Мысли на каждый день года. 26 ноября

logo
Мысли на каждый день года. 26 ноября



Святитель Иоанн Златоуст

26 ноября (13 ноября ст. ст.) 

Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского.

Похвала святому Иоанну Златоустому

«Люблю я старопечатную книгу — Цветную Триодь,— люблю за то, что в ней обретается святителю Иоанну Златоустому похвала, нарицающая его Христовыми и Павловыми устами таким образом: Христовы уста — Павловы уста; Павловы уста — Златоустовы уста; Златоустовы ус­та — Христовы и Павловы уста. Если уста святителя Иоанна — Христо­вы уста, то поистине златые уста, ибо Сам Христос духовно есть зла­тая глава, как говорится о Нем в Песни Песней: …глава его-златая гла­ва; голова его-чистое золото… [1] И говорится так во изъявление Божией премудрости, устроившей наше спасение, искупившей нас не тленным златом, но честною Кровию Агнца непорочна и пречиста Христа… [2] А как злато в мире сем все превозмогает, так в мире премирном — премуд­рость Божия. Посему святитель Иоанн как проповедник сей премуд­рости Божией, как уста той златой Главы поистине и сам есть златой,— поистине есть Златоустый.

А что святитель Иоанн Златоустый точно есть уста Христовы, это видно из того, что сказано у пророка Иеремии: …аще изведеши чест­ное от недостойнаго, яко уста Моя будеши…— глаголет Господь Вседержи­тель. [3] То есть «если ты грешного сделаешь праведным, то будешь Мо­ими устами. Поелику же святой Иоанн Златоустый — проповедник покаяния — многих грешников своею златою проповедью обратил к покаянию, из недостойных соделал честными да и доселе своими богодухновенными писаниями то же творит, то поистине он есть уста Христовы. Уста Христовы одним словом воскрешали мертвых по те­лу и душе, и проповедающий слово Божие, научающий покаянию ес­ли не воскрешает тела, то воскрешает души, умершие во грехах. Но обратить грешника словом учения к покаянию есть большее чудо, не­жели просто воскресить мертвого, ибо в воскресении мертвеца вос­стает плоть и опять умирает, в воскресении же грешника восстает ду­ша и живет вовеки. Воскресил Господь многих телесно, и они опять умерли, воскресил душу в Павле, и какие изумительные силы [4] сотво­рил Павел учением своим? А так как святой Иоанн Златоустый, подобно апостолу Павлу, многие души воскресил от смерти греховной и доныне воскрешает писаниями своими, то он есть Христовы уста, а вместе и Павловы уста. Итак, Златоустовы уста — Христовы и Пав­ловы уста.

Святой апостол Павел говорил от уст Христовых и сам соделался устами Христовыми; святой Златоуст говорил от уст Павловых и сам соделался устами Павловыми — Павловыми и вместе Христовы­ми. Павел струю Божественной премудрости и учения почерпал от Христа, Златоуст — от обоих, от Христа и от Павла. Итак, Златоусто­вы уста — Христовы и Павловы уста.

О, златослове, златоглаголиве, Златоусте Иоанне! Златыми тво­ими усты, купно с Павловыми усты, рцы молебное слово о нас к зла­той нашей Главе, ко Главе Церкви — Христу, да и нас Божественными Своими усты помянет в Царствии Своем и да речет к нам: «Приидите ко Мне, благословеннии!». Аминь».

Так восхваляет святого Иоанна Златоуста российский Златоуст — святитель Димитрий Ростовский.

Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М: 2012. С. 356-357 



ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Ср.: Песн. 5. 11.

[2] 1 Пет. 1, 19.

[3] Иер. 15, 19.

[4] То есть знамения. чудеса 



День за днем. Каждый день – подарок Божий  

Ищи Царствия Божия

Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный  (Мф. 5, 48).

Быть совершенным значит искать в жизни прежде всего Царствия Божия и правды его. Так дейст­вовать и мыслить, чтобы Царствие Божие внутри нас могло свободно расти и развиваться, чтобы не коснулось нас растлевающее дуновение порока и греха. Вот к чему прежде всего должна стремиться душа наша: не к богатству, не к славе, не к выгоде, не к удовольствию, а к подражанию Отцу нашему Небесному.

«Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться… потому что всего этого ищут язычники» (Мф. 6, 25, 32). Вот чем мы, дети Божии, отличаемся от прочих. Мы сыны Божии, следовательно, граждане иного, небесного города, имеющего прочное основание. Мы помыш­ляем «о горнем, а не о земном» (Кол. 3, 2), — цель и стремление жизни нашей изменились вполне.

«Наше же жительство на небесах» (Флп. 3,20), мы подданные небесной обители, подчинены ее законам, вправе обладать ее преимуществами, мы не только живем обещанием будущих благ, но и теперь уже свободные члены Небесного Царства. Как таковые, мы высоко держим знамя Царя нашего и отдаем на служение Ему все наше усердие, всю нашу любовь.

В Царстве Отца нашего заключается для нас вся слава, которой ищут другие в жизни земной. Если бы мы искали прежде всего правды Его и подчиня­ли бы все Его закону, как возросла бы вера в Него вокруг нас! Вера в будущую жизнь стала бы доступ­нее, если бы все наши дела и мысли возносились к тому Небесному Царству.

Итак, святость заключается в совершенном здра­вии души. В чем же состоит совершенное здравие? В стяжании Духа Святаго.

Христос жизнь наша (Флп. 1,21) — Его мы долж­ны принять всецело и найти в Нем прощение, избав­ление, победу.

Христос жизнь наша. Им должно быть проник­нуто все, чем мы живем. Вот в чем святость и совер­шенство.

Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013.  

Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю 

День двадцать шестой

Все Ангелы — наши благотворители. Они непрестанно молятся Всевышнему о нашем спасении. Они почитают себя нашими братьями, видя в сердце Небесного Отца нашего беспредельную любовь к нам и убеждаясь, что вместе с ними Господь и нам уготовил место в Царствии Своем.

Хотя и не все они посылаются для охранения нас, однако мы можем молить всех их о ниспослании нам благословений Божиих. И сам Серафим будет внимателен к смиренной молитве твоей, и сам Херувим готов ходатайствовать за тебя перед Господом. Посему ты можешь надеяться на заступление всех их.

Зная, что ты должен жить целую вечность в этом обществе, поспеши начать беседу с ними. Для сего перенесись мыслями в Небесную обитель, познай величие твоего блаженства; вслушивайся в восхитительные песни ангельские!

Тогда сердце твое воспламенится желанием небесного блаженства, и ты будешь неотступно просить Ангелов вывести тебя из земной темницы.

Не без причины Господь дал тебе знать имена трех верховных Своих Ангелов: Гавриила, Рафаила и Михаила.

Он хотел показать тебе, как молиться им, испрашивая себе помощь.

Гавриил значит «сила Божия». Прося его, мы уподобляемся дитяти, которое прячется за щитом могучего витязя.

Притом сколь многочисленны страдания твои! Телесным и душевным немощам твоим нет числа. Обратись же с молитвою к Рафаилу: он — врачевание Божие против всех зол и утешение против всех скорбей души твоей. А Михаил есть вождь Небесного воинства. Как многозначительно имя его! Оно значит «кто, яко Бог». Знамением и силою этих слов он поразил Денницу.

Напиши их на своем знамени — и ты победишь им врагов своих. Когда страсти увлекут тебя на зло, когда обольстят тебя порочные удовольствия, когда станет соблазнять тебя мир, воскликни с Архангелом: «Кто, яко Бог?», — и возноси к Господу молитвенные чувства твоего сердца:

Господи Боже наш, устроивший дивный чин служения Ангелов, благоволи, по Твоей безмерной благости, ниспослать нам Ангелов-хранителей в сей юдоли страданий и бедствий, да под покровом их не коснется нас враг, ищущий погубить души наши!


Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004 

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Подарки в Сергиевом Посаде и районе
Все материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки. подробнее...

[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...