться с ребятами из компании «Чистая вода». За оперативную и качественную помощь захотелось выразить им свою благодарность, написав этот обзор. подробнее...

[3] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[4]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...