Пролог в поучениях. О милостыне

logo
Пролог в поучениях. О милостыне

Слово Иоанна Златоуста о милостыне

Св. Златоуст о милостыне говорит так: «Милостыня много имать дерзновение: связанным та решит узы, разрушает тьму, угашает огнь, умерщвлявляет червь, изгонит зубом скрежет и со многою радо­стно отверзает небесная врата». Справедливо ли так выражается о милостыне св. Златоуст? Да, знайте, братие, что выражается совершенно справедливо, и в истинности его слов сомневаться никак не должно.

Милостыня „связанным решит узы», т. е. освобождает человека от грехов. Это доказывается повествованием о пребывании Господа в доме Си­мона фарисея. В этом доме одна женщина, за свои грехи пренебрегаемая всеми, сотворила Господу ми­лостыню. Она взяла алавастровый сосуд с драгоценным миром; вошедши в дом, стала у ног Иисуса, и, плача, стала обливать ноги Его слезами и отирать волосами своими, лобызала и мазала миром. Видя cиe, Господь сказал Симону: „Сказываю тебе: прощаются грехи ея многие, за то, что она возлю­била много: „Потом, обратясь к женщине», сказал: „прощаются тебе, грехии (Лук. 7, 36 — 50). „Мило­стыня, — говорить далее св.Златоуст, — разрушает тьму», т. е. открывает человеку истинное богопознание и избавляет от козней диавольских. Первое дока­зывается историей Корнилия сотника. Он, когда еще был язычником, и тогда был необыкновенно милостив. За это Господь послал к нему Ангела Сво­его, чтобы сей указал Корнилию путь к истинному богопознанию. Ангел сказал Корнилию: «молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на намять пред и Бога, и ныне посли во Ионнию мужей, и призови Симона. нарицаемаго Петра; той речет тебе глаголы, в нихже спасешися ты, и весь дом твой» (Деян. 10, 4. 5 и 6). И подлинно, вскоре после сего Корнилий принял св. крещение и спасся. Второе же, т. е. что милостыня спасает человека от козней диавольских, открывается из истории Товита. Милосерд был Товит, и вот что о себе пишет: милостыни многи творих братии моей хлебы моя даях алчущими, и одеяние нагим; и аще кого от рода моего видех умерша, погребах его (Тов. 1, 16 — 17). За это Господь даровал ему зрение, жизнь спокойную и избавил сына его от Асмодея, т. е. от диавола.

Далеe, св. Златоуст говорит, что милостыня «угашает огнь, умерщвляет червь и изгонит зубом скрежет». Эту истину подтверждаешь блаженный Августин, когда говорить: „пред враты гееннскими стоитъ милосердие и не попускает ввергнуть в темницу никогоже» (Бес. 39, вопр. 50).

Наконец, св. Златоуст пишет, что милостыня со мно­гою радостию отверзает небесныя врата. Это послед­нее видно из жития св. Филарета Милостиваго. После его кончины, один из сродников его видел рай светлый и радостный. Там сладкое благоухание на­полняло воздух, тихий ветер колебал прекрасныя деревья, покрытыя плодами и цветами. Нет слов, чтобы описать вей блага, которыя Господь там приготовил для любящих Его. Там родственник Фи­ларета увидел праведных, облеченных в белыя одежды и наслаждавшихся благами небесными. Между ними был один старец, котораго он вдруг не узнал,—сидел на престоле золотом с одной сто­роны окружали его дети новопросвещенныя, держа в руках свечи, с другой—множество нищих тол­пилось, чтобы подойти к нему поближе. И родствен ник спросил у одного юноши: „Кто сей старец, сидящий на престоле посреди этих пресветлых мужей? Не Авраам ли»? А он ему в ответ: «Это Филарет Амнийский, который за любовь свою к нищим и убогим водворяется здесь» (1 дек.).

Итак, 6paтиe, значит правду сказал св. Златоуст уверяя, что милостыня связанным решит узы, раз­рушаешь тьму, угашает огнь, умерщвляет червь, изгонит зубом скрежет, и со многою радостнию от­верзает небесныя врата. Зная же теперь, что сии слова значат, что же мы должны делать, братие? Ко­нечно, должны быть милостивы. Каким образом? По слову Божию „вдовицу оправдаем, сирому судим, ни­щему дадим, сироту защитим, нагого оденем, о сокру­шенном и немощном попечемся, хромому не посмеемся, безрукаго защитим, слепаго к видению света Господ­ня припустим, стараго и молодого между стенами на­шими сокрыем, мертвыя, там, где обрящем, назнаменав отдадим гробу (3 Ездр. 2,20. 21.22 и 23). И когда будем поступать так, то и нам, без сомнения, по слову св. Златоуста, милостыня со многою радостию отверзет небесная врата, и мы воочию убедимся во истине Господней, которая говоришь: блажени миюстивии, яко mиu помиловани будут (Mф. 5, 7). Аминь.



Источник: Пролог в поучениях. Часть 1. Составил протоиерей Виктор Гурьев. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...

[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...