Библейское времясчисление

logo
Библейское времясчисление

Для более полного уяснения многих событий Библейской истории необходимо некоторое знакомство с библейским времясчислением.

Евреи считали день от одного заката солнца до другого, и такой счет принят в Библии, как это видно из определения протяженности субботнего дня: «от вечера до вечера празднуй­те субботу вашу» (Лев. 23:32). Такой счет доселе сохраняется в церковном уставе и в богослужебных книгах Православной церкви. Для обозначения суток, т.е. 24 часов времени, не было особого слова, и в этом случае употреблялось выражение вечер и утро, как это видно из самой истории сотворения мира (Быт. 1:5). День, в собственном смысле этого слова, разделял­ся на три части — вечер, утро и полдень (Пс. 54:18), которые, в свою очередь, делились еще на более мелкие части. Вечеров собственно различалось два, из которых один был при самом начале захождения солнца, а другой при окончании его, и по­зднейшие иудейские секты немало спорили между собой каса­тельно точного различения этого подразделения вечера. Разделе­ния на часы древние иудеи не знали и самое слово шаа — «час» впервые встречается у пророка Даниила, и притом скорее в смысле вообще краткого времени, чем часа в собственном смысле этого слова (см. напр. Дан. 5:5). Только уже после Рож­дества Христова у иудеев вошло в употребление разделение дня на двенадцать часов, считавшихся от восхода солнца до заката, но и это разделение не имело особенной точности, так как ча­сы или удлинялись, или уменьшались в своем протяжении, смо­тря по долготе или краткости дней в летние или зимние меся­цы года. — До плена вавилонского иудеи делили ночь на три стража (Пс. 62:7; 89:5); первая стража продолжалась от зака­та солнца до 10 ч. ночи (Плач. 2:19), средняя от 10 до 2 ч. но­чи (Суд. 7:19) и третья или утренняя стража до восхода солн­ца (Исх. 14:24). После завоевания Палестины римлянами у иу­деев вошел в употребление римский обычай разделять ночь на четыре стражи.

Семь дней или суток составляли неделю (Быт. 29:27, 28). Седьмой день посвящался Господу — в память покоя Творца по окончании творения мира, откуда и дано ему название суббо­та, т.е. покой (Быт. 2:2; Исх. 20:11). Отдельные дни не име­ли особых названий, и обозначались просто числами: первый, второй день и так далее, начиная от субботы (Марк. 16:2; Лук. 24:1; Иоан. 20:1). Иудеи-эллинисты называли пятницу днем приготовления, так как этот день они посвящали приготовле­нию к празднованию субботы. Суббота имела весьма большое значение в общественной жизни иудеев и строго соблюдалась до позднейшего времени.

Как закатом и восходом солнца определялись дни, так движением луны определялись месяцы (Сирах. 43:6—8). Месяцы были совершенно лунные, и так как вращение луны вокруг зем­ли совершается в 29 с половиной дней, то и месяцы у евреев попеременно были в 29 и 30 дней, причем первые назывались «недостаточными» и последние — «полными». Сначала они не имели особых названий и различались лишь по числовому обо­значению их — первый, второй месяц и т.д. (Быт. 7:11; 8:4—5), но с течением времени вошли и особые названия, хо­тя в Пятокнижии такое название носит только один месяц Авив, т.е. месяц новых колосьев, сделавшийся началом священ­ного года и получивший впоследствии название Нисана (Исх. 12:2; 23:15); Второз. 16:1). Во время вавилонского плена иудеи усвоили халдейские названия для месяцев, которые и вошли в окончательное употребление. Вот эти названия в последователь­ном порядке месяцев священного года, с обозначением соответ­ствующих месяцев по нашему календарю:

1) Нисан, древний Авив (Неем. 2:1), в 30 дней, соответ­ствует марту.

2) Зиф (3 Цар. 6:1), месяц цветов, в 29 дней, соответст­вует апрелю.

3) Сиван (Варух. 1:8), в 30 дней, соответствует маю.

4) Таммуз, в 29 дней, соответствует июню.

5) Аб, в 30 дней, соответствует июлю.

6) Елул (Неем. 6:15), в 29 дней, соответствует августу.

7) Тисри или Афаним (3 Цар. 8:2), в 30 дней, соответст­вует сентябрю.

8) Бул (3 Цар. 6:38), месяц дождей, называемый также Мархесван, в 29 дней, соответствует октябрю.

9) Хаслев (Зах. 7:1), в 30 дней, соответствует ноябрю.

10) Тебеф (Есф. 2:16), в 29 дней, соответствует декабрю.

И) Шеват (Зах. 1:7), в 30 дней, соответствует январю.

12) Адар (Есф. 3:7), в 29 дней, соответствует февралю.

Число месяцев было обыкновенно двенадцать (3 Цар. 4:7;

1 Пар. 27:1—15); но чрез каждые три года, чтобы уравнять лун­ный год с солнечным (против которого он на 11 дней короче),

иудеи прибавляли к двенадцати обычным месяцам еще один месяц — тринадцатый, который назывался Веадар, т.е. допол­нительный Адар; он полагался между Адаром и Нисаном и со­стоял из 29 дней.

По временам года месяцы распадались на шесть отдельных групп, которыми обозначались периоды различных земледельче­ских работ, и они шли в следующем порядке:

I. Время посева: Тисри — последняя половина, Мархесван и Хаслев первая половина (ранние дожди).

II. Время произрастания: Хаслев последняя половина, Тебеф и Шеват первая половина.

III. Холодное время: Шеват последняя половина, Адар и Нисан первая половина (поздние дожди).

IV. Время жатвы: Нисан последняя половина, Зиф и Сиван первая половина (весеннее равноденствие, созревание яч­меня и Пасха; в Сиване созревание пшеницы, Пятидесятница).

V. Лето: Сиван последняя половина, Таммуз и Аб первая половина.

VI. Знойное время: Аб последняя половина, Елул и Тисри первая половина (в последнем собирание плодов).

Таким образом, в общем шесть месяцев, начиная с по­следней половины Тисри до половины Нисана, проходили в обработке земли, а остальные в жатве и собирании плодов. При этом нужно заметить, что указанное выше соответствие с нашими месяцами имеет лишь приблизительную верность, так как большею частью иудейские месяцы как лунные в точ­ности не совпадали с нашими — солнечными. Поэтому Нисан напр. нужно полагать где-нибудь между мартом и апре­лем, и так далее.

Что касается года, то у иудеев различалось два Года — свя­щенный и гражданский. Священный год начинался с месяца Нисана. Он установлен был с исхода израильтян из Египта и получил особенное значение в смысле такого года, по которому распределялись все великие праздники и священные торжества, имевшие связь с событием освобождения и законодательства. В обыденной же жизни оставался в употреблении обычный год гражданский, начинавшийся с месяца Тисри — сентября, так как по иудейскому преданию мир сотворен был осенью.

А.П. Лопухин. Библейская история Ветхого Завета. Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев 2004



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *