Годовой круг евангельских чтений. Суббота 23-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач.36. (8,16-21). О добродетели.

logo
Годовой круг евангельских чтений. Суббота 23-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач.36. (8,16-21). О добродетели.

Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, чтo не сделалось бы явным, ни сокровенного, чтo не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и тo, чтo он думает иметь. И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его. (Лк. 8. 16-21)

Как идущий со светильником светит тем, которые вместе с ним, так светит и добродетель, которая всегда носит с собою славу [1]. Глас добродетели громче гласа трубы, и жизнь чистая светлее самого солнца. Если мы будем иметь все добродетели, если будем кроткими, смиренными, милостивыми, чистыми, миротворцами, не будем отвечать на оскорбления, а напротив, принимать их даже с радостью, то мы всех, взирающих на нас, привлечем этим не менее, чем чудесами [2]. Если ты особенно желаешь того, чтобы люди видели твои добродетели, то скрой их ныне, чтобы все с большею честью увидели их тогда, когда Бог сделает их явными, откроет и возвестит пред всеми [3]. Добродетель имеет и главу, и члены, благолепнейшие всякого стройного и красивого тела. Что такое, спросишь, голова добродетели? Смиренномудрие. Она не имеет ни волос, ни кудрей, но так прекрасна, что привлекает Самого Бога. Глава эта вместо волос и косы приносит жертвы … благоприятные Богу: она золотой жертвенник и духовный алтарь. Она — матерь премудрости, кто ее име­ет, тот и все прочее иметь будет … Если хочешь видеть и глаза добродетели, то посмотри: они тщательно очерчены скромностью и целомудрием. От того-то они так прекрасны и проницательны, что видят Самого Господа. Уста же добро­детели суть премудрость, разум и знание духовных песнопений. Сердце ее есть глубокое ведение Писаний, соблюдение истинных догматов, человеколюбие и добродушие. И как без сердца невозможно жить, так без исчисленного теперь невозможно спастись. Отсюда рождается все доброе. У добродетели есть также свои руки и ноги — явление добрых дел. Есть у нее и душа — благочестие. Есть у нее золотая и тверже адаманта грудь — мужество. Легче все одолеть, чем со­крушить эту грудь. Наконец, дух, пребывающий в мозгу и сердце, — любовь [4]. Поскольку награда добродетели — стать богом, озариться честней­шим светом, созерцаемым в Троичной Единице, от Которой имеем теперь едва несколько лучей, то к сему шествуй, в сем преуспевай, окрыляйся мыслию, емлися за Вечную Жизнь (1Тим.6,12). Ни на чем не останавливай своих надежд, пока не достигнешь вожделенной и блаженной вершины [5]. О добродете­ли же дознаем мы от апостола, что у нее один предел совершенства — не иметь самого предела [6]. Одно только утвердившееся в нас рачение о доброде­тели есть нечто постоянное. Ибо кто преуспел в чем-либо высоком, например, в целомудрии или в скромности, или в благочестии, или в другом каком из воз­вышенных евангельских учений, тот при каждом преуспеянии имеет не мимо­летное и не неустойчивое, но непоколебимое, во все продолжение жизни пре­бывающее и продолжающееся веселие [7]. Кто возжелал добродетели, тот добро делает своим приобретением, в себе видя то, чего возжелал. Посему, бла­жен взалкавший целомудрия, ибо исполнится чистоты. А насыщение ею не про­изводит ее отвращение, но усиление желания, и насыщение и желание взаимно возрастают в равной одно с другим степени. Ибо за вожделением добродетели следует приобретение вожделеваемого, и приобретенное благо приносит в ду­шу непрекращающееся веселие. Таково свойство сего блага, что не в настоящем только, но на все части времени доставляет действительное веселие, потому что преуспевшего увеселяет и воспоминание о жизни, проведенной правильно, и сама жизнь в настоящем, когда проводится добродетельно, и ожидает воздая­ния, которое не в ином чем полагаю, как в той же опять добродетели, так как она есть дело преуспевающего и делается наградою преспеяния [8]. В под­линном смысле, блажен тот благоразумный и самый добросовестный купец, кто ищет добродетели, ходит за нею и рачительно разведывает, что такое доброде­тель, чтобы чрез нее приблизиться к Богу и мысленно сопребывать с Ним: ибо вот в собственном смысле благоразумие, мужество, мудрость, неложное знание, неотъемлемое богатство —деятельною добродетелью возноситься к созерца­нию Сотворшаго [9]. Ничего не почитай по достоинству равным доброде­тели, потому что она — образ Божий, как Сам Бог, непреложна [10]. Богат­ство добродетели так велико, настолько приятнее, настолько вожделеннее, что обладающие им никогда не захотят взять вместо него и всю землю [11]. До­бродетель … есть достояние Божественное, Богоугодное, блаженное, бессмерт­ное, непрепобеждаемое забвением, ибо славна у людей и приснопамятна у Бо­га … [12]. Никто не сподобится небесного торжества, не отличаясь призна­ками добродетели [13].

Сокровищница духовной мудрости. Выписки из творений святых отцов в соответствии с годовым кругом евангельских чтений. Издательство «Русь». Москва 2002

ПРИМЕЧАНИЯ

[1]Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 2, Ч. 1, изд.2. СПб. 1899 или Ч. 2, изд.1. СПб. 1896

[2] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 7. С.П.Д.А., 1901

[3] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 7. С.П.Д.А., 1901

[4] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 7. С.П.Д.А., 1901

[5] Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 6, изд.4. Т.С.Л. 1901

[6] Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского, епископа. Ч. 1, М., 1861

[7] Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского, епископа. Ч. 2. М, 1861

[8] Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского, епископа. Ч. 2. М, 1861

[9] Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ч. 3, изд.5. Т.С.Л. 1912

[10] Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского, Ч. 2. М., 1858

[11] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 1, изд.2. С.П.Д.А., 1898

[12] Творения святого Исидора Пелусиота (Письма) Ч. 3. М., 1860

[13] Творения святого Исидора Пелусиота (Письма) Ч. 3. М., 1860

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *