Преподобный Иоанн Дамаскин
Святой великомученицы Варвары и преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина.
В Священном Писании мы читаем о двух грешниках, которые оба покаялись в своих грехах и исповедали оные пред Богом,— это Саул и Давид, но не оба получили прощение от Бога. Говорил Саул: Согреших, яко преступив слово Господне... [1] Говорил и Давид: Согреших ко Господу моему [2]. Но Давид получил прощение и спасен; а Саул не удостоился прощения и погиб во гневе Господнем. Почему же это? Разве неправильно судил Господь, когда одного исповедавшегося Ему грешника помиловал, а другого отверг? Нет. Праведен Господь во всех делах Своих [3]. Виновен в том сам же непрощенный грешник, то есть Саул: на словах он исповедал грех свой, но не показал истинного покаяния и исправления, хотя и имел на сие довольно времени. А Давид по исповедании греха своего сколько потрудился в покаянии! Каждую ночь омывал он ложе свое слезами, вставал с полуночи, вкушал пепел, яко хлеб, и питие свое растворял плачем, изнемогал от поста, изнурял тело свое и смирял пред Господом во вретище, с главою, посыпанною пеплом; и ради сих-то трудов покаяния не только получил прощение греха своего, но и стал возлюбленным избранником Божиим. А Саул, который устами только поведал грех свой, а в покаянии не потрудился, остался навеки непрощенным.
Итак, никто не надейся очиститься от грехов своих великих одной только исповедью и кратковременным сердечным сокрушением, без трудов и подвигов, свойственных истинному покаянию, если, имея время исправить свою жизнь, поленится исполнить сие делом. Лучше будем подражать Давиду, который говорит: …беззакониемое аз возвещу и попекуся о гресемоем [4]. Видите, он не довольствуется одним только исповеданием беззакония своего, но заботится и о том, как бы загладить его: исповедаю, говорит, грех мой и потружусь загладить его; ибо что пользы раскрыть рану, а необходимого пластыря к ней не приложить? Какая польза в том, чтобы исповедать грехи, а потом трудов покаяния не понести за них и не исправить своей жизни? Очистив совесть истинным покаянием, устремимся к сретению Жениха душ и сердец наших, грядущего родитися от Девы в вертепе, ради нашего спасения.
Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М: 2012. – С. 400-401
Примечания:
[1] 1 Цар. 15, 24.
[2] 2 Цар. 12, 13.
[3] Ср.: Пс. 144, 13.
[4] Пс. 37, 19.
Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013. С. 453-455
Кто посеял в труде, тот пожинает в радости. Напротив, если в сердце порочного человека остается еще хотя одна искра веры, он не может не чувствовать жестоких угрызений совести. Прошедшее представляет уму его одни горькие воспоминания, настоящее быстро улетает от него и передает его безнадежному будущему. Он чувствует, что гнев Божий тяготеет на главе его.
Как блажен человек добродетельный, покоящийся в уповании на Бога и покровительствуемый Ангелом-хранителем на всех путях его!
Некая благоразумная мать, имевшая одну только дочь, любила ее со всею нежностью. По вечерам, во время прощания с нею, она говорила ей так: «Скажи мне, дитя мое, что ты делала сегодня? Молилась ли ты Спасителю, Его Пречистой Матери и твоему Ангелу? Докажи мне, что ныне ты стала добрее, чем вчера, тогда я почту себя более счастливою и стану более любить тебя.
Если ты согрешила, сознайся в вине своей, и мы станем вместе молить Бога, чтобы Он простил тебе грех твой. Я не могу быть ни одной минуты спокойна, думая, что ты прогневила Бога и не получила прощения от Него».
Благочестивая дочь, невинная, как Ангел ее, рассказывала своей матери, что она думала, что делала и как молилась. Мать давала ей советы, как еще лучше вести себя в следующий день, как предупреждать или исправлять свои погрешности, как усовершенствовать себя в той или другой добродетели. Какую святую жизнь вела эта счастливая дочь! Всякий день глаза матери наполнялись слезами радости, когда она смотрела на нее.
Веруй мне, веруй, друг мой, внушает Ангел-хранитель, что я не менее люблю тебя, чем и эта нежная мать любила свое дитя, и что святость твоей жизни и добрые дела твои радуют мое сердце; напротив, бесплодно протекающие дни твои и грехи приводят меня в трепет.
Каждый вечер станем подражать двум путешественникам, которые, готовясь отдохнуть, приводят себе на ум и тот путь, который совершили, и тот, который еще предстоит им совершить. Станем вместе разбирать все сегодняшние дела твои! Избери меня судьею, и я уверяю тебя, что в страшный день Суда ты не будешь осужден. Если в течение дня дела твои были добры, мы разделим радость нашу вместе перед лицом Господа, и я доставлю мир душе твоей.
Если же грех проник в твое сердце, я не стану делать тебе бесполезных упреков, но мы вместе прибегнем к милосердию Божию, будем просить прощения, и спокойствие опять возвратится душе твоей и будет плодом твоего раскаяния.
Таким образом переменятся мало-помалу твои порочные наклонности и худые привычки. Мы очистим твою жизнь от всего, что бесславит ее, и утвердим тебя в добродетели. Если ты послушаешь меня, я дам тебе совет, как избегать сетей врага, в которые ты уловлен, как противиться искушению, прельстившему твое сердце, как выполнить долг, который кажется тебе трудным.
Так ты примешь нужные предосторожности для следующего дня, а я эти благочестивые мысли постараюсь сохранить в душе твоей во время ночного твоего покоя. Когда ты будешь погружен в глубокий сон, приму тебя под покров свой и отдалю от тебя порочные мечты и козни демона, никогда не дремлющего в своей злобе; ты пробудишься в объятиях твоего Ангела. День, оконченный таким образом, сделается началом дня последующего, исполненного Божиих благословений; ибо одним днем приготовляется другой, который за ним следует. Хорошие привычки укореняются, и то, что сначала казалось трудным, делается со временем легким и даже приятным.
О, сколь мудры и утешительны слова твои, святой Ангел мой! С какой радостью я готов последовать внушениям твоим! Каждый день буду отдавать тебе отчет в житии моем, о моих делах; и худых, и добрых.
Вместе с тобою я стану судить себя. Судя сам себя, я могу обмануться, могу совратиться с пути истинного; но ты. Ангел Небесный, будешь судить меня по правде и по милосердию. Ты откроешь мне мою неправду и тайные козни духа темного; ты научишь меня, что я должен делать, и поможешь мне исполнить мой долг с усердием и ревностью.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь) подробнее...
[2] — Подарки в Сергиевом Посаде и районе
Все материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки. подробнее...
[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...