Годовой круг евангельских чтений. Понедельник 24-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач.59. (11,29-33) О покаянии

logo
Годовой круг евангельских чтений. Понедельник 24-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач.59. (11,29-33) О покаянии

Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян, та’к будет и Сын Человеческий для рода сего. Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы. Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет. 

Лк. (11, 29-33)

Никто столько не благ и не милосерд, как Господь, но некающимся и Он не прощает [1]. Согрешили мы, возлюбленные! Покаемся, потому что Господь приемлет покаяние истинно кающихся [2]. Приступая к Нему, приступай не с лицемерием, не с двоедушием, но с чистою совестью. Прежде, нежели ска­жешь что-нибудь важное или неважное, Он предвидит, о чем будешь говорить. И прежде, нежели отверзешь уста свои, наперед знает, что у тебя в сердце. Не колеблись, не скрывай своего недуга. Врач не жесток, но сострадателен … [3]. О, как велика в покаянии сила, — оно умилостивляет Бога, изрекшего уже приговор. С кротостью приступает к Нему, напоминает воззреть на свою благодать и делает, что приговор переменяется в отпущение. О, как велика си­ла покаяния, — оно склоняет Бога отменить нерадение, когда грех овладел уже человеческим родом. Покаяние сретает ангелов гнева и преодолевает их, чтобы не наводили пагубы; удерживает мечи, удерживает серпы, чтоб не пожинали рода человеческого. Ангелы-мстители, видя его, приходят в изумление, и покая­ние говорит им: «Под защиту свою беру преступников закона, ручаюсь за род человеческий, даю Владыке обеспечение за людей. Для чего пришли вы пере­менять мои условия? Имею определенный срок. У меня заключен с Богом дого­вор, когда представить Ему необратившихся. Для чего пришли вы противиться правам моим? Могу призвать вас на суд. У меня есть много свидетелей, кото­рые убедят Владыку моего. Есть у меня доказательства, по которым могу полу­чить отсрочку для представления человечества Богу». И так отводит оно ангелов Богу, начинает ходатайствовать за человечество и в защиту говорит: «Знаешь, Владыко, созданного Тобою человека, знаешь, что сотворен он из пер­сти, что естество его слабо, что крепость его удобосокрушима: если (отнять у него сон) — не останется в живых; если не поест — в опасности его жизнь. Зи­мою цепенеет, летом опаляется от зноя, вечером не видит, ночью не смеет хо­дить, если походит — изнемогает, если остается в бездействии — кружится у него голова, если сидит — ему скучно, если станет говорить — утомляется, если принуждать — ему трудно, если постоит — приходит в изнеможение. И Ты, Владыко, хочешь, чтобы такая немощь скоро восторжествовала над грехом?! Много у человека помыслов, непостоянных дум в душе, сомнительных действий, неправильных дел; видимое ему препятствует, сокровенное поражает неожиданностью, стоять против козней он не готов, к отражению того, что трево­жит его, скуден умом; против злоумышляющих немощен душою; заботлив в по­печении о теле, многопопечителен в пропитании жены и детей. И Ты, Владыко, хочешь, чтобы такое естество скоро восторжествовало над грехом?! Что же, о Владыко, в силах он сделать против диавола? Велика сила у змия, обольщение его глубоко; грех по причине его приятности распространяется широко; стра­сти, посредством вкушения, делаются близкими по телу; грех тревожит плоть похотью; повреждение преоборает душу суетною славою, лукавство увлекает к себе ум. Что же в состоянии сделать сей жалкий против такого множества про­тивников? Помилуй, Владыко, пощади Свое создание, умилосердись к брению, которое восхотел Ты прославить; удержи угрозу, останови скорее наказание, ос­танови смертный приговор для меня, покаяния. Я — ходатаица за человечест­во, беру его на свою ответственность и постараюсь привести к Тебе, сколько дозволит это природа (человеческая)». И, видя покаяние, Бог уступил желанию, склонился на прошение, согласился всегда иметь снисхождение к человеческо­му роду, определил, чтобы покаяние предводительствовало немощным естест­вом, и дал ему власть над немощью человеческою; определил срок суда и пове­лел покаянию не преступать своих пределов в день суда; не изъявлять желания продолжать власть свою, а скорее стать обвинителем, что человек пренебрегал стольким терпением, не просить милости, чтоб срок был отложен, но с негодо­ванием приступить к отмщению. И покаяние соглашается на эти повеления, и стремительность ангелов превращает в спокойствие. Бог прекратил угрозы, и ниневитяне спасены. Покаяние исходатайствовало, и город возвратил себе бла­годенствие. Под городом разумеется вся вселенная и под ниневитянами все че­ловечество. Пощада Ниневии распространилась на всех. Христос воскрес и че­ловечеству благовествуется воскресение. Определение Божие от одного про­стирается на весь род [4]. Проповедует покаяние оставление грехов, но не терпит, чтобы пренебрегали им. С обращающимися оно неразлучно, но отвра­щается от пребывающих во грехе [5]. Кто же смежит вежды свои пред зер­цалом Писания и при таком множестве покаявшихся не приложит врачевства этого к язвам своим? Не будь сегодня кающимся, а наутро грешником, и один день — в числе грешников, а другой — в числе кающихся [6]. В подвиге покаяния да увидит тебя наступивший конец, в святом ратоборстве да застигнет тебя смерть [7]. Страшный райский Херувим, стерегущий вход в рай, поз­воляет тебе идти туда, кающийся, — новый наследник рая [8]. Ударяйте в дверь Милосердного, непрестанно стойте при пороге Его, приближайтесь к Не­му с упованием и даст вам оставление грехов [9]. Пока не пришла смерть, пока не заключены двери, не отнята возможность войти, пока не напал на все­ленную ужас, пока не померк свет, не померкло сознание, проси, грешник, ще­дрот у Господа [10]. Место покаянию — в этом преходящем мире, а в том непреходящем мире не будут приняты ни молитвы, ни слезы [11].

Блаженная Феодора рассказывала: «Одна девица знатного рода, разжег­шись блудной похотью, пала с одним юношей. Через несколько дней, осознав свое падение, раскаялась, тайно покинула город и пришла к моей бедности про­сить келлию. Заключившись в ней, она предалась строгой жизни: пищу вкуша­ла через два дня и никогда не видела человеческого лица. Прожив таким обра­зом 20 лет, она в мире отошла ко Господу» . [12]

Источник: Сокровищница духовной мудрости. Выписки из творений святых отцов в соответствии с годовым кругом евангельских чтений. Издательство «Русь». Москва 2002

ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Преподобного Марка нравственно-подвижнические слова. Изд.2, Сергиев Посад, 1911

[2] Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ч. 1, изд.З. М., 1881

[3] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 2, Ч. 1, изд.2. СПб. 1899 или Ч. 2, изд.1. СПб. 1896

[4] Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ч. 3, изд.5. Т.С.Л. 1912

[5] Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ч. 3, изд.5. Т.С.Л. 1912

[6] Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ч. 4, изд.4. Т.С.Л. 1900

[7] Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ч. 4, изд.4. Т.С.Л. 1900

[8] Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ч. 4, изд.4. Т.С.Л. 1900

[9] Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ч. 4, изд.4. Т.С.Л. 1900

[10] Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ч. 4, изд.4. Т.С.Л. 1900

[11] Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ч. 4, изд.4. Т.С.Л. 1900

[12] Материкон. М., 1908

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...