Троицкие листки, № 494. «Я не твой брат…». Плоды гордости

logo
Троицкие листки, № 494. «Я не твой брат…». Плоды гордости

Слышим, что один другому говорит: «Я-де не твой брат». Чудно, что человек человеку говорит, и не стыдится го­ворить: «Я-де не твой брат!» Осмотрись, человече, от ка­кого духа слово это произносишь: «Я не твой брат», — и сам увидишь, что это дух гордости издает так свой за­пах злой. Если ты не его брат, то чей же? Он — человек, а тебя как назвать — ангелом или бесом? Скажи, скажи пожалуй; ведь сам ты говоришь человеку: «Я не твой брат!» Я-де высокий, а он низкий; я-де богат, а он нищ; я-де благородный, а он незнатный; я-де госпо­дин, а он раб; я-де человек, а он злой, и прочее. О человече, по­смотри на Христа, Сына Божия; кто Его выше, кто Его благород­нее, кто Его богаче, кто Его славнее, кто Его лучше, кто Его премудрее? Никто с Ним сравниться не может и ни в чем. Он есть Бог вечный, Царь царствующих и Господь господствующих, и во свете живет неприступном. И хотя столь велик Он и славен, одна­ко ж не стыдится человеков братиею Своею нарицати… глаголя: возвещу имя Твое братии Моей… И паки… идиже ко братии Моей и рцы им: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Евр. 2; 11-12, Ин. 20; 17). А ты кто, который гово­ришь человеку: «Я-де не твой брат», — и не хочешь подобного себе братом назвать? Знатный ли ты, но такой же человек, как и незнат­ный. Благородный ли ты, но такой же человек, как и худородный. Властелин ли ты, но такой же человек, как и подчиненный твой. Господин ли ты, но такой же человек, как и раб твой. Богатый ли ты, но такой же человек, как и нищий, и прочее. А что добрым себя человеком называешь, а другого злым, то еще неизвестно, кто луч­шие: ты ли, или он, которого ты злым называешь. Не тот добр, кто себя называет добрым, но тот, кто добро творит и кого Бог, Пра­ведный Судия, похваляет. Посмотри во гробы мертвых и увидишь, что и ты брат всякому человеку. Вы Dice (князья, вельможи — слав­ные, благородные, господа, — богатые и знатные, как боги в мире почитаемые) яко человецы умираете (Пс. 81; 7). Пойми же, возлюб­ленный, что и ты — человек такой же, как и прочие, что именно об этом день рождения и смерти показывает тебе, и, отложив гордость, возлюби смирение Христово; тогда будешь всякого человека и даже самого незнатного братом своим называть. Всяк возносяйся сми­рится, смиряяй же себе вознесется (Лк. 18; 14).

Из творений святителя Тихона Задонского



ПЛОДЫ ГОРДОСТИ



Бог гордым противится, смиренным лее дает благодать (1 Пет. 5; 5)

Премерзкий грех — гордость, но мало кто сознает его в себе, потому что он глубоко в сердце укрывается. Начало гордости есть незнание себя самого. Это незнание ослепляет человека, и потому человек гордится. О, когда бы человек познал себя самого, познал бы свою бедность, нищету и окаянство, он никогда бы не гордился! Но тем более несчастен человек, что не видит и не познает бедности и окаянства своего. Гордость познается отдел, как дерево от плодов. Посмотрим же, каковы плоды этого горького семени — гордости.

Первый: Гордый человек всячески ищет себе чести, славы и похвалы; он всегда хочет показаться чем-нибудь и другим указы­вать, повелевать и начальствовать. А кто препятствует желанию его, сильно на того гневается и злобится.

Второй: Лишившись чести и начальства, он ропщет, негодует и бранится: «Чем я согрешил? в чем я виноват? того ли труды мои и заслуги достойны?» А часто бывает, что такой человек в отчая­нии сам себя и жизни лишает.

Третий: Он берется за дела выше сил своих, дела, которые не может сделать. О человече! Что касаешься бремени, которого не можешь понести?

Четвертый: Он самовольно вмешивается в чужие дела: везде и всякому хочет указывать, хотя и сам не знает, что делает. Так гор­дость ослепляет его.

Пятый: Без стыда хвалит себя и возвышает: я-де то и то сделал, такие-то и такие заслуги обществу показал. О человече! Исчисля­ешь свои заслуги; но почему же о погрешностях своих не говоришь? А если стыдно их объявлять, то стыдись и себя хвалить.

Шестой: Других людей презирает и унижает: он-де подлый человек, он негодный, и прочее. Человече! Он такой же человек, как и ты; вси бо человеки есмы. Он грешник, но думаю, что и ты от этого имени не отречешься; он в том согрешил или грешит, а ты в другом, а может быть, что и в том же. Вси бо согрешиша и лишени суть славы Божия (Рим. 3; 23).

Седьмой: Власти и родителям своим не покоряется, не пови­нуется: у гордых выя жестока и непреклонна. Они всегда хотят поставить на своем.

Восьмой: Добро, какое имеет у себя, себе самому приписыва­ет, своему тщанию и трудам, и своему разуму, а не Богу. О челове­че! Что ты от себя можешь иметь, когда сам нагим исшел из чрева матери твоей? Что можешь иметь, если Бог, источник всякого доб­ра, не подаст тебе? Что тщание и труд наш может сделать без по­мощи Того, Который един все может, и без Которого всяк ничто, как тень без тела?

Девятый: Обличения и увещания крайне не любит; считает себя во всем исправным, хотя и весь замаран.

Десятый: В унижении, в презрении, в бедах и напастях не тер­пит, негодует, ропщет, а часто и хулит.

Одиннадцатый: В словах и поступках показывает надменность и пышность.

Вот плоды гордости, Богу и человекам ненавистной! Горьки эти плоды, потому что горько и семя, от которого рождаются они. Еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк. 16;15). Поче­му и писано есть: всяк возносяйся смирится (Лк. 14; 11). Противопо­ложная гордости добродетель есть смирение. И сколь гнусна и мерз­ка гордость, столь благоприятно и любезно Богу и человекам смире­ние. Ни на что великий и высокий Бог так милостиво не взирает, как на смиренное и умиленное сердце. Поэтому и Пресвятая Богоро­дица глаголет о Себе: призре на смирение рабы Своея (Лк. 1; 48). Ког­да гордость отступает от человека, то вселяется в него смирение, и чем более уменьшается гордость, тем более возрастает смирение: одно другому, как противное, место уступает. Тьма отходит, и на­ступает свет. Как рассудим себя самих и познаем наше бедствие и окаянство, то довольно будем иметь причин к смирению. Рождаем­ся мы нагими и с плачем; живем в бедах, напастях и грехах; умира­ем со страхом, боязнью и воздыханием; погребаемся в земле, и в землю обращаемся. Тут не видно, где богатый, где нищий, где бла­городный и где незнатный, где господин и где раб, где мудрый и где неразумный лежит. Все там сравнялись, потому что все в землю обратились. Почему же убо земля и гной возносится? Почему гор­дится земля и пепел? Возлюбленные христиане! Познайте бедность свою и окаянство, и смиритеся… под крепкую руку Божию, да вы вознесет во время (1 Пет. 5; 6). Познаем, возлюбленные, что мы хри­стианами именуемся от Христа, кроткого и смиренного сердцем; стыдно и весьма неприлично гордиться христианам, когда Христос, великий и высокий Бог, смирил Себя. Срамно гордиться рабам, когда Господь их смирен. Нет ничего столь неприличного и непристойного для христиан, как гордость, и ничто так не показы­вает христианина, как смирение. От смирения познается человек, что он — истинный ученик кроткого и смиренного сердцем Иисуса. Если хотим показать свидетельство, что мы — истинные христиа­не, то научимся от Христа быть смиренными, якоже Сам Он уве­щевает нас: научитеся от Мене, яко кроток есмъ и смирен сердцем (Мф. 11; 29). Вы глашаете Мя Учителя и Господа, и добре глаголете: есмъ бо. Аще убо Аз умых ваши позе, Господь и Учитель, и вы должны есте друг другу умывати нозе. Образ бо дах вам, да, якоже Аз сотворих ест, и вы творите (Ин. 13; 13-15). Воззрим на этот живой образ смирения, и последуем Ему; посмотрим в это зеркало и очистим себя от гордости нашей; не постыдимся послужить рабы рабам и грешники грешникам, когда Господь рабам Своим служить не по­стыдился. Нет ничего выше смирения, и нет ничего подлее горды­ни; смирением люди возносятся, а гордостью смиряются; смирени­ем из грешников делаются праведниками, а гордостью из правед­ников делаются грешниками, смирение и Богу благоприятно, и человекам любезно. Научимся убо смирению, да Бог призрит на нас, и оправдает нас. Напишем и углубим в памяти нашей вышепо­ложенное слово апостольское: Бог гордым противится, смиренным же дает благодать. Аминь.

Из творений святителя Тихона Задонского. Т. V, с. 100, 209-210



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *