епископ и Рязанский и Касимовский Симон
Первая и основная истина христианского вероучения и богословия есть истина бытия Божия. Она относится к числу истин самоочевидных. Мысль о Высочайшем Существе прирождена человеку, сотворенному по образу Божию. Человек непосредственно ощущает Бога, чувствует Его близость Вера в Бога, возникшая на почве богоподобия и скрытая в душе человека сначала как бы в зародыше, с пробуждением сознания начинает раскрываться. С постепенным своим развитием человек чувствует нужду в оправдании своей веры в существование Бога.
Свидетельством этого служит возникновение различных философских опытов так называемых «доказательств бытия Божия». Следы этих доказательств мы находим в древней философии, хотя строго научное и систематическое изложение дала им лишь средневековая христианская философия.
Так, мы имеем семь таких доказательств: космологическое, телеологическое, онтологическое, гносеологическое, психологическое, историческое и нравственное. Следует наперед сказать, что все они условны. Истина бытия Божия для того, кто живет религиозной жизнью, очевидна и не требует каких-либо доказательств. Что это так, свидетельствует уже то, что Священное Писание, предлагая эту истину, нигде не доказывает ее, наоборот, представляет настолько общедоступной и известной, что называет безумным того, кто говорит в сердце своем: «Нет Бога» (Пс. 52.2). Нужда доказывать бытие Бога, по словам Мёлера, есть признак того, что в нас в высокой степени помрачен образ Божий, а возможность доказать все-таки бытие служит признаком того, что образ Божий еще не совсем изглажен или уничтожен в нас (Ф Р. Геттингер. Апология христианства, СПб., 1873 ч 1 С.77). Именно этот признак и является непременным условием, дающим силу доказательствам бытия Божия. Для того, в ком не заглушены религиозные потребности, не подавлено стремление образа к Первообразу, доказательства бытия Божия оправдывают потребность и разумность веры в Бога, делают эту веру живой, твердой и непоколебимой.
Так, космологическое доказательство, обязанное своим происхождением еще Аристотелю и раскрытое в христианской философии Лейбницем и Вольфом, выходит из факта бытия мира и от этого умозаключает к бытию Бога, как первой Причины бытия вселенной.
Все в мире имеет свою причину, и при этом каждая причина, в свою очередь, является следствием предыдущей причины. В мире, таким образом, наблюдается непрерывная цепь причин и следствий. Разум человека, для которого немыслим такой бесконечный ряд причин, как немыслима река без истока, требует отыскания первой, начальной всему, причины. Не найдя таковой в видимом мире, где все условно, ограниченно и изменчиво, разум по необходимому внутренне присущему уму человека закону причинности, отрешаясь от внешнего мира, обращается к сверхчувственному и приходит к выводу о существовании самобытной и безусловной творческой Первопричины мира — Бога.
Космологическое доказательство имеет немаловажное значение. Показав, что есть Абсолютная Первопричина мира, которая не зависит ни от каких других причин, от которых зависит происхождение всего сущего, космологическое доказательство объясняет рассматриваемые свойства мира — условность, ограниченность и изменчивость, чем и удовлетворяет требованию нашего разума (Что это требование не есть произвольная склонность человека, но действительно коренное требование познающего ума, доказывает факт существования философских систем. Высшая задача философского знания всегда состояла в стремлении уяснить первую причину бытия. И эта мысль о первой, абсолютной причине мира, завершающей ряд частных причин, является общей для всех без исключения философских направлений.)
Если космологическое доказательство, приведя к признанию первой, Абсолютной Причины мира, не определяет конкретных, тем более — идеальных свойств и качеств этой Причины, то от него нельзя того и требовать, как нельзя одной формулой доказать несколько разнородных по существу положений.
Другим наиболее древним и наиболее употребительным доказательством является телеологическое. Оно, делая свое заключение о бытии Бога, выводит его из усматриваемой в мире целесообразности и законосообразительности.
Если мы, рассматривая какую-либо сложную машину, судим по ее устройству о мудрости конструктора (нам и на ум не придет отвергнуть разумного ее творца и считать, что она образовалась сама собой или от слепой, неразумной силы), то так же и телеологическое доказательство, имея исходной точкой высочайшую целесообразность в мире, приходит к заключению о том, что Первопричина мира есть Разумное и Премудрое Существо — Бог.
Верующий человек, взирая на красоту и величие мира, еще более окрепнет в вере и вместе со св. Псалмопевцем воскликнет: «Дивна дела Твоя, Господи!» (Предначинат. Пс. на всенощном бдении). И вера его будет тем сильнее, чем больше он будет познавать мир, ибо это внушит ему благоговейный трепет перед величием Божиим.
История знает немало деятелей науки, сделавших мировые открытия и в то же время бывших истинно верующими людьми. Истинная ученость не отводит от Бога, но приводит к Нему. Перед мудростью строения вселенной благоговел в свое время Ньютон, снимавший шляпу при произнесении имени Божия Такое же благоговение выражал и Кеплер, познавший законы движения небесных тел, когда говорил: «Благодарю Тебя, Создатель и Бог мой, что Ты даровал мне эту радость о творении Твоем, это восхищение делами рук Твоих» (Цит. по: Августин. «Руководство к Основному богословию». 3-е изд. М., 1894. С. 50).
Даже известный критик Кант должен был признать, что телеологическое доказательство «во всяком случае заслуживает того, чтобы о нем говорили с уважением. Оно оживляет изучение природы, так как этому изучению оно обязано своим существованием и в нем постоянно почерпает новую силу. Оно вносит цели и намерения туда, где наше наблюдение само собой их не открыло бы, и расширяет наши познания о природе руководственною мыслию об особенном единстве, принцип которого выше природы. Эти познания действуют в свою очередь обратно на свою причину, именно — на идею, которая служит их мотивом, и усиливают веру в Высочайшего Виновника мира до непреоборимого убеждения» (Цит. по: В. Д. Кудрявцев-Платонов. Сочинения. Изд. Братства преп. Сергия, 1893. Вып. 3. Т.2. С.244).
Ясно указывая на то, что Первопричина мира, как Виновник такого целесообразного устройства, есть Существо Разумное, телеологическое доказательство тем самым существенно дополняет космологическое. Причем, если космологическое действует преимущественно на наш ум, то телеологическое действует уже и на сердце.
Полного же понимания о Боге и это доказательство дать не могло, потому что оно обращало внимание только на одну сторону мирового бытия — мир физический. К более совершенному понятию о Боге приведут нас следующие пять доказательств, рассматривающих более совершенный, духовный мир.
Все эти пять доказательств, которые могут быть названы психологическими, основаны на идее о Боге. Частные формы их зависят от того обстоятельства, на какие из сторон в идее о Боге было обращено внимание
Так, онтологическое доказательство дает рациональное обоснование истины бытия Божия. исходя из присущего духу человека понятия о Боге, независимо от вопроса о его происхождении и отношении к деятельности человека.
Уму человеческому присуща идея о Боге как о Совершеннейшем Существе, а Существо Всесовершеннейшее только тогда может быть «Всесовершеннейшим», когда будет иметь реальное бытие.
Онтологическое доказательство имеет большое значение. Во-первых, оно определенно доказывает логическую необходимость мыслить Бога существующим, что понятие о Боге не есть только абстрактное понятие о совокупности всех реальностей или всех совершенств в нашей мысли, но понятие, что Божество — это бытие Абсолютное, Самосущее, бытие в точном и абсолютном значении этого слова (греч. «он» («онтос») — действительно сущее). Во-вторых, обосновывая необходимость понятия о Боге, с целью вывести отсюда заключение об истине бытия Божия, онтологическое доказательство тем самым усиливает предыдущие два доказательства. По мнению профессора Ф. А. Голубинского, даже самое присутствие Бесконечного Существа не было бы сознаваемо и Откровение о Нем не могло бы быть принято и усвоено человеком, если бы не было в уме его идеи о Боге Твердость довода и сила предыдущего, космологического доказательства состоит в том, что оно «основывается на идее Бесконечного» Она (эта идея) «побуждает разум наш переходить от случайного бытия к бытию самобытному, самостоятельному, вечному, неизменяемому» (Ф. А. Голубинский. Лекции по Умозрительному богословию М.. 1868. С. 49).
Идея о Боге, Присущая нашему духу, дает основание и следующему — гносеологическому (греч «гносис» — знание познание) — доказательству. Оно, рассматривая идею о Боге, обращает внимание именно на ее значение для нашего познания.
Основная мысль гносеологического доказательства состоит в указании существенной связи истины бытия Божия с истинностью нашего познания Исходя из несомненного, подтвержденного и опытом, и общим сознанием факта существования истины. или, что то же, предположения гармонии между мышлением и бытием, гносеологическое доказательство приводит нас к выводу, что действительной причиной такого согласия между мышлением и бытием может быть только Существо Высочайшее, Первоисточник как мышления, так и бытия.
Показав связь истины бытия Божия с коренными истинами нашего познания, следовательно, приведя новые аргументы, оно подтверждает верность довода онтологического доказательства, заключающего от идеи о Боге к реальному Его бытию
Следующим доказательством является психологическое. Оно также, как онтологическое и гносеологическое, основано на идее о Боге, но обращает внимание уже на ее происхождение в нашем духовном существе.
В нас есть идея (понятие) о Боге, как Существе Всесовершенном. И психологическое доказательство, показав, что происхождение этой идеи не может быть объяснено из тех источников познания, из которых мы получаем понятия о предметах видимых (условных и ограниченных) — ни от внешних чувств, ни от нашего рассудка. — приводит нас к выводу, что Виновником существования идеи об Абсолютном и Всесовершенном Существе является Сам Бог, Всесовершеннейшее Существо. Таким образом, само существование в нас идеи о Боге доказывает Его бытие.
Человек верит в Бога, он чувствует внутреннее тяготение к Нему. Но откуда эта вера? Психологическое доказательство дает ясный ответ: вера есть дар Божий. Идея о Боге прирождена человеку Самим Богом.
Еще одним рациональным обоснованием, зиждящимся на идее о Боге, является историческое доказательство. Основано оно на факте существования религиозной идеи у всех народов, и по своему содержанию тесно примыкает к психологическому, раскрывая ту его мысль, что идея о Боге не может происходить от причин частных и случайных. Для этого историческое доказательство приводит внешние признаки этой идеи, именно — всеобщность ее, то есть, что идея о Боге составляет действительное достояние всех людей.
Народы всех времен веруют в бытие Бога. Значит, эта вера не есть что-то случайное, но имеет фактическое основание в глубинах нашего духа.
Факт всеобщности идеи о Боге ясно и убедительно указывает на врожденность ее, а потому историческое доказательство является весьма значительным для верующего. С наступлением умственной зрелости разум человека требует оправдания своей веры. Историческое доказательство дает ему это
Еще Цицерон говорил, что «единомыслие всех народов должно быть почитаемо законом природы» «Если бы истина бытия Божества не была понятна и признана в нашей душе, — говорит он в другом месте, — то одно мнение не могло бы ни быть постоянным, ни подтверждаться давностью времени, ни состариться вместе с веками и поколениями людей; ибо мы видели, что прочие вымышления и пустые мнения с течением времени исчезали». (Цит. по: В. Д Кудрявцев-Платонов. Сочинения. С. 365).
Седьмым доказательством бытия Божия является нравственное. Исходным началом его служит прирожденный человеку нравственный закон.
Но если есть закон, то есть и Законодатель. Рассматривая нравственный закон со стороны его происхождения, доказательство приходит к выводу, что он не может быть результатом воздействия на нас физического мира и не есть продукт самой разумно-свободной природы человека. Следовательно, он дан нам Существом, Которое выше и природы, и человеческого духа, а таким Существом является Всесовершеннейший Бог.
Рассматривая далее осуществление в жизни этого нравственного закона, доказательство заключает, что только при вере в Бога и Его помощи возможно осуществление нравственного идеала. Только тогда нравственность будет спасительной.
Обращая внимание на высочайшую цель, к которой должен идти человек, как нравственное существо, — к истине, добру и блаженству, — нравственное доказательство приводит нас к признанию бытия Бога, как высочайшей реальной цели идеальных стремлений нашего духа Только при вере в Него они получают высшее направление, полное согласие Приближаться к истине, добру и блаженству, жить для Бога и в Боге — вот задача всей жизни и деятельности человека
Значение этого доказательства весьма велико.
Известный немецкий философ Кант считал нравственное доказательство решающим доводом в пользу бытия Бога. Действительно, от этого доказательства нельзя отнять того преимущества, что оно яснее, чем другие, ведет нас к признанию в Боге высочайших нравственных или идеальных совершенств.
Так, почитая Бога единственной Причиной происхождения в нас нравственного закона, мы должны признать свойство совершеннейшей святости.
Далее, показав, что для осуществления нравственного закона необходимо содействие Самого Бога, это доказательство приводит нас к мысли о Боге, как Промыслителе, правящем нравственным миром и содействующем людям в достижении их высших целей. Отсюда вытекает следующее свойство Божие — бесконечная любовь к человеку. Это же доказательство приводит нас к познанию еще одного свойства Божия—правосудия, пониманию того, что Бог есть Судия и Мздовоздаятель — когда указывает на требование закона нравственной правды признать Высшее Существо, воздающее за добродетель вознаграждение, а за порок — наказание
Наконец, узнав, что высшей реальной целью всех идеальных стремлений нашего духа является Бог — Существо абсолютно Совершенное, нравственное доказательство открывает нам следующие свойства Божии: абсолютное знание, абсолютную святость и абсолютное блаженство (соответственно трем формам стремлений нашего духа — истине, добру и счастью).
Сопоставляя все сказанное, следует придти к тому заключению, что если не каждое доказательство порознь, то все в совокупности, в их последовательном развитии при взаимном дополнении одного другим, могут быть названы вполне достаточными для рационального обоснования истины бытия Божия Возведя к ясности сознания то, что скрывалось в чувстве человеческого сердца, они помогают при свете разума раскрыть и уяснить коренную истину нашей веры — истину бытия Божия.
Правда, предполагая за собой понятие о Боге, это обоснование бытия Божия не удовлетворяет норме строго рационального доказательства, но для верующего человека они выступают во всей своей силе. При рассмотрении как мира физического, так и мира духовного, всюду показывая следы Божии, они говорят: «Прииди и виждь» (Ин 1.46). При помощи этих доказательств разум представляет для нас истину бытия Божия логически и нравственно возможной и необходимой, а ощущение близости к душе и воздействия на нее Вездесущего и Всесовершенного Бога рождает в нас убеждение в действительности бытия Божия и превращает эту истину из отвлеченной «в жизненную истину и живое убеждение» (П. Я. Светлов Курс Апологетического богословия Киев, 1900. С. 128)
Значение рационального обоснования истины бытия Божия состоит еще и в том, что оно приводит нас к ясному и определенному понятию о Боге. А это имеет большое значение для религиозного сознания человека, потому что только истинным понятием о Боге обуславливается возможность живого религиозного отношения человека к Богу, не только как к Творцу мира, но и Промыслителю.
«Вышенский паломник». Журнал религиозного объединения-братства «Благотворитель» во имя святителя Феофана Затвориник Вышенского. Рязань. Июль 1996
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра