Алтарь святого Сергия. Владимиро-Суздальская епархия

logo
В знаменитой пятитомной «Истории Российской с самых древнейших времен…» В.Н. Татищев (1686-1750), ссылаясь на источники (к сожалению, не сохранившиеся до наших дней), пишет, что в 982 году князь Владимир «иде в поле и, покорив землю польскую, град утвердил». С тех пор земли Северо-Восточной Руси (Залесье) вошли в состав древнего Русского государства. А через шесть лет, в 988 году, великий киевский князь Владимир «сажает» двух своих сыновей в залесских городах: Борис княжит в граде Ростове, а Глеб — в Муроме.


Алтарь святого Сергия. Владимиро-Суздальская епархия


Троицкий собор Стефано-Махрищенского монастыря. По рис. XX века.

Название «Залесье» — южного происхождения, оно подразумевало всё то, что находилось «за лесом» по отношению к киевским и черниговским землям. А «лес» — это труднопроходимые Брянские (или «дебрянские», от слова «дебри») леса. За «дебрями» — благодатные земли Волго-Окского междуречья: леса изобиловали пушным зверем, в реках и озерах — бесчисленное количество рыбы, заливные луга вдоль речных пойм прекрасно подходили для разведения скота.
Результаты археологических раскопок курганных могильников, валов, поселений и жилых домов и проведенные исследования ученых позволяют сделать вывод, что на этих богатых землях первые поселения появились на рубеже нашей эры, и принадлежали они местному финно-угорскому населению. Славянские переселенцы пришли сюда в X веке. Это были новгородские словены, кривичи и вятичи, принесшие свой уклад жизни и свою племенную религию.
Алтарь святого Сергия. Владимиро-Суздальская епархия


Святой равноапостольный князь Владимир с сыновьями мучениками Борисом и Глебом. Икона XV в.

Алтарь святого Сергия. Владимиро-Суздальская епархия


Сребреник великого Киевского князя Владимира.

На лицевой стороне — портрет великого князя, на оборотной — лик Спасителя. Одесский музей нумизматики. 
Небольшая река Рпень, левый приток Клязьмы, была почитаемой местными жителями: ведь на ее берегу находилась Ярилина роща — священное место, где местные язычники-славяне поклонялись своим богам. В долине реки Рпень, там, где в нее впадает речка Почайна, произошло крещение местного населения. Это подтверждают захоронения 90-х годов девятого столетия совершенные в этой местности уже по христианским традициям. Позже (в XII веке) на месте крещения был основан Феодоровский монастырь, исчезнувший в XVIII веке.
Митрополит Иларион писал, что «святой равноапостольный князь Владимир заповедовал по всей земле своей креститься во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, чтобы открыто и громогласно славилось во всех городах имя Святой Троицы и все были христианами: малые и великие, рабы и свободные, юные и старые, бояре и простые, богатые и убогие. И ни один человек не противился его благочестивому повелению; крестились, если кто и не по любви, то из страха к повелевшему, так как благоверие в нем соединено было со властию. И в одно время вся земля наша стала славить Христа со Отцом и Святым Духом… Он обратил от заблуждения идолопоклонства не одного человека, не десять городов, но всю область свою».
С крещением и христианизацией северо-восточных земель Руси связано основание в 990 году великим князем Владимиром на высоких берегах реки Клязьмы города, который назвали и освятили по его имени — Владимиром. Об этом есть запись в летописи от 990 года: «…пришед из Киева (князь Владимир) в Словенскую землю, и постави град во свое имя Володимер, и постави церковь деревяну святую Богородицу съборную, и спом осыпа, и люди крести, и наместники посади, и прииде в Киев».
Первыми поселенцами Владимира стали выходцы из Киевской Руси, на себе испытавшие, что такое набеги ордынцев. На них возлагал большую надежду великий князь, они поддерживали его начинания и объединение всех земель в единое древнерусское государство, способное защитить свой народ.
«Правящая элита» древних Ростова и Мурома без особого энтузиазма передавала свои привилегии великому князю и всячески противилась его «реформам».
Будущее показало, что для города Владимира князь очень удачно выбрал место расположения: на высоком берегу Клязьмы, в живописном природном окружении. Его силуэт очень напоминал древний Киев. Доминантой города стал построенный по указанию князя Владимира великолепный собор Успения Божией Матери. Его срубили из огромных дубов, и величественный храм, покрытый тесом, удивляя всех своим величием, простоит почти двести лет; только в середине XII века его мощные деревянные стены заменят белокаменными.
Алтарь святого Сергия. Владимиро-Суздальская епархия


Беседа великого князя Владимира с греческим философом о христианстве.

Фрагмент Радзивилловской летописи. XV в
Вокруг Владимира несли свои воды многочисленные реки; среди них были Лыбедь, Рпень, Почайна и, конечно же, Клязьма. «Дороги прямоезжей» из Киева в Залесье до XII века, по-видимому, не было, и полноводные спокойные реки в те годы были единственными «транспортными магистралями», соединяющими поселения и связывавшими столицу Руси с Залесьем. Главный торговый путь проходил по Клязьме на восток, к Волжской Болгарии и всем землям Поволжья. В западные пределы можно было попасть, поднимаясь к истокам Оки. На северо-запад водный путь по Клязьме через реку Нерль приводил к озеру Неро у Ростова Великого, а дальше по верхнему течению Волги и многочисленным притокам шел к Великому Новгороду и Ладоге.
Алтарь святого Сергия. Владимиро-Суздальская епархия


Великий князь Киевский Владимир Святославович.

Гравюра И.И. Матюшина по рисунку Ф.Г. Солнцева. 1889 г.

Алтарь святого Сергия. Владимиро-Суздальская епархия


Вид города Владимира от Москвы с приезда к северо-западу.

Одно из ранних подробных изображений города. 1769 г.
Основателем Владимиро-Суздальской епархии стал святитель Феодор, «родом грек». Из летописи мы узнаем, что в 991 году «прием Феодор паству словесных овец в Суждальской стране, и видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, святи семя Слова Божия, идольские капища разрушая, храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряше бо народи богоугодное житие его и кроткий нрав, и слыша Боговдохновенное учение его, понемногу удивляшеся, обращахуся в веру Христову и приимаху Святое Крещение».
При епископе Феодоре на Владимиро-Суздальской земле начинается массовое строительство храмов и создаются монастыри центры благочестия и просвещения.
Князь Владимир Мономах в 1108 году возводит вокруг Владимира новые мощные крепостные стены. Продолжил градостроительные работы его внук князь Андрей Боголюбский; он открыто заявил: «Хошу бо сей град обновити митрополъею: до будет сей град великое княжение и глава всем».
Алтарь святого Сергия. Владимиро-Суздальская епархия


Великий князь Владимир Мономах. Фрагмент памятника 1000-летию России в Великом Новгороде.
В середине XII века Владимир-на-Клязьме становится важнейшим торговым экономическим и культурным центром Руси, и благоверный князь Андрей Боголюбский, воплощая замысел, переносит сюда свою столицу. И выбрал он именно этот город не по собственной прихоти. По пути в Ростов, куда князь держал путь, было ему явление Пресвятой Богородицы, которая указала, что Ее икона, переносимая Андреем из Киева, должна находиться во Владимире. В 1158 году князь Андрей Боголюбский для великой русской святыни — Владимирской иконы Божией Матери — начинает строить кафедральный Успенским собор, вмещавший две тысячи человек, как главный собор Владимирской епископии и как оплот независимой от Киева митрополии. Для его строительства «Бог привел мастеров из всех земель» — так сообщает летописец. На стенах Успенского собора впервые появилась белокаменная резьба древнерусских храмов.
Алтарь святого Сергия. Владимиро-Суздальская епархия


И.Я. Билибин. Великий князь Андрей Боголюбский
Алтарь святого Сергия. Владимиро-Суздальская епархия


В.М. Васнецов Великий князь Андрей Боголюбский. Эскиз.
Алтарь святого Сергия. Владимиро-Суздальская епархия


Апостолы Петр и Павел и святые мужи. Успенский собор. 1408 г.


Алтарь святого Сергия. Владимиро-Суздальская епархия


Лев. Одна из архитектурных деталей Успенского собора
Восхищенный летописец пишет: «Князь Андрей украсил ее различными изделиями из золота и серебра, он устроил трое позлащенных дверей, украсил храм драгоценными каменьями и жемчугом и всякими удивительными узорочьями; он осветил церковь многими серебряными и золотыми паникадилами, а амвон устроил из золота и серебра. Богослужебные золотые сосуды, рипиды и прочая утварь, украшенные драгоценным камнями и жемчугом, были многочисленны. Три больших Иерусалима были сделаны из чистого золота и многоценных камней».
Особенно поражало современников сочетание красоты архитектуры с изысканностью убранства.
Алтарь святого Сергия. Владимиро-Суздальская епархия


Остатки древних капителей Успенского собора
Алтарь святого Сергия. Владимиро-Суздальская епархия


Музей воинской доблести во Владимире. Решающий штурм Владимира войском хана Батыя в 1238 г. Диорама

С тех пор управляющие церковной областью в основном проживали во Владимире-на-Клязьме.
На протяжении последующих веков собор во Владимире несколько раз приходилось заново расписывать после пожаров. В 1408 году восстанавливали живопись легендарные мастера преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный «со товарищи».
Златоглавый Успенский собор, выполненный в лучших традициях древнерусского зодчества, стал в XV веке образцом при строительстве одноименного храма в Московском Кремле.
Князь Андрей Боголюбский, стремясь поднять престиж Владимирских земель, в 1160 году попытался основать самостоятельную, независимую от Киева Владимирскую митрополию во главе с Феодором (Феодорцем), но патриарх Лука Хрисоверг в Константинополе, пользуясь властью, не допустил этого.
Алтарь святого Сергия. Владимиро-Суздальская епархия


«И надумали все посадить его на столе отца его в Ростове и в Суздале, потому что любим был всеми тот князь Андрей Боголюбский

за премногую его добродетель, которую имел к Богу и ко всем людям, и многие вещи и дела, памяти достойные, сотворил, и церкви украсил,

и дал [им] многие богатства и имения». Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI в.
Золотые ворота Владимира, построенные в XII веке, — крепостная башня, но в то же время они выполняли роль парадного въезда в самую богатую княжеско-боярскую часть города, то есть это была триумфальная арка с главкой надвратного храма. Они напоминали Золотые ворота Царьграда (Константинополя). Князь Андрей Боголюбский стремился поднять значение новой столицы и показывал ее равноправие с самим «восточным Римом» Царь- градом. Интересно, что городские ворота, обращенные к Клязьме, назывались Волжскими — через них можно было попасть на древнейший торговый путь Восточной Европы по Волге.
Официально самостоятельная епархия с центром в Суздале учреждена в 1214 году при правлении владимирского князя Георгия (Юрия) Всеволодовича. Тогда епархию выделили из состава Ростовской епархии. Первым епископом новой Суздальской и Владимирской епархии стал Симон (+ 1226), до этого служивший игуменом в Киеве и ставший известным благодаря написанным им восьми рассказов о печерских иноках, которые положили начало Киево-Печерскому патерику — «сборнику жизнеописаний святых угодников Божиих».
При епископе Симоне епархия с 1215 года стала называться Владимирская и Суздальская. Тогда во Владимиро-Суздальском княжестве насчитывалось 23 обители. Самые известные и богатые монастыри находились в главных городах — Суздале и Владимире, а наиболее знаменитым среди всех монастырей на Руси был Рождественский во Владимире.
С 1227 года епархию называли Суздальская, Владимирская и Переславль-Залесская.
В 1238 году при епископе Митрофане стольный Владимир был взят приступом войсками хана Батыя. Город был разграблен, многие защитники погибли или были уведены в полон. Епископ Митрофан и великокняжеская семья заживо были сожжены в стенах Успенского собора: татары обложили собор дровами и всем, что горело, и подожгли.
В 1243 году земли южной Руси подверглись жесточайшему нашествию татаро-монгольских орд, истреблению населения, разграблению поселений.
В последующие годы митрополиты Киевские и всея Руси довольно часто бывали во Владимире и подолгу задерживались в городе. Другие священнослужители с юго- восточных земель охотно переселялись в залесские пределы.
Трудно переоценить роль владимирского князя Александра Невского в его стремлении укрепить израненную Русь. Он правил в 1252-1263 годы и предотвратил новое татаро-монгольское нашествие на Русь, получив в Орде ярлык на Владимирское княжение; своей умной политикой ослаблял тяготы ига.
В 1328 году такой ярлык на великое княжение получил Иван Калита, он именовался владимирским князем, а правил из Москвы; через четыре года присоединил Владимир к Московскому княжеству. Хотя по сути еще до 1432 года главным городом на Руси оставался Владимир.
Национальный герой русской земли князь Александр Невский, разгромивший шведских и немецких рыцарей, обезопасивший западные границы Руси от экспансии католических орденов, последние годы своей жизни провел во Владимире и был похоронен с почестями в древнем Рождественском соборе. Большинство членов его семьи похоронены во владимирских храмах: в Успенском соборе погребен его отец Ярослав Всеволодович, в соборе Княгинина монастыря — первая жена князя Александра, вторая супруга Васса и дочь Евдокия.
Алтарь святого Сергия. Владимиро-Суздальская епархия


Апостолы и святые мужи. Успенский собор. 1408 г.


Алтарь святого Сергия. Владимиро-Суздальская епархия


Великий князь Александр Невский.

Фрагмент памятника 1000-летию России в Великом Новгороде

В 1723 году по указу императора Петра I останки Александра Невского, пребывавшие в храме Владимира, перенесли в Александро-Невскую Лавру Петербурга.
Через десять лет после смерти князя Александра Невского произошло событие, сыгравшее историческую роль в объединении княжеств на Руси. В 1274 году во Владимире собирается Поместный собор Русской Церкви, на нем утверждается Владимирская, Суздальская и Нижегородская епархия с кафедральным городом Владимиром.
Ее территория включает: Владимирское Великое княжество, княжества Городецкое, Костромское, Московское, Переславское, Стародубское, Суздальское с Нижним Новгородом и Юрьевское.
Епископом Владимира стал архимандрит Киево-Печерского монастыря Серапион.
На протяжении следующего периода Залесская Русь, земли между Волгой и Окой стали местом сохранения общерусских ценностей, религиозного и культурного наследия и формирования великорусской народности. Владимир-на-Клязьме стал важнейшим связующим звеном между Древней Киевской Русью и Русью Московской и сыграл важнейшую роль в истории становления русского государства.
Наконец, в 1299 году митрополит Киевский святитель Максим переселился во Владимир-на-Клязьме «на постоянное место жительства».
В тот год Владимирская епархия была упразднена в связи с тем, что она составила новую митрополичью область. Владимирские архиереи в те годы не назначались. При этом Муромские земли перешли под управление рязанских епископов. Так продолжалось четверть века, пока святитель Петр в 1325 году не перенес митрополичью кафедру в молодую, бурно развивающуюся Москву. 
Алтарь святого Сергия. Владимиро-Суздальская епархия


Святитель Симон — Владимиро-Суздальский епископ.

Гравюра из Киево-Печерского патерика
Тогда он оставил Владимир под своим управлением, а на большей части Владимирской кафедры возникла самостоятельная Суздальская епархия.
В 1352-1354 году Владимирская епархия существовала в виде наместничества (викариатства).
В декабре 1352 года, незадолго до своей кончины, митрополит Феогност возвел митрополита-наместника в городе Владимире Алексия в сан епископа. Митрополит Феогност в Алексии видел своего приемника, с ним был согласен и князь Семеон. В 1354 году в Константинополе патриарх Филофей издал грамоту о назначении «Русским митрополитом» Алексия. Тогда же было подтверждено перенесение резиденции русских митрополитов из Киева во Владимир (но именовался Алексий традиционно «митрополит Киевский и всея Руси»).
Алтарь святого Сергия. Владимиро-Суздальская епархия


Икона святого благоверного князя Александра Невского. 1691 г.

Алтарь святого Сергия. Владимиро-Суздальская епархия


Митрополит Петр. Фрагмент иконы Симона Ушакова

«Древо Государства Московского»
Все последующие годы, столетия древняя Владимирская епархия входила в состав Московской, и только 16 июля 1744 года была выделена самостоятельная Владимирская и Яропольская епархия.
В 1764 году она стала Владимирской и Муромской, а с 1788 года, объединившись с Суздальской епархией, — Суздальской и Владимирской. Кафедральным городом стал Суздаль.
Так продолжалось до административной реформы императора Павла I в 1798 году, архиерейская кафедра переносится во Владимир, а со следующего, 1799 года епархия вновь обрела название Владимирская и Суздальская.
Алтарь святого Сергия. Владимиро-Суздальская епархия


Архиерейский лом во Владимире. Литография 1880 г.

24 марта 1916 года было утверждено Суздальское викариатство Владимирской епархии, и архиепископ Алексий получил титул Владимирского и Шуйского. Такое положение сохранялось до 1922 года, а в 1923 году вернулось историческое название епархии — Владимирская и Суздальская.
С 1922 по 1936 год существовала одноименная обновленческая епархия и с 1925 года — григорианская.
В настоящее время границы епархии совпадают с границами Владимирской области. Кафедральный город — Владимир, кафедральный собор — Успенский. С 11 ноября 1990 года правящий архиерей — Евлогий (Смирнов), архиепископ Владимирский и Суздальский.
По состоянию на июль 2011 года в епархии 303 прихода, 530 храмов (включая монастырские и домовые), часовен 103, монастырей 30 (14 мужских и 16 женских).
Алтарь святого Сергия. Владимиро-Суздальская епархия


Фрагменты карты Владимирской губернии с «показанием почтовых и больших презжих дорого,

станций и расстояние между оными верст». Соч. и грав. полк. Пядышев. 1822 г.

Монастыри мужские:
  • Богородице-Рождественский епархиальный, г. Владимир.
  • Свято-Боголюбский Алексиевский, г. Владимир.
  • Спасо-Преображенский, г. Муром.
  • Свято-Лукианова пустынь, Александровский район, дер. Лукьянцево.
  • Свято-Смоленская Зосимова пустынь, Александровский район, ст. Арсаки.
  • Свято-Благовещенский, г. Муром.
  • Свято-Троице-Никольский, г. Гороховец.
  • Свято-Васильевский, г. Суздаль.
  • Свято-Успенский Космин, Юрьев-Польский район, сел. Небылое.
  • Богоявленский, пос. Мстера, окр. Вязники.
  • Свято-Введенский Никоновский, г. Юрьев-Польский.
  • Свято-Михаило-Архангельский, г. Юрьев-Польский.
  • Свято-Александровский, г. Суздаль. Свято-Введенский, Владимирская область, г. Вязники.
Монастыри женские:
  • Свято-Знаменский женский, г. Ковров.
  • Свято-Троицкий Новодевичий, г. Муром.
  • Свято-Успенский Княгинин, г. Владимир. Свято-Покровский, г. Суздаль. 
  • Свято-Успенский, г. Александров. 
  • Свято-Введенская Островская пустынь, г. Покров.
  • Юрьев-Польский Свято-Никольский, Юрьев-Польский район, сел. Новое.
  • Свято-Благовещенский, г. Киржач. Свято-Боголюбский, Суздальский район, пос. Боголюбове.
  • Свято-Ризоположенский, г. Суздаль. Свято-Никольский Волосовский, Собинский район, сел. Волосово.
  • Свято-Знаменский, г. Гороховец.
  • Свято-Воскресенский, г. Муром.
  • Свято-Благовещенский, г. Вязники.
  • Скорбященский, Киржачский район, дер. Хмелево.
  • Сретенский, г. Гороховец.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...

[2]Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...

[3]Стены Лавры
Все церкви и здания окружаются каменною стеною, с девятью башнями и четырьмя воротами; стена в окружности имеет более версты; вышиною в 4 сажени, а с южной и западной стороны по местам до... подробнее...

[4] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[5]Васнецов Виктор Михайлович
Родился в с. Лопьял Вятской губернии (ныне Кировская область). Брат А. М. Васнецова. Учился в Петербурге в Обществе поощрения художеств (1867) и в Академии художеств (1868–1874). Живописец, график,... подробнее...

[6] — В состав Сергиево-Посадского муниципального района входи 6 городских поселений (Сергиев Посад, Хотьково, Пересвет, Скоропусковский, Богородское, Краснозаводск) и 6 сельских поселений (Березняковское, Васильевское, Лозовское, Реммаш, Селковское, Шеметовское). подробнее...

[7]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...

[8] — Для иногородних посетителей сайта, желающих перебраться поближе к Сергиеву Посаду, а так-же сергиевопосадцам желающим улучшить свои жилищные условия, предлагаем актуальный список новостроек города и Сергиево-Посадского района. Здесь вы найдете как сданные жилые объекты, так и строящиеся новостройки на разных этапах строительства. подробнее...

[9] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...