Троице-Сергиев монастырь в эпоху Петра I
Расширение и экономическое развитие Русского государства в середине и второй половине XVII в. подготовили почву для важнейших преобразований, осуществленных позднее. XVIII век известен в истории как время больших и важных реформ Петра I, и начало этого столетия носит название «Петровской эпохи».
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
После смерти царя Алексея Михайловича (t 1676) на престол вступил его старший сын Феодор. Царь Феодор Алексеевич был очень слабого здоровья и через шесть лет преставился, не оставив после себя детей. По праву царский венец должен был перейти к старшему царевичу Иоанну, но и он был очень болезненный мальчик, даже с ограниченными умственными способностями. Младший же царевич Петр, наоборот, поражал всех бойким умом и цветущим здоровьем. И когда Патриарх Иоаким обратился к Земскому собору с вопросом, кому из царевичей быть на царстве, то со значительным перевесом голосов царем был провозглашен Петр Алексеевич. После такого решения Святейший Патриарх благословил Петра на царство. [1]
Правление Петра началось в обстановке жестокой борьбы между двумя придворными группировками: бояр Милославских родственников первой жены царя Алексея Михайловича, и Нарышкиных, родственников его второй жены Наталии Кирилловны, от брака с которой родился Петр. С избранием Петра на царство правительницей государства на время его малолетства стала его мать, и партия Нарышкиных возглавила Московское правительство. Милославские и царевна Софья Алексеевна, единокровная сестра Петра, отстранялись от государственных дел. Но Софья не примирилась с неудачей, она с необычайной энергией принялась поправлять свое положение, преодолевая встречавшиеся на пути препятствия и жестоко расправляясь с противниками. В борьбе за власть Милославские использовали стрельцов.
В мае 1682 г. Милославским при помощи начальника стрелецкого приказа удалось поднять восстание стрельцов. Партия Нарышкиных была разгромлена. Наряду с Петром Алексеевичем царем провозгласили и венчали на царство Иоанна Алексеевича. Новое правительство возглавила старшая сестра двух юных царей царевна Софья и ее приближенный князь В. В. Голицын. [2] Но Софья получила только внешние признаки власти, так как фактически власть оказалась в руках князя И. Хованского, возглавлявшего стрельцов. Как точно подметил отечественный историк, «Софья и Милославский посредством стрельцов овладели правлением, а Хованский перешел им дорогу, овладел стрельцами, привязал их к себе и готов был употребить эту силу против правительницы». [3]
«Приезд Петра I в Троице-Сергиеву обитель 8 августа 1689 года.»
Клавдий Лебедев
Летом появились слухи, что Хованский с помощью стрельцов намерен низложить обоих царей с правительницей и занять их место. Поняв опасность своего положения, Софья с братьями в августе выехала из Москвы в Троице-Сергиев монастырь. По окрестным уездам были посланы грамоты с предписанием помещикам и дворянам немедленно явиться к государям. Недовольные своеволием стрельцов, распоряжавшихся престолом и откровенно угрожавших им, дворяне в большом числе охотно явились к Троице. [4] «Троицкий монастырь был переведен на военное положение, как во время знаменитой осады его поляками: везде были расставлены караулы, из бойниц стен выглянули дула орудий. Монастырь стал центром, к которому стягивалась служилая рать». [5] Около двух месяцев находились здесь под защитой мощных стен представители царствующей фамилии. Стрельцов усмирили, а их главаря Хованского вместе с сыном казнили в монастырском селе Воздвиженском.
По окончании нестроений царский двор возвратился в столицу. Но царица Наталия Нарышкина, удаленная от дел правления, с сыном Петром проживала не в Кремле, а в селе Преображенском. Здесь она, по выражению современника, князя Б. И. Куракина, «жила тем, что давано было ей от рук царевны Софьи», и вынуждена была принимать помощь от Патриарха и руководства Троицкого монастыря. [6] Петр тем временем, находясь в Преображенском, пополнял свое домашнее образование изучением прикладных наук. Здесь он сблизился с иностранцами. Царь с детства увлекался военными играми, и созданные им потешные отряды постепенно превратились в первые регулярные полки петровской армии. Вместе с Нарышкиными юный Петр относился к Софье враждебно, и не только из-за устранения от власти, но и по другим причинам. Власть Софьи для него олицетворяла старый мир с его придворными интригами, насилием стрельцов и невежеством.
В 1688 г. начались разговоры о переходе власти к Петру, которому шел уже семнадцатый год. Когда в январе 1689 г. Петр женился, то положение Софьи как правительницы государства стало неуместным: ей предстояло удалиться. Софья прекрасно понимала это и всеми мерами старалась упрочить свое положение. В августе 1689 г. она предприняла попытку через своего сторонника начальника стрелецкого приказа Ф. Л. Шакловитого поднять против Петра стрельцов. 7 августа в Кремле было собрано несколько сот войска. Но среди стрельцов были и сторонники царя Петра, которые предупредили его об опасности. Испуганный царь бежал из Преображенского в Троице-Сергиев монастырь — на рассвете 8 августа Петр, сильно уставший, приехал к Троице. «Только что успел войти в комнату (келию архимандрита. — А.Л.), как бросился на постель и, заливаясь слезами, рассказал о своей беде прибежавшему архимандриту Викентию и просил у него защиты». [7]
Таким образом, Троице-Сергиев монастырь снова оказался в центре исторических событий. Сюда вскоре прибыли верные Петру потешные Преображенский и Семеновский полки и стрелецкий Сухарев полк. Затем в короткое время сюда же собрались все сторонники Петра, в том числе и Патриарх Иоаким. Царевна Софья теряла своих союзников. Даже получавшие жалование от казны служилые иноземцы во главе с генералом Гордоном перешли на сторону молодого царя. «Все внимание в эти дни было приковано к Троицкому монастырю, где, как бы расправляя могучие плечи и пробуя свою силу, Петр I начинал решительные действия по единоличному управлению огромной страной, чтобы вывести ее в ряд могущественных империй». [8]
Все средства и усилия, которые прилагала Софья для примирения с братом, не имели успеха. Она поняла, что дело ее проиграно, и должна была уступить. Шакловитый после допроса 12 сентября был казнен, князь В. В. Голицын сослан. Троевластие кончилось. «Третье зазорное лицо», как называл Петр Софью в письме, направленном из Троицкого монастыря брату Иоанну, [9] поместили под арест в московский Новодевичий монастырь. [10] В этой быстрой и бескровной победе Петра многие его сторонники усматривали благодатную помощь Преподобного Сергия Радонежского.
Главной задачей своего правления Петр I считал добиться выхода России к морским рубежам. С этой целью были предприняты в 1695 и 1696 гг. два Азовских похода, которые завершились Разгромом турок и взятием крепости Азов. Вернувшись с победой 30 сентября 1696 г., царь после торжественной встречи в Москве отправился в Троице-Сергиеву обитель, где молился за благодарственным молебном Радонежским чудотворцам [11]
Чтобы успешно продолжать борьбу с Турцией и открыть России выход к Черному морю, Петр I решил строить большой морской флот. 4 ноября 1696 г. в Преображенском селе царь собрал Думу, которая вынесла решение: «Всем жителям Московского государства участвовать в постройке кораблей». [12] Все землевладельцы, светские и духовные, были записаны в кумпанства (компании). В этом важном государственном деле принял участие и Троице-Сергиев монастырь, обладавший большими материальными ресурсами. Из семнадцати духовных кумпанств три были организованы Троицким монастырем. Началась усиленная постройка судов на корабельной верфи, устроенной при слиянии реки Воронеж с Доном. Из акта осмотра воронежских судов было видно, что троицкие корабли-бомбардиры вышли лучше других. [13] По окончании строительных работ к 1700 г. на Дону появился внушительный военный русский флот, состоящий из пятидесяти кораблей.
Наступивший XVIII век ознаменовался началом двадцатилетней Северной войны России со Швецией. Причина войны заключалась в том, что Петр Алексеевич решил вернуть старинные русские земли, лежавшие по берегам Невы, и пробиться к Балтийскому морю. Преобразование Русского государства и продолжительные тяжелые войны Петровского времени требовали крайнего напряжения духовных сил и материальных средств русского народа. Когда царь повелел в 1710 г. сравнить государственный доход с расходами, то выяснилось, что общая сумма доходов равнялась 3,3 млн рублей, а расход составил 3,8 млн рублей. Из этой суммы 3,01 млн рублей, т. е. более 4/5, было израсходовано на военные цели. Следовательно, на остальные нужды государства пошло менее 1/5 финансовых средств. [14]
В такой трудной обстановке Троице-Сергиев монастырь постоянно оказывал правительству помощь денежными средствами. За время правления Петра I на различные государственные нужды троицкие власти передали 400 тыс. рублей — больше, чем царям вместе, бывшим до него. [15] Для участия в военных действиях из монастырских крестьян и служек комплектовались отряды ополченцев, направляемые в распоряжение правительства. Помимо этого от Троицкого монастыря было отписано на Олонецкие верфи 4412 крестьянских дворов. [16] Так Троице-Сергиев монастырь вносил посильную лепту в общее дело создания российских армии и флота.
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] Ключевский В. О. Курс русской истории. Ч. 1-3. Изд. 4. М., 1916.
[2] Краткая история СССР. Ч. 1. Изд. 2. АН СССР. Л., 1972.
[3] Соловьев С. История России с древнейших времен. Т. 13. Изд. 3. М., 1878
[4] Леонид (Поляков), архиеп. Афон в истории русского монашества // Богословские труды. № 5. М., 1970.
[5] Богословский М.М. Петр I.T. 1. Л., 1940.
[6] Ключевский В. О. Собрание сочинений. Т. 4. М., 1958.
[7] Соловьев С. История России с древнейших времен. Т. 14. Изд. 3. М., 1879.
[8] Воронин Н. Троице-Сергиева Лавра. М., 1968.
[9] Царь Иоанн Алексеевич не участвовал в управлении государством с 1689 г. до своей кончины 29 января 1696 г. (Прим. ред.)
[10] Ключевский В. О. Собрание сочинений. Т. 4. М., 1958.
[11] Богословский М.М. Петр I.T. 1. Л., 1940.
[12] Костомаров Н. И. Собрание сочинений. Кн. 3. Изд. 5. СПб., 1913.
[13] Богословский М.М. Петр I. Т. 3. Л., 1946.
[14] Богословский М. М. Учебник русской истории. Ч. 1-2. М., 1917.
[15] Воронин Н. Троице-Сергиева Лавра. М., 1968.
[16] Соловьев С. История России с древнейших времен. Т. 16. Изд. 2. М., 1866.
[17] Флоренский Павел, свящ. Троице-Сергиева Лавра и Россия. Напечатана в материалах ЦАК МДА. Сб. 9. М., 1919. (Машинопись.)
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[2] — Флоренский Павел Александрович
Содержание
Краткая биография
Павел Флоренский в Сергиевом Посаде
Упоминания в новостях
Краткая биография
Флоренский Павел Александрович (родился 9(21) января 1882 года; умер в 1937... подробнее...
[3] — Сергий Радонежский
Биография
Рождение и детство
Начало монашеской жизни
Образование Троице-Сергиевого монастыря
Общественное служение Сергия Радонежского
Старость и кончина... подробнее...
[4] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).
Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...
Мысли на день. Святитель Николай Сербский
Великие мысли, кратко реченные: скорбь и молитва об умерших
В святые дни Рождества Христова архиепископ Феогност совершил Литургию в Стефано-Махрищском монастыре
Мысли на каждый день года. 8 декабря
В Кузбассе появился памятник преподобному Сергию Радонежскому