Церковный музей как центр духовно-нравственной реабилитации инвалидов

logo
Церковный музей как центр духовно-нравственной реабилитации инвалидов
Попечительско-миссионерская деятельность церкви среди инвалидов в последнее время стала достаточно распространенным явлением, в особенности, это заметно в крупных городах. В православном теле и радиоэфире все чаще появляются материалы о людях с ограниченными возможностями здоровья. В этой связи следует выделить телеканалы «Союз» и «Спас», радиостанцию «Град Петров», портал «Предание» и др. Чаще такие материалы выходят с целью сбора пожертвований для инвалидов.

Безусловно, материальная поддержка этой категории людей необходима, особенно когда речь идет о жизни и смерти. Но эти люди нуждаются и в другого рода помощи – обретении веры, духовном окормлении. Одним из путей, приводящих незрячего человека в храм, могли бы стать церковные музеи.

Автору настоящего материала хотелось бы поделиться результатами работы музея при храме Новомучеников и Исповедников Российских города Чебоксары Чебоксарской епархии Чувашской митрополии. Музей функционирует с 2010 года. Хотя он еще совсем молод, благодаря инициативе организаторов музея и в его рамках проводится интересная и разнообразная просветительская работа, в том числе, среди инвалидов.

В 2014 году у работников музея появилась идея познакомить незрячих Чувашии с житием прп. Сергия Радонежского. Идея была поддержана настоятелем храма архимандритом Гурием (Даниловым) и получила благословение митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы. Так появилась передвижная выставка «Преподобный Сергий Радонежский – негасимый свет». Картины были выполнены в оригинальной технике контурной росписи по стеклу молодыми художниками, выпускниками художественного училища г. Чебоксар. Можно, пожалуй, сказать, что такая техника – новое слово в тифлографике (по крайней мере, нам не удалось найти информацию о том, что она была использована как прием живописного изображения для незрячих). И появилась она по причине стесненности в финансовых средствах, благодаря подсказке одного мастера и нестандартному мышлению начинающих художников.
Эта технология заключается в следующем: в раму под стекло помещается ксерокопия картины, которая будет прорисовываться. Затем поверх стекла контуры изображений на картине обводятся специальной пастой из тюбика, которая быстро застывает, образуя твердые выпуклые линии.
Казалось бы, ничего сложного. По словам Елены Авельевой, одной из исполнительниц проекта, «Технология… доступна даже ребенку». Однако во время работы возникло множество непредвиденных проблем, связанных с различием визуального и тактильного восприятия. И студентам, которые только начали овладевать приемами классического рисунка, пришлось на ходу перестраиваться и осваивать премудрости тифлографики. В качестве основы для сюжетов тактильных картин были выбраны миниатюры лицевого «Жития Сергия Радонежского» и гравюры современной художницы Татьяны Киселевой, поскольку они, как оказалось, в наибольшей степени подходили для тактильного восприятия (специфика восприятия на ощупь не позволяет использования сложных сюжетов, многофигурных композиций, больших размеров картины). Все эти знания и навыки появлялись после многочисленных проб, показов незрячим и консультаций со специалистами по тифлопедагогике из Чувашского педагогического университета им. И. Я. Яковлева.
Следует отметить еще одну особенность тактильного восприятия визуальных образов, связанную со специфическими особенностями рецепции тотально незрячих и тех, кто имеет остаток зрения и способен дополнить тактильное восприятие визуальным. Это обстоятельство привело к тому, что картины, первоначально исполненные в черно-белом цвете пришлось покрывать яркими витражными красками (см. прил.3). В результате выставка оказалась универсальной: ее стали экспонировать не только для незрячих.
Открытие выставки состоялось в Доме культуры «Южный» города Чебоксары – учреждении, привычном для незрячих, и открылся молебном, который провел настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских архимандрит Гурий (Данилов).
Выбор был удачен еще и потому, что Дом культуры находится рядом со специализированной школой, в которой обучаются незрячие и слабовидящие дети. Именно эту категорию, прежде всего, имели в виду организаторы выставки, поскольку культура восприятия формируется на ранних этапах жизни ребенка.
«Для ребят из школы для незрячих и слабовидящих детей шрифт Брайля – дело привычное, но картины на выставке им трогать еще не приходилось. И жизнеописание Сергия Радонежского вызвало у них живой интерес».
 процессе проведения экскурсий выявилась еще одна специфическая особенность: чтобы «понять» картины руками, незрячим понадобились тифлокомментаторы, в роли которых выступили студенты-волонтеры Чувашского государственного педагогического университета.
То, что выставка состоялась, — личная заслуга настоятеля храма Новомучеников и Исповедников Российских архимандрита Гурия (данилова), поскольку создание выставки в полном объеме было профинансировано храмом.

Кроме Дома культуры «Южный» выставка экспонировалась в Чувашском государственном институте культуры и искусств, Центре современного искусства, в художественном музее г. Чебоксар. 
А ее авторы полны замыслов и планов. И думается, что выбранный ими путь универсализма наиболее перспективен.

Выставка о прп. Сергии Радонежском обещает быть первой в ряду подобных проектов. Хотя ее «зрители» не столь многочисленны, такие акции необходимы, о чем свидетельствует неподдельный интерес, проявленный незрячими, особенно, школьниками.

Выставка «Преподобный Сергий Радонежский – негасимый свет» уже позволяет сделать кое-какие выводы о специфике миссионерской работы среди незрячих. И самое главное, как представляется, форма просветительской работы с этой категорией инвалидов посредством выставок с тифлокомментариями представляется одной из наиболее оптимальных и перспективных. Сама эта работа начата достаточно давно, и о попытках донести иконографические образы до слепого человека уже предпринимались. 
Наиболее распространенным, видимо, следует считать создание так называемых икон для незрячих, которые позволяют осязать изображенный образ. С точки зрения автора этой работы, практика помещения таких икон в обычном храме не совсем перспективна, поскольку Икона – откровение Божие, выраженное в линиях и красках, предполагающее визуальное восприятие.
Икона для слепых – это уже не икона в изначальном смысле этого слова, но ее тактильная копия или макет. почитание такого образа традиционным способом лобызания невозможно из гигиенических соображений. Кроме того, вряд ли во время Богослужения будет уместно его тщательное тактильное рассмотрение. Да и сам слепой вряд ли будет чувствовать себя комфортно в такой ситуации. Гораздо более эффективный способ, как представляется, предоставить возможность незрячему знакомиться с имеющимися святынями вне службы, посредством выставок, инсталяций или рельефно-графических пособий.
 Более целесообразно было бы, если бы священник, в приходе которого есть слепые прихожане, в проповедях к соответствующим праздникам описывал находящиеся в храме иконы. Кроме того, по словам самих незрячих, было бы замечательно, если бы они сами могли брать описания литургии, тексты Богослужений и другие книги в приходской библиотеке и чтобы эти книги по формату позволяли использовать их во время Богослужения, как это делают видящие прихожане. Также Было бы неплохо, если бы рельефно-графические пособия с простыми и подробными описаниями существовали в школах и специализированных детских садах. 
Таким образом могли бы развиваться культура восприятия, эстетический вкус, расширяться кругозор, что помогало бы незрячим найти путь к Богу. Такой незрячий, даже полностью лишенный зрения, войдя в храм, будет стремиться ощутить контакт со святыней, поскольку в его воображении возникнет образ иконы, и окно в горний мир распахнется для него, а слово «Икона» перестанет быть пустым звуком. Ведь доказано, что между визуальным и тактильным восприятием нет принципиальных различий, что они касаются конкретных способов восприятия (продолжительность во времени, одномоментный охват всей информации и пр.). Автор настоящей работы не настаивает на истинности высказанного здесь предположения. Что лучше для слепого, покажет время. Возможно, востребованными окажутся все формы. Возможно, найдутся отмеченные Духом Святым творцы, которые смогут предложить что-то совершенно неординарное. А пока Важно то, что есть понимание и есть желание помочь.

То, что приход храма Новомучеников и Исповедников Российских уделяет внимание именно незрячим, имеет несколько причин. Во-первых, это связано, на наш взгляд, с тем, что храм стал активным партнером в проекте «Свет Христов да просветит всех», реализованным в 2011 г. на базе БУ «Чувашская республиканская специальная библиотека им. Л.Н. Толстого», благодаря поддержке фонда «Православная инициатива» прп. Серафима Саровского. Во-вторых, немаловажным является то обстоятельство, что в силу своей молодости музей не располагает достаточными площадями, еще не организована доступная среда для всех категорий инвалидов. Однако, надеемся, что проблемы с Божией помощью будут постепенно решаться, и музей при храме Новомучеников и Исповедников Российских г. Чебоксары сможет принимать различные категории инвалидов и помогать этим людям обрести веру.

Помогай им, Господи, в их благородной работе!
Герасимова Наталья Ивановна, кандидат культурологии,
доцент ФГОУ БУ ВПО «Чувашский государственный институт Культуры и искусств» 
Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...

[2]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...