Слово Иоанна Златоуста о милостыне
Св. Златоуст о милостыне говорит так: «Милостыня много имать дерзновение: связанным та решит узы, разрушает тьму, угашает огнь, умерщвлявляет червь, изгонит зубом скрежет и со многою радостно отверзает небесная врата». Справедливо ли так выражается о милостыне св. Златоуст? Да, знайте, братие, что выражается совершенно справедливо, и в истинности его слов сомневаться никак не должно.
Милостыня „связанным решит узы», т. е. освобождает человека от грехов. Это доказывается повествованием о пребывании Господа в доме Симона фарисея. В этом доме одна женщина, за свои грехи пренебрегаемая всеми, сотворила Господу милостыню. Она взяла алавастровый сосуд с драгоценным миром; вошедши в дом, стала у ног Иисуса, и, плача, стала обливать ноги Его слезами и отирать волосами своими, лобызала и мазала миром. Видя cиe, Господь сказал Симону: „Сказываю тебе: прощаются грехи ея многие, за то, что она возлюбила много: „Потом, обратясь к женщине», сказал: „прощаются тебе, грехии (Лук. 7, 36 — 50). „Милостыня, — говорить далее св.Златоуст, — разрушает тьму», т. е. открывает человеку истинное богопознание и избавляет от козней диавольских. Первое доказывается историей Корнилия сотника. Он, когда еще был язычником, и тогда был необыкновенно милостив. За это Господь послал к нему Ангела Своего, чтобы сей указал Корнилию путь к истинному богопознанию. Ангел сказал Корнилию: «молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на намять пред и Бога, и ныне посли во Ионнию мужей, и призови Симона. нарицаемаго Петра; той речет тебе глаголы, в нихже спасешися ты, и весь дом твой» (Деян. 10, 4. 5 и 6). И подлинно, вскоре после сего Корнилий принял св. крещение и спасся. Второе же, т. е. что милостыня спасает человека от козней диавольских, открывается из истории Товита. Милосерд был Товит, и вот что о себе пишет: милостыни многи творих братии моей хлебы моя даях алчущими, и одеяние нагим; и аще кого от рода моего видех умерша, погребах его (Тов. 1, 16 — 17). За это Господь даровал ему зрение, жизнь спокойную и избавил сына его от Асмодея, т. е. от диавола.
Далеe, св. Златоуст говорит, что милостыня «угашает огнь, умерщвляет червь и изгонит зубом скрежет». Эту истину подтверждаешь блаженный Августин, когда говорить: „пред враты гееннскими стоитъ милосердие и не попускает ввергнуть в темницу никогоже» (Бес. 39, вопр. 50).
Наконец, св. Златоуст пишет, что милостыня со многою радостию отверзает небесныя врата. Это последнее видно из жития св. Филарета Милостиваго. После его кончины, один из сродников его видел рай светлый и радостный. Там сладкое благоухание наполняло воздух, тихий ветер колебал прекрасныя деревья, покрытыя плодами и цветами. Нет слов, чтобы описать вей блага, которыя Господь там приготовил для любящих Его. Там родственник Филарета увидел праведных, облеченных в белыя одежды и наслаждавшихся благами небесными. Между ними был один старец, котораго он вдруг не узнал,—сидел на престоле золотом с одной стороны окружали его дети новопросвещенныя, держа в руках свечи, с другой—множество нищих толпилось, чтобы подойти к нему поближе. И родствен ник спросил у одного юноши: „Кто сей старец, сидящий на престоле посреди этих пресветлых мужей? Не Авраам ли»? А он ему в ответ: «Это Филарет Амнийский, который за любовь свою к нищим и убогим водворяется здесь» (1 дек.).
Итак, 6paтиe, значит правду сказал св. Златоуст уверяя, что милостыня связанным решит узы, разрушаешь тьму, угашает огнь, умерщвляет червь, изгонит зубом скрежет, и со многою радостнию отверзает небесныя врата. Зная же теперь, что сии слова значат, что же мы должны делать, братие? Конечно, должны быть милостивы. Каким образом? По слову Божию „вдовицу оправдаем, сирому судим, нищему дадим, сироту защитим, нагого оденем, о сокрушенном и немощном попечемся, хромому не посмеемся, безрукаго защитим, слепаго к видению света Господня припустим, стараго и молодого между стенами нашими сокрыем, мертвыя, там, где обрящем, назнаменав отдадим гробу (3 Ездр. 2,20. 21.22 и 23). И когда будем поступать так, то и нам, без сомнения, по слову св. Златоуста, милостыня со многою радостию отверзет небесная врата, и мы воочию убедимся во истине Господней, которая говоришь: блажени миюстивии, яко mиu помиловани будут (Mф. 5, 7). Аминь.
Источник: Пролог в поучениях. Часть 1. Составил протоиерей Виктор Гурьев. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...
[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
Мысли на каждый день года. 4 января
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Филарета Московского
Продолжаются встречи волонтеров Троице-Сергиевой Лавры с ее насельниками
Пролог в поучениях. Двоякое отношение к свыше посылаемым от Бога вразумлениям
Мысли на каждый день года. 6 февраля