Хвали Бога твоего, Сионе… дающаго снег Свой, яко волну, мглу, яко пепел посыпающаго, метающаго голотъ Свой, яко хлебы. Противу лица мраза Его кто постоит? Послет слово Свое, и истает я; дхнет дух Его, и потекут воды (Пс. 147; 1, 5-7)
Вот прекрасное изображение нашей зимы, с ее снегами, морозами и инеем; вот картина нашей северной природы, написанная вдохновенным царем-пророком Давидом так живо, как будто он описывает не свою родную Святую Землю, где сам жил, и где зимы почти не бывает, — а нашу русскую природу. И снег, и иней, и мороз — ведь все это наше русское, родное, с детства нам знакомое и нами любимое. С какой радостью после долгой, сырой, дождливой осени, после непроходимой грязи и слякоти мы встречаем первый снег, белый, нежный, пушистый, мягким, блестящим покровом одевающий уснувшую землю; с каким удовольствием любуемся на это роскошное убранство, которым иней украшает наши леса, сады и самые жилища наши, будто обсыпая их дорогими алмазами и самоцветными камнями, которые блестят и искрятся тысячью цветов при ясном сиянии зимнего солнца; с каким наслаждением вдыхаем свежий, чистый, морозный воздух!.. Легче дышится, здоровее себя чувствует русский человек на морозе, и радуется наступлению зимы, как желанной милости Божией. «Слава тебе, Господи! Бог снежку послал», — говорит он, выходя утром из своей хаты и осеняя себя крестным знамением: «Вот еще подморозит немного и санный путь установится». А дети, — как радуются они первому снегу, первому морозу!..
Да, правду говоришь ты, православный русский человек, что снежок Бог тебе посылает. Вот и царь Давид то же говорит: Хвали Бога твоего, Сионе… дающаго снег Свой, яко волну. Снег — это воистину дар Божий, милость Божия для нас, жителей северных стран. Без снега глубоко промерзла бы земля, наша кормилица; мороз загубил бы все семена, все посевы озимые; снег — это теплое одеяние земли на холодное время морозов зимних. Хорошо сравнивает царь Давид снег с волною — с нежной, мягкой, белой шерстью, снятой с овец. Спит земля, утомленная летним трудом; спят посевы, луга и сады; вся природа покоится как бы в мертвом сне, и вот, премудрый и милосердный Господь охраняет ее спящую и заботливо одевает и покрывает снегом, как бы некой ризой для защиты от лютости морозов. Без этой дивно сотканной ризы не только зерна и молодые, неукрепившиеся растения погибли бы, но и сами деревья и корни их потерпели бы много от стужи и жестокости холодных ветров. Под снегом же некоторые травы сохраняют даже и зелень свою. Поистине все премудро устрояет благость Господня: хвали Бога твоего, человече, дающаго снег Свой, яко волну!
Но на что, скажешь, эта зима, эти холода и морозы? Не лучше ли бы — вечное лето, как в жарких странах, где снега никогда не бывает?
Для каждой страны, для каждого места Господь дал свои порядки в течение времен года, в жизни природы. Земной шар так устроен Творцом всемогущим, что в одних странах — вечное лето, а в других — лето сменяется зимой. Самая почва жарких стран не нуждается в отдыхе, а для нашей почвы этот отдых необходим. Без него плодовитость ее скоро истощилась бы, — вот зимой Бог и восстанавливает силы земли. Осенний дождь, зимний снег, весенние оттепели, чередуясь одни за другими, помогают гниению разных остатков растений и животных, а этот перегной удобряет почву. Самый снег способствует удобрению земли. Недаром замечают старые люди, что когда зимой много снега, то летом бывает обильный урожай. Весной снег разрыхляет почву, смывает с нее разные нечистоты. Таким образом, когда ты, человек, спокойно отдыхаешь зимой от летних трудов, Господь незримо, незаметно, без всякого усилия и труда твоего приготовляет твои поля и луга для будущего урожая.
Да и одна ли земная почва обновляется зимой? И животные, и сам ты испытываешь пользу зимних холодов. Кто не чувствовал от летней жары во всем теле какое-то расслабление и вялость? А зимой мы обыкновенно чувствуем себя и бодрее, и крепче. Люди, живущие в жарком климате, ленивы, неподвижны, и оттого невежественны, грубы и дики. То же было бы и с нами. И опять хвали, человече, хвали, прославляй и благодари Бога, Отца твоего Небесного, дающаго снег Свой, яко волну, мглу (иней), яко пепел посы- пающаго: в этих снежных сугробах, в этой гололедице и пушистом инее Он посылает тебе Свое небесное благословение. Хвали Творца твоего, метающаго голоть Свой, яко хлебы — как ту манну, которую Он посылал Евреям в пустыне, и которая напоминала этот голоть — иней…
Благодетельны холода зимние и потому, что очищают воздух от заразных испарений. Противу лица мраза Его кто постоит? Какая зараза не стихнет от наших трескучих морозов! Теряют свою губительную силу осенние горячки и лихорадки, а в холерные годы люди с нетерпением ждут зимних морозов, в уверенности, что и холера, эта злая гостья, губительница, смирится и утихнет — не устоит перед лицом наших холодов. Так и в хладном веянии зимних морозов ощущается премудрая и всеблагая любовь Божия к Своим созданиям.
Но посмотри внимательнее на эти снежинки, на эти пылинки инея, которые так ярко сверкают и искрятся на солнце. Что за дивная красота в устройстве этих без числа разнообразных звездочек и крестиков, столь щедро рассыпанных по земле из снежных туч рукой Отца Небесного! Никакому художнику не придумать такой красоты! И все это премудро приспособлено к своей цели: без этих пушистых крылышек снежинки лежали бы плотным тяжелым слоем на земле; между ними не было бы места воздуху, который дает теплоту этому рыхлому покрову земному; без них пушинки инея не могли бы держаться на растениях; без них снег таял бы слишком медленно… И когда посмотришь на эти необозримые снежные равнины, на эти глубокие сугробы, на толстый лед рек и озер, невольно подумаешь: «Сколько же нужно теплоты, чтобы все это растаяло и обратилось в воду!» Но у Бога все готово: придет желанная весна, послет Он одно слово Свое — Свое Божественное хотение — и истает я; дхнет дух Его, теплый южный весенний ветерок, и потекут воды… И в две — три недели не останется и следа от этих сугробов, и ко дню светлого праздника Воскресения Христова воскреснет обновленная природа; потекут весенние ручьи по долинам, зазеленеют поля и луга, оденется лес и запоют во славу Божию пернатые певцы — птички Божии… Пой и ты с ними и хвали Бога Творца твоего, разумное создание Божие!
«Если бы можно было, — говорит один любомудрый учитель, — найти человека, который не имел бы понятия о перемене времен года, если бы привести зимой этого странника в сад и показать ему обнаженные деревья, и поведать ему о той роскоши, в которую они облекутся весной, то он, вместо ответа, посмотрел бы на вас и улыбнулся, — такой несбыточной басней показались бы ему слова ваши! Так и обнаженные сучья деревьев с убедительностью говорят мне: «Мы оживем, покроемся листьями, цветами и плодами: неужели же не оживут сухие кости человеческие во время весны своей, в день всеобщего Воскресения!» И они оживут, облекутся плотью, в новом виде вступят в новую жизнь. Как деревья, не выдержавшие лютости мороза, весной срубаются на топливо, так и грешники, удалившиеся от Бога, будут ввергнуты в огнь неугасающий…» (святитель Игнатий Брянчанинов). Так зима, а за ней и весна учат нас истине Воскресения мертвых. Бог всемогущ, Богу все возможно; чудес нет для Него.
А для нас и весеннее воскресение природы — чудо, дивное чудо Божие, на которое мы — увы! — смотрим равнодушно… Почему равнодушно? Не потому ли, что и наша душа заснула мертвым сном безпечности, как спят зимой эти бездушные деревья, что и наше сердце охладело в любви к Богу, Творцу своему, как хладны эти застывшие воды в реках?.. Проснись же, открой очи, душа дремлющая! Смотри на чудеса Божии и молись, молись усерднее своему Создателю, чтобы омыл Он и тебя водой покаянных слез и убелил паче снега по слову Своему: И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю!.. (Ис. 1; 18).
Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. ОАО «Молодая гвардия». С. 431-434
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра