Троицкие листки № 177. Прежде сам прости

logo
Троицкие листки № 177. Прежде сам прости
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим


Раскроем, братие, Священное Евангелие, и с должным благоговением выслушаем одну из притчей Господа нашего Иисуса Христа. Слушайте — Господь говорит: «Царство небесное подобно царю, который захотел со­считаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять ты­сяч талантов (несколько миллионов рублей). А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал, и, кла­няясь ему, говорил: — Государь! Потерпи на мне, и все тебе за­плачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его, и долг простил ему. Раб же тот, вышедши, нашел одного из товари­щей своих, который должен был ему сто динариев (каких-нибудь двадцать рублей), и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его, и гово­рил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, ви­дев происшедшее, очень огорчились, и, пришедши, рассказали го­сударю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: — Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища сво­его, как и я помиловал тебя? И разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от серд­ца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18; 23-35).

«Так поступит с вами»… это значит: суд без милости не сотворшему милости (Иак. 2; 13), и блажени милостиви, яко тии помило­ваны будут! (Мф. 5; 7). Таков закон правды Божией: просишь про­щения? Прежде сам прости. Ищешь помилования? — Прежде сам помилуй. Без этого нет тебе пощады, нет прощенья, нет помило­вания. Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный, аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф. 6; 14, 15). Отпущайте и отпустят вам… тою бо мерою, еюже мерите, возмерится вам (Лк. 6; 36, 38)!

Раскроем теперь другую книгу — великую книгу житий свя­тых Божиих. Вот какой рассказ читаем мы в житии святителя Иоан­на Милостивого: был в Александрии один вельможа, который, несмотря на все увещания угодника Божия, не хотел и слышать о примирении со своим врагом. Раз святитель пригласил его в свою домовую церковь на Божественную литургию. Вельможа пришел. В церкви никого не было из богомольцев, сам патриарх служил, а на клиросе был только один певец, которому вельможа и стал по­могать в пении. Когда они начали петь молитву Господню: Отче наш, запел ее и святитель; но на словах: хлеб наш насущный даждъ нам днесь — святой Иоанн вдруг замолчал сам и остановил пев­ца, так что вельможа один пропел слова молитвы: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим… Тут святи­тель обращается к непримиримому вельможе и с кротким упре­ком говорит: «Смотри, сын мой: в какой страшный час и что го­воришь ты Богу: остави мне, как и я оставляю… Правду ли ты говоришь? Оставляешь ли?…» Эти слова так поразили вельможу, что он, весь в слезах, бросился к ногам архипастыря и восклик­нул: «Все, что ни повелишь, владыко, все исполнит раб твой!» И исполнил: он в тот же день помирился со своим врагом и от всего сердца простил ему все обиды.

Раскроем, наконец, возлюбленные, сокровенную книгу нашей совести и поищем в ней ответа на тот же вопрос: оставляем ли? Братии мои! Ведь и мы каждый день и притом не раз повторяем те же слова молитвы Господней; и мы просим Отца Небесного: ос­тави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим… Но — правду ли мы говорим? Оставляем ли? А если не оставляем, не прощаем, то уж не думаем ли мы обмануть Господа Бога, когда говорим Ему: прости нам, как и мы прощаем другим?.. Ведь ка­жется: страшно бы и подумать об этом, друзья мои, и однако же на деле выходит так… Все говорят: остави, якоже и мы оставля­ем,,..; но все ли оставляют? Все ли прощают своим врагам? О, если бы мы побольше думали о том, что скажет Господь непрощаю­щим в ответ на их дерзновенную молитву!… А скажет Он вот что: как вы смеете просить, чтобы Я исполнил Свое обещание, когда вы сами не исполняете того, что Я заповедал? Что Я обещал? От­пустить долги ваши. А что заповедал? Чтобы и вы отпущали дол­жникам своим. Но как можно сказать, что вы исполняете это, ког­да не любите врагов ваших?…

Что же делать нам, братие? — вопрошаю и я грешный вместе с блаженным Августином. Если уж мы не любим врагов своих, то не лучше ли совсем не произносить этих слов молитвы Господней: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим? Но если не будем этого говорить, рассуждает святитель, то грехи наши на нас же останутся; и если будем говорить, но не будем де­лать, тоже не отпустятся… Остается одно: и говорить, и делать, чтоб грехи отпущены были! — Итак, отпусти, убеждает блажен­ный святитель: отпусти своему врагу все, в чем он согрешил перед тобою, — отпусти; ведь он — родной тебе человек: оба вы из зем­ли сотворены и от Господа воодушевлены; Бог — Отец наш, Цер­ковь — Мать, стало быть, все мы братья. Но ты скажешь, может быть: он лицемерно просит у меня прощения, он притворяется, обманывает. О судия сердца чужого! Скажи мне помышления отца твоего, скажи твои собственные вчерашние помышления. Умоля­ет, просит прощения — отпусти, совсем отпусти. Если не отпус­тишь, не ему повредишь, а себе. Не отпустишь ты — раб рабу, так он пойдет к Господу — своему и твоему — и скажет Ему: Влады- ко мой! Просил я товарища своего, чтоб он опустил мне; не хотел отпустить. Ты отпусти! И Он всеконечно отпустит. Таким обра­зом тот отойдет от Господа своего разрешенным, а ты останешься связанным. Как связанным? Придет время молитвы, наступит ми­нута, когда ты скажешь: остави нам долги наша, якоже и мы ос­тавляем должником нашим; и Господь ответит тебе: рабе лукавый, весь долг он отпустих тебе, понеже умолил Мя ecu: не подобаше ли


и тебе помиловати клеврета твоего, якоже и Аз тя помиловах? (Мф. 18; 32, 33). Из Евангелия эти слова, а не из моего сердца. Но если ты, умолен будучи, простишь просящему прощения, то смело уже можешь говорить молитву ту. Хоть ты не силен еще любить врага своего, но молитву ту можешь говорить: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. А там, Бог даст, ты и полюбишь врага твоего истинною нелицемерною любовью, и будешь молиться и за него так же, как и за себя само­го. Святого Стефана побивали камнями, а он и под ударами кам­ней, преклонив колена, молился, говоря: Господи, не постави им греха сего (Деян. 7; 60). Те камни пускали в него, — не прощения просили, а он молился о них. Таковым быть желаю тебе. Подни­мись немного. Что всегда долу — по земле влачишь сердце свое? Слышишь: горе имеим сердца? Поднимись же, полюби врага!»… «Когда полюбишь врага, — рассуждает другой святитель, Гри­горий Нисский, — то с дерзновением будешь говорить Отцу Небесному: «Отче наш! Что сделал я, то сделай и Ты, я отпустил грехи, не взыскивай с меня и Ты. Я порадовал должника своего, порадуй и Ты; не делай, чтобы твой должник был грустнее мое­го! Пусть оба они равно благодарят оказавших им милость! Ма­лое человеколюбие оказал я, потому что большего не вмещает природа моя, а Ты сколько ни пожелаешь — все можешь, ибо ни благости, ни всемогуществу Твоему нет конца!…» О, если бы и нас грешных сподобил Господь говорить Ему с чистою совес­тью и святым дерзновением те слова, коим Сам же Он, Господь наш, научил нас в молитве Своей: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим! Но, друзья мои, разве это не в нашей власти? Разве мы не можем простить, забыть, совсем вы­кинуть из сердца и памяти всякое братнее противу нас погрешение? А чтобы легче было подавить в себе злопамятство, будем помнить грозное слово Апостола и Евангелиста Иоанна Бого­слова: всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть (Ин. 3; 15). Да, братие мои: ненавистник то же, что убийца — имеяйуши слышати да слышит!… Аминь.



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *