Годовой круг евангельских чтений. Пятница 24-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач.63. (12,2-12). О промысле Божием, воле Его и смерти человеческой.

logo
Годовой круг евангельских чтений. Пятница 24-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач.63. (12,2-12). О промысле Божием, воле Его и смерти человеческой.
Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. Посему, что́ вы сказали в темноте, то́ услышится во свете; и что́ говорили на ухо внутри дома, то́ будет провозглашено на кровлях. Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь. Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц. Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими. И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, ка́к или что́ отвечать, или что́ говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что́ должно говорить.

Лк. (12. 2-12)

… Мы непоколебимо должны быть уверены, что в мире вовсе ничего не бывает без Бога, но что все происходит или по Его воле, или по Его попущению, именно: все доброе совершается по Его воле и с Его содействием, противное же у бывает только по Его попущению, когда покровительство Божие, оставляя нас за нечистоту и ожесточение сердца, попускает тиранствовать над нами диаволу или бесчестным плотским страстям [1]. Все встречающееся с тобою принимай за благо, зная, что ничего не бывает без Бога [2]. … мы должны быть убеждены в одном только, что Бог все посылает для нашей пользы, а самого способа не исследовать и не роптать, и не унывать, когда не знаем его [3]. Должно все предоставить Создателю естества нашего и принимать с веселием и радостью великою все, что ни определит Он; и смотреть не на то, чем кажутся нам происшествия, а на то, что угодно Богу. Он лучше нас знает, что нам полезно: знает и то, как устроить наше спасение [4]. Бог ничего не делает без цели и как случится, хотя сам ты и не постигаешь тайны Премудрости [5]. Когда мы увидим расстройство и замешательство в делах, не будем обвинять Бога и думать, что течение настоящей жизни не предусмотрено; истинное расстройство и замешательство не в течении дел, а в находящемся в таком состоянии помысле: для него не будет никакой пользы от благоустройства в делах , хотя бы он пользовался величайшим благоустройством, пока он не уничтожит расстройства и замешательства … в нем самом … око нашего ума, пока будет здраво, хотя бы увидело по видимому неустройство, будет видеть прекрасный порядок, а если будет повреждено, то хотя бы ты возвел его на самое небо, и там найдет великое неустройство и замешательство [6]. Когда действует сила Божия, да не имеет места вопрос: как? Ибо хотя многое и бывало и бывает выше естества и последовательности помыслов, однако же нет ничего выше Бога, зиждущего все удобное и сверх ожидания [7]. Так всегда Господь творит и устрояет и каждое событие так направляет, что верно служащие Ему как светила а просиявают, и добродетель их делается известною повсюду [8]. Всякая добрая и боголюбивая душа, как скоро по разрешении от сопряженного с нею тела освободится отсюда, приходит в состояние чувствовать и созерцать ожидающие ее блага, а по очищении или по отложении … того, что ее омрачало, услаждается чудным каким-то услаждением, веселится и радостно шествует к своему Владыке, потому что избегла здешней жизни как несносного узилища и свергла с себя лежавшие на ней оковы, которыми крылья ума влеклись долу. Тогда она в видении как бы уже пожинает уготованное ей блаженство [9]. Когда отходят от тела души праведных, тогда лики Ангелов приемлют души их в собственную свою область, в чистый век, и таким образом приводят их ко Господу. Но если душа в этой жизни подчинялась и повиновалась демонам и была их рабою, то удерживается ими и в их остается власти, когда отходит от мира [10]. Какой же плач приличен тебе, душа, которую умертвил губительный змей, Божий образ запечатлев горькою смертью? Плачь, плачь, окаянная, это одно для тебя полезно. Покину дружеские и веселые пиры, покину великую славу красноречия и благородство крови, покину дома с высокими кровлями и все земное счастье, покину даже сладостный солнечный свет, самое небо и блистательные звезды, которыми оно увенчано. Все это оставлю тем, которые будут после меня, а сам с повязкой на голове, как мертвец и бездыханный, взгляну на одр?… а там камень и под ним неумирающее тление; впрочем, не от этого смущает мое сердце, трепещу единственно правдивых Божиих весов [11]. Худое плавание, конечно, уже вижу и казнь за ненавистный грех, вижу мрачный тартар, пламень огненный, глубокую ночь и позор обличенных дел, которые теперь сокрыты [12]. Добрые же в день отшествия не чувствуют страха, ни болезни, злые трепещут смерти, зная, что ожидает их суд [13]. Смерть — упокоение святым, которые изнуряли себя трудами и подвигами, прилежно изучая Писание Святого Духа, пребывали в бдении, посте и молитве [14]. В день смерти радуются только праведные, которые в напутствие себе приобрели дела праведные и имеют брачные одежды [15]. … истинно достойны слез те, которые еще боятся смерти, которые не веруют воскресению [16]. Смерть для любомудрствующих беспечальна, потому что тому, кто презирает богатства, удовольствия роскошь (ради которых многие желают жить), легко переносить и переселение отсюда [17]. Христианин! Ты воин и непрестанно стоишь в строю, а воин, который боится смерти, никогда не сделает ничего доблестного [18].

Один благочестивый старец жил с учеником своим близ обители аввы Феодосия. И вот старец умер, ученик его, совершив молитву, похоронил его. Прошло несколько дней, ученик этот спустился с горы и, встретив трудящегося на поле человека, позвал его идти с ним. Взошли на гору. Отшельник указал на землю попросил копать могилу. Когда могила была готова, отшельник спустился в нее и отдал душу Богу. Так умирают люди, которые жизнь свою посвятили служению Богу [19].

Сокровищница духовной мудрости. Выписки из творений святых отцов в соответствии с годовым кругом евангельских чтений. Издательство «Русь». Москва 2002

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана, Римлянина. Изд.2. М., 1892

[2] Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ч. 2, изд.З. М., 1881

[3] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 1, изд.2. С.П.Д.А., 1898

[4] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 4. С.П.Д.А., 1896

[5] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 9. С.П.Д.А., 1903

[6] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 12. С.П.Д.А., 1906

[7] Творения святого Исидора Пелусиота (Письма) Ч. 3. М., 1860

[8] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 4. С.П.Д.А., 1896

[9] Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 1. М. 1843

[10] Преподобного отца нашего Макария Египетского. Духовные беседы, послания и слова. Изд.4. Т.С.Л. 1904

[11] Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 5. М., 1847

[12] Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 2. М., 1844

[13] Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ч. 4, изд.4. Т.С.Л. 1900

[14] Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ч. 4, изд.4. Т.С.Л. 1900

[15] Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ч. 4, изд.4. Т.С.Л. 1900

[16] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 1, изд.2. С.П.Д.А., 1898

[17] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 1, изд.2. С.П.Д.А., 1898

[18] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 2, Ч. 1, изд.2. СПб. 1899 или Ч. 2, изд.1. СПб. 1896

[19] Луг духовный. Иоанн Мосх. Т.С.Л. 1915

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Все последние происшествия и криминальные сводки Сергиево-Посадского округа.
Дорожные происшествия, пожары, криминал, чрезвычайные происшествия, криминальный бизнес и финансовые преступления.

Смотрите также: дорожные происшествия, аварии, видео с регистраторов, убийства, пожары, обрушения, проституция, наркотики.
подробнее...