Хирург с народным признанием

logo
Хирург с народным признанием

Принято считать, что только выдающиеся артисты могут быть в звании народных. Рискнём утверждать, что это не так. Наш сегодняшний гость — Анатолий Трофимович ВИНОКУРОВ, который долгое время возглавлял хирургическое отделение Районной больницы. Высоких наград и почётных регалий он за свой многолетний труд не снискал, но одно звание у него точно есть.

Более десяти ныне успешно практикующих хирургов называют его своим Учителем, именно так — с большой буквы. Житель района, которому хирург когда-то спас супругу, настоял на том, чтобы 75-летие мастера в эти дни не прошло незамеченным. Он утверждает, что под таким обращением в газету наверняка подписались бы очень многие в нашем районе. А это значит, что Анатолий Винокуров действительно хирург с народным признанием.

— Анатолий Трофимович, когда встречаешь счастливца, которому удалось угадать своё профессиональное призвание, всегда хочется понять, как это чудо произошло?

— Конечно, ни о какой хирургии и не думал, но учился хорошо. Даже когда переехали в подмосковный совхоз и мать в суматохе забыла взять документы из прежней школы, строгий директор только заглянул в тетрадки и согласился принять новичка в виде исключения. Но и с отличным школьным аттестатом ещё ничто не предвещало мединститута. Два года проработал в совхозе, был грузчиком, слесарем, электриком, всему учился на ходу. Это был мой собственный выбор: хотел узнать, как зарабатывают деньги на земле.

Однажды мама привела в дом дочку своей подруги, барышня уже была студенткой медицинского вуза. Она поговорила со мной и вынесла вердикт — надо поступать в медвуз.

— А когда всё-таки обнаружилась тяга к хирургии?

— Мы с женой Клавдией учились на факультете “Лечебное дело”, специализации и интернатуры тогда ещё не было, считай, все пути открыты. И вот едем мы, как говорится, по велению сердца и всесоюзному распределению после вуза на Алтай. С собой у нас только мешок книг да молодые мечтания. Все 3600 км до посёлка Благовещенка мы с Клавдией спорили, какую специализацию себе выберем: кому быть терапевтом, а кому невропатологом.

Жизнь, конечно, всё устроила по-своему. Любимая супруга стала заведующей инфекционным отделением. Моё знакомство с главврачом местной больницы прошло так: он немедленно вызвал заведующего хирургией и представил меня — вот наш молодой хирург. Наставник увёл с собой и заверил: что умеем сами, будешь уметь и ты. Ещё и преподавали, как выпускники медвуза, в местном фельдшерско-акушерском училище. Через несколько лет я уже был заведующим хирургии в филиале больницы — медсанчасти крупного местного комбината.

Хирург с народным признанием

— Не было ощущения, что распределение завело на край света в смысле географии и медицины?

— Как можно относиться к местам, где тебе открылся смысл твоей профессии? Конечно, они стали родными.

И надо сказать, медицинские возможности у медсанчасти сульфатного комбината были такие, что и сегодня не у каждого города есть. У нас тогда, в 60-х, было своё кардиологическое отделение на 30 коек, собственное хирургическое отделение. Даже телевизоры в палаты собирались покупать.

— И всё-таки предпочли Под­мос­ковье, даже ценой потерь в карьере…

— Все близкие живут здесь, хотели быть ближе к родным. Нас с супругой пригласили в Хотьково. Не сразу, но мы получили обещанное благоустроенное жильё. Свои профессиональные позиции восстанавливал буквально по крупицам. Не хотел менять хирургию на другую специализацию ни в коем случае. За принципы приходится дорого платить. После статуса завотделением хирургии работал рядовым хирургом на приёме в городской амбулатории и на экстренных операциях в местной старенькой больнице. Добавил к этому ещё и дежурства в ЦРБ, чтобы иметь выход на серьёзный уровень хирургии. И однажды тогдашний завотделением хирургии Алексей Удалой сам инициировал мой перевод в Районную больницу. Коллеги поймут, что это для меня значило. Хирургу, который уже выполнял сложные операции, трудно оказаться без настоящего дела.

— Вашу профессию можно назвать сакральной, у вас в руках буквально жизнь человека. Как такие полубоги переносят будничную суету сует, да те же обиды от начальства?

— Всё уходит в сторону, когда ты за работой и от твоего профессионализма зависит многое или даже всё для пациента. Но обиды, конечно, оставляют царапины на сердце. В нашей среде есть что-то вроде своего “языка”.

У меня был начальник, который мог обидеть совершенно незаслуженно.

И никогда не просил прощения, даже если был явно неправ и сознавал это. Но тот же человек доверял мне такие ответственные операции, что это сглаживало все углы. Этим он отдавал дань уважения моему мастерству.

— Читала послание в вашу честь от ваших учеников в один из профессиональных праздников. Они восхищаются тем, что сами видели не раз. Больные перед операцией всецело доверяли вам свою судьбу и обещали никогда ни в чём не упрекнуть. Каково с таким грузом ответственности брать в руки скальпель?

— Всегда оперировал, как меня учили мои наставники, и соблюдал незыблемые принципы профессии. Всех своих учителей помню по имени-отчеству. Сам брал уроки предельного спокойствия и сосредоточенности в любой ситуации, демократичности и уважения к коллегам,  особенно к начинающим. Бывало, мои практиканты в начале недели на экстренных операциях ассистировали мне, потом мы делали их совместно, а к концу недели уже я сам брал на себя функцию ассистента. Был у меня ещё в Хотькове практикант, в котором я сразу почувствовал родственную душу. Кто выбирает хирургию, должен быть готов многим жертвовать ради этого. Спустя годы мы по-братски приветствовали друг друга, встретившись в клинике 1-го Мос­ков­ского мединститута. Я там проходил подготовку по современным органосохраняющим технологиям в хирургии.

Хирург с народным признанием

— Есть нечто такое, что вы не позволяли себе и своим коллегам, когда возглавляли хирургическое отделение ЦРБ?

— Всегда считал, что нельзя ограничиваться только локальной проблемой из истории болезни пациента. Надо глазами и кончиками пальцев убедиться, что ничего не упущено вокруг. Разумеется, мы овладели операциями с использованием современных технических средств. Но часто пальцы оказываются более “зоркими”, чем электронный “глаз”. И сколько раз в своей практике я находил подтверждение этому правилу в хирургии. Есть и “табу” в нашем деле: если почувствовал самоуспокоенность, не хочется докопаться до сути проблемы пациента — лучше уходи из хирургии. Это точка в профессиональном росте.

— Анатолий Трофимович, в районе столько хирургов, которые называют вас своим Учителем, столько у вас “крестников” после удачных операций, а почему же нет наград и званий? Вы совсем лишены честолюбия?

— Наверное, у меня честолюбие другое. К почестям и сам не очень стремился, для меня важнее сохранить верность себе и своим принципам. Моё честолюбие заключалось в возможности проводить ответственные операции. И как мне кажется, тут я сделал неплохую карьеру. Говорят, каждому хирургу есть о чём сожалеть. Мне жаль, что по воле обстоятельств пришлось уйти из хирургии семь лет назад. А мог бы ещё поработать. Только об этом жалею.

Светлана Аникиенко
Фото Алексея Севастьянова

Визитная карточка

Анатолий Винокуров родился в 1940-м году в деревне на Рязанщине в крестьянской семье. В десять лет переехал с семьёй в Подмосковье. Отец плотничал в совхозе, мать-домохозяйка занималась многодетным семейством. После окончания школы работал в совхозе, помогал семье. Затем по настоянию родных поступил в Рязанский мединститут. Распределение по окончании вуза в 1966-м получал уже на двоих с молодой супругой и коллегой Клавдией. В районной больнице в посёлке Благовещенка на Алтае она стала терапевтом, он — хирургом. Через несколько лет возглавил хирургическое отделение больницы.

Вернувшись через семь лет в Подмосковье, карьеру хирурга начинал заново — в Хотьковской амбулатории и городской больнице, дежурантом в ЦРБ. Пиком карьеры считает время, когда стал заведующим хирургическим отделением Районной больницы.

Семья Винокуровых вырастила сына и дочь. На днях верные спутники по жизни и профессии отметили золотую свадьбу.

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Городское поселение Хотьково
Хотьково — город и крупнейший населённый пункт одноимённого городского поселения Хотьково в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области. Население 21697 жителей... подробнее...

[2]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...